Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
О дивный новый мир | +27 |
Ярмарка тщеславия | +2 |
Братья Карамазовы | +1 |
Гордость и предубеждение | +1 |
Шоколад | +1 |
Решив написать статью о романе в четырех частях с эпилогом, я - впрочем, как и всегда при своем самонадеянном посягательстве на русскую классику - столкнулась с чувством стыда. Ну, мне ли покорять вершины художественного мастерства авторов, восхвалять глубину смысла и ширину охвата действительности их произведений? Кроме того, мне стыдно, что не берусь за анализ, ограничиваясь лишь описанием субъективных впечатлений от прочитанного. В этот раз особенно. Если уж писать про "Братьев Карамазовых",...
Поэтому хитро и нескромно облегчаю себе задачу и останавливаюсь не на идейно-художественном анализе, а на решительном и бескомпромиссном восхвалении таланта Достоевского.
Открыв книгу, вы не читаете художественное произведение с вымышленными персонажами, выдуманными характерами, обусловленными сюжетом диалогами - нет! Вы наблюдаете жизнь. Меня восхитило решение Достоевским пространственно-временной проблемы в романе. События в произведении выстраиваются не линейно, а развиваются в трёх измерениях с учетом времени, что создаёт ощущение созерцания объемной картины происходящего с высоты птичьего полёта. Вот умер старец Зосима, и Ракитин ведет отчаявшегося Алёшу к Грушеньке. А в это время Митя в невменяемом состоянии мчится к Лягавому за деньгами. А Иван в ту же минуту выслушивает накрученные истерики Катерины Ивановны. А сладострастник Фёдор Павлович ходит в нетерпеливом ожидании Грушеньки по своей комнате и проверяет, на месте ли роковой конверт с тремя тысячами. Действие романа в самом прямом смысле разворачивается и предстаёт перед нами макетом жизни, в которой в разном месте при разных обстоятельствах, но в одно и то же время вершатся разные судьбы разных людей. Это ощущение усиливается наличием конкретики, исключающей возможность появления малейших несоответвий: точным отсчетом дней, упоминанием времени суток, пояснениями относительно географии города, — а также часто употребляющимися глаголами движения «спешил», «успеть», «направлялся» и т.д. Признаться, до сих пор я не встречала произведений с подобной организацией действия. Это гениально!
Но мастерство писателя воплотилось, конечно, не столько в создании реалистичного жизненного потока, сколько в тех характерах, которые Достоевский бросает в него. Каждый персонаж — это отдельная вселенная, целый мир, проработанный автором до мельчайших деталей. Писатель представляет читателю живые законченные образы, полноценные личности со своим мировоззрением, ходом мысли, манерой говорить, привычными жестами. Они легко могут сойти со страниц книги и гармонично вписаться в нашу повседневную жизнь — настолько они реалистичны, правдивы, точны и полны. Автор так четко, тонко, глубоко и обстоятельно знакомит нас со своими героями, что, кажется, по ходу действия романа нам уже не нужны авторские комментарии: мы сами очень хорошо понимаем, где он вскочит, где отшатнётся, где иступленно закричит, захлебываясь в слезах, где ошарашено залопочет, где простодушно и по-детски весело рассмеется. И это касается абсолютно всех встретившихся нам в романе! Нет ни одного характера, который был бы лишь эскизом, наброском! И это при таком широком охвате действительности!
В этом заключается глубокий психологизм романа, хотя это, конечно, особенность произведений Достоевского вообще, не только «Братьев Карамазовых». Писатель заставляет нас углубиться в напряженный психоанализ личности. В многочисленных монологах и диалогах перед нами вырисовывается сознание и подсознание героев. Чего стоит одна беседа Ивана с чертом! Эти муки сильного, скептичного, но расстроенного разума, борющегося с сумасшествием, муки жаждущей и стремящейся к свету души, конфликтующей со строптивой, гордой, независимой натурой… Разве возможно в полной мере осознать всю гениальность автора, сумевшего до такой степени узнать человека?
Как он задевает наши сердца! Особенно традиционной для его творчества проблемой поруганного детства. Найдётся ли человек, который не пролил слезы над судьбой бедного Илюшечки? Вряд ли.
В этой судьбе - развитие одной из главных идей романа, данной в качестве эпиграфа: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода». Вспомним эпилог, в котором Алёша побуждает детей никогда не забывать Илюшечку и то, какими добрыми и сильными они стали на время его болезни. Мальчик умер, но посеял «разумное, доброе, вечное» в сердцах сверстников, и эти семена дадут, безусловно, «много плода».
Хотя вскольз, но упомяну образ повествователя. Это балагурство, этот игривый тон, эти ироничные замечания — не знаю, как вы, а я вижу в этом продолжение традиций Николая Васильевича Гоголя.
