Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса | +9 |
Капитал в XXI веке | +4 |
Экономика добра и зла. В поисках смысла экономики от Гильгамеша до Уолл-стрит | 0 |
«Антихрупкость» Нассима Талеба
«Антихрупкость» представляет собой исследование неопределенности, вероятности, удачи, человеческих ошибок, риска и принятия решений в мире, который мы не понимаем. Это своего рода логическое продолжение популярнейшей книги Нассима Талеба «Черный лебедь», выпущенной в 2007 году и его предыдущей книги «Обманутый случайностью».
В этих и других работах он утверждал, что «черные лебеди» – большие невероятные и значимые события, такие как Первая мировая война или...
«Антихрупкость» представляет собой исследование неопределенности, вероятности, удачи, человеческих ошибок, риска и принятия решений в мире, который мы не понимаем. Это своего рода логическое продолжение популярнейшей книги Нассима Талеба «Черный лебедь», выпущенной в 2007 году и его предыдущей книги «Обманутый случайностью».
В этих и других работах он утверждал, что «черные лебеди» – большие невероятные и значимые события, такие как Первая мировая война или бум Интернета – не предсказуемы. Несмотря на склонность людей к рациональным причинно-следственным закономерностям и их стремление навязывать миру нарративы, он заметил, что невозможно рассчитать риски событий «черного лебедя» или предсказать их появление. В «Черном лебеде» Талеб показал нам, что очень маловероятные и непредсказуемые события лежат в основе почти всего, что касается нашего мира.
Талеб говорит о том, что в современном мире эффекты «черного лебедя» неизбежно возрастают в результате глобализации, растущей сложности взаимозависимостей между процессами, и стремлением к повышению эффективности, которая заставляет людей плыть слишком близко по ветру. Так как же бороться с опасностями, порождаемыми этим распространением неопределенности и волатильности?
По словам Талеба, лишенные жизненных стрессоров системы не обязательно хороши и могут быть легко разрушенными. Так же, как человеческие кости становятся сильнее, когда подвергаются стрессу и напряженности, а слухи или беспорядки усиливаются, когда кто-то пытается их подавить, многие вещи в жизни выигрывают от стресса, беспорядка и волатильности.
Основная идея книги проста – Талеб делит мир и все, что в нем существует (люди, вещи, учреждения, образ жизни) на три категории: хрупкий, прочный и антихрупкий. То, что Талеб определил и назвал «антихрупкостью», – это категория вещей, которая не только выигрывает от хаоса, но и нуждается в ней, чтобы выжить и процветать.
Более технически, Талеб определяет антихрупкость как нелинейный ответ на стресс или как в некоторой степени на положительную чувствительность к увеличению изменчивости, стресса, дисперсии результатов или неопределенности. Аналогичным образом хрупкость определяется как линейная чувствительность к стрессорам, что приводит к отрицательной реакции на увеличение летучести, хрупкости и беспорядка. Связь между хрупкостью, нелинейностью и чувствительностью к беспорядку является математической, полученной исходя из теоретических предположений, а не основанной на эмпирическом анализе данных или каком-либо историческом исследовании. По мере продвижения по книге Талеб показывает, как хрупкость обнаруживается, измеряется и трансформируется.
Талеб видит вещи разной степени антихрупкости повсюду: от голодания, мифологии и городского планирования до экономических, технологических, культурных и биологических систем. При этом, экономические, политические или медицинские системы, которые уязвимы к внезапному краху – как правило, управляются высокообразованными людьми, которые считают, что знают, как работают эти системы. Но их уверенность в контроле иллюзорна, их действия вредят, а не помогают. Напротив, Талеб рассматривает децентрализованные системы – предпринимательский бизнес, а не бюрократизированную корпорацию; местное, а не центральное правительство – как более адаптируемые к системным стрессам.
Богатство радикального мышления в этой книге поражает. Только глоссарий предлагает больше идей для размышлений, чем многие другие научно-популярные книги. Тем не менее, «Антихрупкость» далеко не безупречна. Если идея хорошая и аккуратная, то книга, в которой она описана, как раз наоборот. Талеб, похоже, решил не просто объяснить свою идею, но и попытаться продемонстрировать ее.
