Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Слово о полку Игореве | +9 |
Слово о полку Игореве | +4 |
Недоросль | +3 |
Журнал "Иностранная литература", 2021. № 3 | +1 |
Недоросль | 0 |
"Доросли" ли вы до "Недоросля"?
Фонвизина могут читать даже младшие школьники - как вариант сказки о Золушке. Тут есть и бедная кроткая девушка, которую притесняет злая мачеха (в данном случае дальняя родственница госпожа Простакова), и добрый богатый дядюшка, который появляется внезапно, на манер феи-крестной, и устраивает судьбу своей протеже как по мановению волшебной палочки: превращает бесприданницу в богатую невесту и фактически отправляет на бал, выдавая замуж за...
Фонвизина могут читать даже младшие школьники - как вариант сказки о Золушке. Тут есть и бедная кроткая девушка, которую притесняет злая мачеха (в данном случае дальняя родственница госпожа Простакова), и добрый богатый дядюшка, который появляется внезапно, на манер феи-крестной, и устраивает судьбу своей протеже как по мановению волшебной палочки: превращает бесприданницу в богатую невесту и фактически отправляет на бал, выдавая замуж за принца - красавчика-офицера Милона.
Тем, у кого есть дети, полезно почитать Фонвизина как комедию воспитания, и задуматься над вопросом, когда и какой ценой разрывается патологический симбиоз матери и взрослого сына. Почему недовольное: "Отвяжись, матушка, как навязалась" вот уже третье столетие не выходит из топ-10 фраз, которые родители слышат чаще всего?
И наконец, тех, кто предпочел карьеру семейным радостям, а сейчас подводит грустные итоги, утешит афоризм Стародума: "Гораздо честнее быть без вины обойдёну, нежели без заслуг пожаловану"
Волки-оборотни, птицы-заступники и почему двоюродный брат героев назван "отцом"
Если вы читаете "Слово о полку Игореве" ради дела, то есть для подготовки к сочинению или экзамену, читайте параллельно с объяснительным переводом Д.С.Лихачева. Иначе вам будет трудно разобраться в родственных взаимосвязях русских князей и понять, кто кем кому приходится, а это важно, чтобы не допустить фактических ошибок в сочинениях. Например, "изронившего золотое слово" князя...
Если вы читаете "Слово о полку Игореве" ради дела, то есть для подготовки к сочинению или экзамену, читайте параллельно с объяснительным переводом Д.С.Лихачева. Иначе вам будет трудно разобраться в родственных взаимосвязях русских князей и понять, кто кем кому приходится, а это важно, чтобы не допустить фактических ошибок в сочинениях. Например, "изронившего золотое слово" князя Святослава автор "Слова о полку..." называет "отцом" Игоря и буй-тура Всеволода, имея в виду его вышестоящее положение, как занимающего киевский престол, хотя на самом деле, по крови, он был им двоюродным братом. Кроме того, в объяснительном переводе разъяснено значение древнерусских слов, непонятных современному читателю, описано положение, в котором находились русские княжества в XII веке, чтобы вы смогли лучше понять сюжет и мотивы поступков героев.
Если вы читаете ради удовольствия, советую обращать внимание на красочные эпитеты, метафоры и олицетворения, а они в "Слове о полку Игореве" просто потрясающие, скажем, описание Девы-Обиды, пришедшей на Русскую землю и восплескавшей "лебедиными крылами", встрепенувшегося Дива, который "кличет на вершине дерева". В "Слове..." упоминается огромное количество птиц самых разных видов, которые принимают активное участие в повествовании, помогая герою, предостерегая войско и т.п. Причем птицы четко делятся на два лагеря - те, которые "за наших" и те, что против.
Еще интересна тема оборотней: Игорь превращается в разных зверей и птиц, спасаясь бегством из плена, а в описании сверхспособностей князя полоцкого Всеслава и вовсе есть что-то жуткое: "Всеслав-князь людям суд правил, князьям города рядил, а сам в ночи волком рыскал: из Киева дорыскивал до петухов Тмутороканя".
Прочитайте (или перечитайте) "Слово...", если вы начинаете трудное дело, а вам необходим заряд мужества.
История князя-неудачника
Самонадеянный и недалёкий князь небольшого удельного княжества отправляется в поход за славой - уж больно хочется ему "шлемом испить из Дону" и доказать всем, какой он молодец. Конечно, замышляет он свою авантюру, не посоветовавшись со старшими. Мало того, набег князя Игоря на Половецкую землю оказывается откровенно разбойничьим - он побеждает в первой битве, забирая богатую добычу и угоняя в полон"красных девок половецких". Но когда князю...