Кстати, при упоминании "великого поэта" мне не обойти стороной и размышления о судьбе России. Куда ее приведут карамазовские черты народного характера — чистота Алеши, скепсис Ивана, широта души и необузданность Мити? Чем станет бешеная птица-тройка — величественной колесницей или безумной телегой? Зависит от нас.
И да, когда, сидя на облучке, будете погонять своих лошадей, помните: «Как хороша жизнь, когда что-нибудь сделаешь хорошее и правдивое!»
Заходите на мой блог :)
Моё знакомство с произведением началось с недоумения. Эпиграф, гласящий, что мы должны "избежать окончательного осуществления" утопии и "вернуться к ... менее совершенному обществу", ввёл в ступор. С какой стати стоит бояться идиллии, безграничного счастья и постоянной радости? Между утопией и справедливостью, равенством и свободой стоит равно, не так ли?
Хаксли даёт исчерпывающие ответы на эти вопросы. В его новом мире все как в сказке: кругом царит счастье; никто не...
Хаксли даёт исчерпывающие ответы на эти вопросы. В его новом мире все как в сказке: кругом царит счастье; никто не знает, что такое голод, страдание и нужда; все желания исполняются почти по щелчку пальцев. Да только желания эти сводятся к естественным потребностям человека. Ах да, ещё есть буквально навязанные, вбитые в голову, продиктованные вкрадчивым голосом в ночной тиши 200 раз социальные потребности, например, раз в неделю устраивать оргию с коллегами по работе для поддержания корпоративного духа. И кстати, работу вам выбрало правительство. Предварительно разделив всех на касты. Если Вы альфа, ответственность за сферу умственного труда лежит на Вас. Вам так повезло: Вы не прислуга, как дельты! Если Вы дельта, то обслуживаете альф. Вам так повезло: не приходится заниматься сложнейшей работой, как альфам! И все счастливы. Точнее, Вас и остальных в этом убедили, внушив в подсознание и привив на биохимическом уровне. Ой, и ещё. Ничего не запрещено. Аморального не существует. Пошлое - нормально. Ну а если Вам и это не по душе, то есть идеальный, совершенно легальный наркотик. "Сомы грамм - и нету драм!" А вместе с ними и самосознания, жажды духовного саморазвития, собственных взглядов и мнения. Нет личностей. Есть потребители.
Читая книгу, постоянно думала: кому же это выгодно? Кто извлекает из этого пользу?
А потом, наконец, поняла: никому и никто. Все устроено для абсолютного счастья людей, без подвоха. Настоящий рай, настоящая утопия, верно?
Жутко. И, самое страшное, вполне логично и весьма осуществимо. Теперь эпиграф не кажется бессмысленным.
Однако несмотря на потрясающую идею произведение оставило очень неприятное впечатление. Во-первых, как такого сюжета нет. Завязка, кульминация, развязка - все буквально на последних страницах. Автор знакомит нас с дивным миром уж слишком долго - так, что иногда от скуки хочется отложить чтение. Во-вторых, история главного героя (который опять-таки появляется лишь в самом конце) очень скомкана. Чувство, будто из песни выкинули слова, чего, как мы знаем, делать нельзя, оставляет осадок. Эмоции и чувства были сжаты до такой степени, что после прочтения последней строки наступает ступор и недоумение. В-третьих, делается огромнейший акцент на интимные темы. Разумеется, это нужно для демонстрации степени морального разложения общества, но этого так много, что от отвращения порой хотелось закрыть книгу.
P. S. Но все-таки как очень брезгливый и щепетильный в вопросах гигиены человек, могу согласиться с тем, что "без стерилизации нет цивилизации" :)
Это произведение зацепило меня самого первого предложения, ведь в нем ирония и добрая, но колкая насмешка, раскрывают завязку романа, оставляя, однако, место для интриги: "Все знают, что молодой человек, располагающий средствами, должен подыскивать себе жену". Согласитесь, прочитав предложение хочется улыбнуться! И это желание не покидает вас до конца книги, ведь Остин буквально все пропускает через призму юмора, сатиры, сарказма, иронии. А благодаря легкому, красивому, витиеватому...
В центре сюжета - сильные, умные, добрые, честные, благородные молодые люди - мисс Элизабет Беннет и мистер Дарси. Вопреки (или благодаря) ее предубеждению и его гордости, их отношения эволюционируют от ненависти и презрения до любви и благодарности. На протяжении книги ум главных героев противостоит невежеству окружающих, благородство - беспринципности, честность - лжи, прямолинейность - лести, упорство - упрямству.
Несмотря на то, что именно эта сюжетная линия - основа всего произведения, в книге нет понятия "второстепенный"- все персонажи и события тесно связаны и переплетены между собой.