По мнению Талеба, хрупкость большей части того, что передает «знание», особенно то, которое вырабатывается учеными, – настолько подчинено порядку и полноте, что разваливается при малейшем вздохе. Таким образом, он пошел на преднамеренное расстройство: изложение идеи в книге «Антихрупкость» прыгает от афоризма к анекдоту или техническому анализу, чередуясь с периодическими поощрениями читателя к тому, чтобы он не отставал. Цель, по-видимому, состоит в том, чтобы показать, насколько более интересным может быть аргументирование идеи, если не ставить рамки.
Однако, по словам Талеба, книги и их авторы должны быть антихрупкими. Это означает, что следует приветствовать негативные отзывы: критика для книги – это правдивый, необоснованный знак внимания, сигнализирующий, что это не скучно. Он даже приводит на страницах книги плохой отзыв, данный академиком популярному в последнее время автору (обзор Глена Боуэрса на книгу Тома Холланда «В тени меча») в качестве причины для выхода книги.
«Антихрупкость» пытается одновременно быть двумя вещами: философским трактатом и руководством для жизни. Две предыдущие книги Талеба – «Обманутый случайностью» и «Черный лебедь» – привлекли внимание потому, что они были более узко сосредоточены на неудачах экономистов и финансовых трейдеров, давали объяснение игре, в которой они находились. К слову, их огромный успех, казалось бы, был частично вызван в связи с повышением актуальности исследуемой темы на фоне финансового краха 2007-2008 годов. Но теперь, Талеб хочет очертить эти более ранние тома как несколько меньшие версии его большой идеи. Он предлагает окончательное решение как получить выгоду от беспорядка и хаоса, защищаясь от хрупкости и побочных эффектов – поскольку хаос порождает сложность, сложность порождает гиперрационализм, ведущий к лучшему принятию решений и приобретению антихрупкости.
«Антихрупкость» обеспечивает всеобъемлющую рациональную основу для максимализма Ницше: «Что не убивает меня, меня сильнее», что является сущностью «антихрупкого» мировоззрения. Послание Талеба является революционным, антихрупким, и только антихрупкий придет к его пониманию.
Рецензия на книгу: «Капитал в XXI веке» – Томас Пикетти
«Капитал в XXI веке» – книга французского экономиста Томаса Пикетти, опубликованная в 2013 году. Книга опирается на более чем десятилетие исследований Пикетти и нескольких других экономистов, в которых подробно излагаются исторические изменения в концентрации доходов и богатства. Этот массив данных позволяет Пикетти наметить эволюцию неравенства с конца 1970-х годов.
Центральный тезис книги состоит в том, что, когда норма прибыли на...
«Капитал в XXI веке» – книга французского экономиста Томаса Пикетти, опубликованная в 2013 году. Книга опирается на более чем десятилетие исследований Пикетти и нескольких других экономистов, в которых подробно излагаются исторические изменения в концентрации доходов и богатства. Этот массив данных позволяет Пикетти наметить эволюцию неравенства с конца 1970-х годов.
Центральный тезис книги состоит в том, что, когда норма прибыли на капитал является больше, чем темпы экономического роста – результатом является концентрация богатства в долгосрочной перспективе, и это неравное распределение богатства вызывает социальную и экономическую нестабильность. Таким образом, неравенство – это не случайность, а скорее черта капитализма.
Основное внимание в книге уделяется богатству и неравенству доходов в Европе и Соединенных Штатах с 18-го века. Самая цитируемая статистика Пикетти здесь такова: 60% прироста национального дохода США за 30 лет после 1977 года припадает всего лишь 1% работающего населения. Таким образом, в XVIII и XIX веках западноевропейское и американское общество было крайне неравным. Частное богатство затмевало национальный доход и было сосредоточено в руках богатых семей.
Эта система сохранялась, даже когда индустриализация медленно способствовала росту заработной платы рабочих. Только хаос Первой и Второй мировых войн, и депрессии нарушили эту закономерность. Эти события побудили правительства предпринять шаги по перераспределению доходов, особенно в период после Второй мировой войны. Быстрый мировой экономический рост того времени, высокие налоги, инфляция и банкротства привели к уменьшению важности унаследованного богатства в мировой экономике и открыли период, когда доход и богатство распределялись относительно равномерно. Но потрясения начала 20-го века исчезли, и сегодня теория Пикетти подтверждает себя.
Таким образом, Пикетти построил как можно более полный и последовательный набор исторических данных, чтобы изучить динамику распределения доходов и богатства в долгосрочной перспективе. Пикетти считает, что в капитализме существует «фундаментальное логическое противоречие» с «потенциально ужасающими» последствиями для распределения богатства. В книге также утверждается, что мир сегодня возвращается к «родовому капитализму», в котором в значительной части экономики преобладает унаследованное богатство: сила этого экономического класса возрастает, угрожая создать олигархию.