Сама суть романа полностью соответствует жанру сентиментализм: на первый план выходят исключительно чувства, мысли, переживания героев. Они так ярко отображены в произведении, что нельзя не радоваться, стыдиться, огорчаться, воодушевляться вместе с персонажами, а волнение за их счастье не передать словами. Я уверена - корешок вашей книги будет сломан - ведь расстаться раз и навсегда с треволнениями главных героев просто невозможно!
Обычно, покупая книгу, я тщательно изучаю ее краткую аннотацию, старательно выбираю издание с офсетной бумагой и твердой обложкой. Но однажды, открыв сайт книжного интернет-магазина, мой взгляд упал на произведение со слишком простым, но очень «вкусным» и «аппетитным» названием – «Шоколад». Что-то во мне щелкнуло, и я, даже не посмотрев описание, заказала эту книгу. И до сих пор я с легкой грустью, появляющейся из-за того, что не могу читать этот шедевр каждый раз как первый, листаю страницы,...
Эта книга не про открытие шоколадной лавки в неподходящем месте в неподходящее время, а про отношение к жизни, про то, что все люди – люди, что для решения даже самых сложных проблем часто достаточно высказаться или выслушать.
Я поражена тем, что в этом произведении глубокая философия спрятана под обыденными, житейскими ситуациями. Так же, как и в жизни, событие, описанное одним, представляется в совершенно ином свете после прочтения дневника другого. Так же, как и в жизни, мысли, чувства, поступки каждого персонажа, (к которым проникаешься так сильно, что, переворачивая последнюю страницу, грустишь, будто расстаешься со старыми друзьями), заслуживают отдельной книги.
Однако непростой смысл произведения спрятан под легким слогом и «воздушным» настроением повествования. От описания выставленных на витрине кондитерский изделий текут слюнки, а маленькие чудеса, совершаемые вкусными десертами, заставляют улыбнуться.
"В стеклянных колокольчиках и на блюдах – шоколад, жареный миндаль в сахаре, трюфели, mendiants, засахаренные фрукты, гроздья лесного ореха, шоколадные ракушки… Прячась от солнца за половинчатые жалюзи, они мерцают всеми оттенками темного, будто сокровища в морской пучине, драгоценности в пещере Аладдина. А в самом центре она возвела пышное сооружение – пряничный домик. Сдобные стены облицованы шоколадом, увиты необычными глазированными и шоколадными лозами, лепнина из серебряной и золотой глазури, крыша из вафельной черепицы усеяна засахаренными плодами, в шоколадных деревьях поют марципановые птицы…
Написанный в 1848 году этот классический английский роман повествует о событиях начала XIX века. (Любители детективов, не отчаявайтесь - предыдущая статья для вас)
Сюжет 900-страничной книги можно пересказать за 3 минуты - настолько он прост. Но читать это произведение стоит не ради описанных там событий, а ради главных героев (О них пишу ниже). Их образы настолько хорошо, четко, подробно прописаны, что можно живо себе представить их мысли, чувства, причины совершенных ими поступков. Эти...
Сюжет 900-страничной книги можно пересказать за 3 минуты - настолько он прост. Но читать это произведение стоит не ради описанных там событий, а ради главных героев (О них пишу ниже). Их образы настолько хорошо, четко, подробно прописаны, что можно живо себе представить их мысли, чувства, причины совершенных ими поступков. Эти образы вечны. Читая книгу, постоянно ухмыляешься, потому что понимаешь: люди и ситуации, описанные здесь, всегда были, есть и будут.
Теккерей назвал свое произведение романом без героя, но это не совсем так. В книге повествуется о жизни двух девушек, судьбы которых, как и их характеры, абсолютны различны.
Ребекка Шарп - остроумная, изворотливая, хитрая авантюристка. Цель ее жизни - пробиться в высшее общество. Лично мне этот персонаж противен. Ее лицемерие и жестокость отталкивают меня.
Эмилия Седли - нежная, добрая, честная девушка. Жизненные трудности и множество смертей, выпавшие на ее долю, не сломили героиню. Это, безусловно, сильных человек, который в самые трудные минуты своей жизни поступал по чести совести.
Эту книгу я советую тем, кто устал от безобразного сленга нашего времени и хочет обогатить свой словарный запас, ведь слог автора потрясает: красивый, витиеватый, но очень простой в восприятии и понимании. В каждом слове этого романа чувствуется ирония, насмешка, сатира.
Отдельное внимание стоит уделить роли самого автора в произведении. В предисловии он предстает перед нами как кукольник на Ярмарке Тщеславия. И правда, все произведение мы чувствуем, ощущаем его постоянное присутствие. Он всегда рядом, но описывает тайны, интриги, пороки, страсти как бы свысока - объективно и беспристрастно.
Не знаете, что почитать?