Из этих исследований Пикетти получает великую теорию капитала и неравенства. «Центральным противоречием капитализма» Пикетти называет тот факт, что средняя норма прибыли на капитал, где прибыль включает дивиденды, проценты, ренту и другой доход от капитала, обычно, превышает темпы роста выпуска. Он интерпретирует это как означающее, что, когда темпы роста низки, тогда богатство имеет тенденцию накапливаться быстрее, чем растут темпы экономического роста.
Пикетти фиксирует данную концепцию в выражении:
r > g, (1)
где r - норма прибыли к богатству;
g - скорость экономического роста.
Пикетти утверждает, что при прочих равных условиях более быстрый экономический рост уменьшит важность богатства в обществе, тогда как более медленный рост его увеличит. При этом нет никаких естественных сил, направленных против постоянной концентрации богатства. Только стремительный экономический рост или государственное вмешательство может сохранить экономику от возвращения к «родовому капитализму», который беспокоил Карла Маркса. В заключении Пикетти предлагает глобальную систему прогрессивных налогов на благосостояние, чтобы предотвратить рост неравенства, способствующего экономической или политической нестабильности в будущем.
Пикетти предлагает ввести прогрессивный ежегодный налог на богатство в мире до 2% в сочетании с прогрессивным подоходным налогом, достигающим 80%. По мнению экономиста это уменьшило бы неравенство, хотя он сам говорит, что такой налог «был бы политически невозможным».
Неудивительно, что книга привлекла много критики. Некоторые задаются вопросом на самом ли деле будущее в скором времени будет выглядеть как капиталистическое прошлое. Теория утверждает, что сегодня становится все труднее заработать хорошую прибыль и благосостояние. Тем не менее, многие из мультимиллионеров современности, включая Билла Гейтса, или Марка Цукерберга, в основном получили свое благосостояние через работу, а не через наследование. Другие утверждают, что политические рекомендации Пикетти более идеологические, чем экономически обусловленные, и могут принести больше вреда, чем пользы.
Однако, сегодня многие люди обеспокоены медленными темпами роста в развитых странах после финансового кризиса в 2008 году. Многие также обеспокоены растущим неравенством. На первый взгляд, «Капитал в XXI веке» предлагает элегантный способ объяснить и то, и другое. Но мир намного сложнее, чем идея «центрального противоречия с капитализма», то есть взаимосвязь между накоплением капитала и ростом. Критика капитализма Пикетти, больше основана на его взглядах на факторы, определяющие распределение богатства, чем на его внимание относительно неравенства в доходах. Чтобы понять происхождение и увековечение неравенства богатства, нам необходимо учитывать все соответствующие различия между людьми: их талант и драйв, образование, сберегательное поведение, наследование и завещание, а также самый важный фактор – удачу.
«Капитал в XXI веке» – очень важная книга. С этим почти все согласны потому, что это книга о важной теме: книга великих амбиций о неравенстве, написанная не последним «мыслителем», а уважаемым академиком-экономистом с реальными цифрами.
Рецензия книги «Экономика добра и зла»
«Экономика добра и зла» является результатом работы Томаша Седлачека, (который входит в число влиятельных авторов) о том, как менялись представления человека о мире с экономической точки зрения.
В книге проанализированы исторические источники и труды великих мыслителей: от шумерского эпоса и Ветхого Завета до древнегреческой и христианской литературы, от Рене Декарта и Адама Смита до эпохи постмодернизма.
Цель анализа – показать экономические взгляды...
«Экономика добра и зла» является результатом работы Томаша Седлачека, (который входит в число влиятельных авторов) о том, как менялись представления человека о мире с экономической точки зрения.
В книге проанализированы исторические источники и труды великих мыслителей: от шумерского эпоса и Ветхого Завета до древнегреческой и христианской литературы, от Рене Декарта и Адама Смита до эпохи постмодернизма.
Цель анализа – показать экономические взгляды людей различной национальности, вероисповеданий и исторического периода.
В своем исследовании Томаш Седлачек выражает философский подход, убеждая читателя, что экономика, по сути, занимается вопросами добра и зла.
Экономика, которую мы знаем сегодня, представляет собой культурный феномен, продукт нашей цивилизации. Однако мы не создавали ее специально, осознанно. Мы даже в полной мере не представляем себе, каковы истоки этого феномена и как именно он работает. В этой книге автор пытается разобраться, как развивалась экономика на протяжении веков, и как менялось ее восприятие людьми.
Автор подчёркивает, что все ключевые идеи, с которыми имеет дело экономика, выходят далеко за ее пределы, а нередко и за пределы науки как таковой. Поэтому стоит смотреть на неё с точки зрения философии и истории, антропологии и психологии.
Автор считает, что для понимания человеческого поведения нужно, прежде всего, изучить, как происходило становление идей, сформировавших нас. В том числе идей о добре и зле.
Анализ экономики древнего мира автор начинает с «Эпоса о Гильгамеше» – литературного памятника, созданного четыре тысячи лет назад.
Седлачек отмечает, что вопросы, которые поднимаются в «Эпосе о Гильгамеше» созвучны тем, что интересуют нас до сих пор. Еще одним важным аспектом произведения автор считает дружбу между Гильгамешем и Энкиду. В эпосе можно найти и прародителя принципа невидимой руки рынка: в образе дикого зла, которое после укрощения стало служить на благо людям.
Упоминание о добре и зле в произведении присутствует, однако систематического решения этой проблемы на моральном уровне не предлагается. Зло в этом тексте – нечто внешнее, существующее вне человеческого общества. То есть речь идет о природном зле, которое не творят люди, а которое просто происходит.
По мнению Седлачека, основной вклад Смита в развитие экономики – это утверждение, что общество может существовать только благодаря эмпатии, сочувствию. Он считал, что человек чувствует связь между собой и даже самыми удаленными от него членами сообщества.
Таким образом, распространенное толкование идей Смита является ошибочным. И это неверное толкование ведет экономику неправильным путем, уверен автор. Чтобы понять, почему экономика находится в современном состоянии, нужно изучать двух Смитов, вспомнить о роли этики в обществе. «Основной посыл Смита, который он оставил экономистам, заключается в том, что экономика не должна отодвигать на задний план вопросы морали, ведь именно они и являются ключевыми», – утверждает Седлачек.
По мнению Седлачека, все, что вложено в наше сознание, лучше всего познается во время кризиса. Сила часто скрывает истинное положение дел, а слабость – открывает его нам. Поэтому именно сейчас, когда человечество переживает кризис за кризисом, мы можем разобраться, в каком состоянии находится мировая экономика, куда движется общество.
Анализируя текущее состояние дел, автор выделяет несколько важных факторов. Во-первых, это пресыщенность западного мира. «В то время как огромная часть мира голодает, проблема нашей цивилизации – как наесться и при этом не наесться», – пишет Седлачек.
Чем больше у нас есть, тем большего мы хотим. Почему так происходит? Возможно, нам казалось, что чем больше у нас будет, тем меньше нам будет нужно. Мы думали, что удовлетворение потребностей приведет к уменьшению их количества. Но произошло обратное: у богатых желаний больше, чем у бедных. «Каждое удовлетворенное желание порождает новое желание и таким образом оставляет нас неудовлетворенными, – пишет автор. – Поэтому необходимо обращать внимание на каждое новое желание, которое мы себе придумываем, ведь оно становится нашей новой зависимостью. Потребление – это наркотик».
Что может послужить решением этой проблемы? На первый взгляд может показаться, что это аскетизм, однако автор уверен, что хороший ответ – это так называемая шаббатная экономика. Тора говорит, что человек должен работать шесть дней, а седьмой – отдыхать и наслаждаться плодами своего труда. Земля должна отдыхать один раз в семь лет. Раз в 49 лет прощались все долги. Другими словами, с определенной периодичностью результаты аннулировались, система перезапускалась.
Еще один вопрос, которого касается автор, – как не допустить финансовых кризисов в будущем. Один из возможных ответов – в успешные годы страны должны создавать запасы на черный день. Разумеется, одного этого шага недостаточно, чтобы исключить рецессию, но так мы, по крайней мере, расширяем поле для маневра.
Вывод таков: экономика должна стоять на обеих ногах, иметь и тело, и душу. Ведь исторически она отделилась от моральной философии, и забывать об этом не стоит.
Нашему времени не хватает чувства меры. Конечно, материальные вещи – это один из источников удовлетворения, и отказываться от них автор не призывает. Однако это не единственный источник, даже если иногда нам кажется иначе. И человечеству пошло бы на пользу, если бы оно осознало: у него есть очень много, и нужно быть за это благодарным.
Не знаете, что почитать?