Самонадеянный и недалёкий князь небольшого удельного княжества отправляется в поход за славой - уж больно хочется ему "шлемом испить из Дону" и доказать всем, какой он молодец. Конечно, замышляет он свою авантюру, не посоветовавшись со старшими. Мало того, набег князя Игоря на Половецкую землю оказывается откровенно разбойничьим - он побеждает в первой битве, забирая богатую добычу и угоняя в полон"красных девок половецких". Но когда князю противостоят уже не половецкие девушки, а подоспевшие воины хана Кончака, он терпит позорное поражение, пересаживаясь, как с грустью отмечает автор, "из седла золотого в седло кощеево", то есть рабское.
Словом, дело князя Игоря неправое, он губит войско (по данным летописи, из пяти тысяч выступивших в поход вернулось лишь пятнадцать человек), сам попадает в плен, что было величайшим позором, поскольку до него никто из русских князей не был пленен. Из-за неразумной авантюры Игоря возникают проблемы у киевского князя Святослава, восклицающего: "Что же сотворили вы моей серебряной седине?", а Игорева жена Ярославна, как многие поколения русских женщин до и после нее, плачет на городской стене и обращается к Днепру, Ветру и Солнцу (больше надеяться не на кого), чтобы те вернули непутевого мужа домой живым и здоровым.
Но ирония судьбы в том, что незначительный князь мелкого княжества, не самый умный, не самый дальновидный, погубивший дружину и попавший в плен, словом, неудачник, с какой стороны ни посмотри, вошел в историю. А ведь в его время жили куда более мудрые и могущественные князья, и походы они совершали удачные, и победы одерживали блестящие, однако, ничего от них не осталось, кроме пары строчек в летописи. А вот авантюрист-выскочка князь Игорь, создавший проблемы себе и всем вокруг, стал героем самого известного произведения древнерусской литературы, которое помнят, читают и изучают в школе спустя почти девятьсот лет. "Села рады, грады веселы", - восклицает автор, когда князю Игорю удается бежать из плена (что тоже было делом не самым благородным, поскольку по тогдашним законам чести за него должны были заплатить выкуп).
Так что, если вы хотите прочитать о древнерусском авантюристе, на собственном примере доказавшем, что можно оставаться инфантильным, геройски сражаясь на поле битвы, о легкомысленном правителе, который не слушался старших и заставил хлопотать за себя жену в самых высших, небесных инстанциях, "Слово о полку Игореве" - интересный выбор. История поучительная для всех, а для тех, кто переживает полосу неудач, еще и духоподъемная.
А еще книга понравится тем, кто верит в приметы и знамения, любит толковать вещие сны и считает, что верность - главное качество, а ожидание - главное состояние настоящей женщины.
Кстати, меня удивил интересный момент: князь Игорь попадает в плен с сыном, а его жена Ярославна убивается лишь о муже, ни словом не упоминая о сыне.
Садисты, абьюзеры и зоофилы в одной отдельно взятой усадьбе
Люблю эту комедию из-за ее невероятной актуальности.
Если перенести действие из провинциальной помещичьей усадьбы 80-х годов XVIII столетия в какой-нибудь современный офис или семью, умученную ипотекой, мы столкнемся с хорошо знакомыми типажами.
Грубая и невежественная барыня-самодурша госпожа Простакова, которая часа не может продышать, чтобы не разбранить кого-нибудь, превратится в начальницу отдела, а в недалеком ее братце,...
Люблю эту комедию из-за ее невероятной актуальности.
Если перенести действие из провинциальной помещичьей усадьбы 80-х годов XVIII столетия в какой-нибудь современный офис или семью, умученную ипотекой, мы столкнемся с хорошо знакомыми типажами.
Грубая и невежественная барыня-самодурша госпожа Простакова, которая часа не может продышать, чтобы не разбранить кого-нибудь, превратится в начальницу отдела, а в недалеком ее братце, увлеченном исключительно свиньями, можно узнать и самого директора. Муж-подкаблучник, который во всем подчинен жене и не понимает, широк или узок кафтан, вздыхая: "При твоих глазах мои ничего не видят", - типаж еще более распространенный, а уж дядюшка Вавила Фалалеич, разбивший с перепоя каменные ворота лбом, есть у каждого.
Причем комедия "Недоросль" - комедия классицистская, а это значит, что из противоречивого реального мира мы переносимся в мир контрастный и четкий, где у каждого героя гротескным образом подчеркнута какая-то одна черта (обратите внимание на говорящие фамилии).
Отрицательные персонажи действуют грубо, говорят прямолинейно и сочно, а самое приятное, никогда не лицемерят. Если уж обобрали крестьян до нитки, то прямо об этом и заявляют, сокрушаясь, что не могут взять больше, а не рассказывают, подобно современным господам, как они сочувствуют бедному люду.
Придворная жизнь тоже мало изменилась за три столетия. Там по-прежнему "все объезжают крюком, надеясь доехать побыстрее", и диссидент Стародум, который не приравнивает наличные деньги к наличным достоинствам, устав отираться в "чужой передней", бросил придворную службу и уехал сколачивать состояние в Сибирь.
Мечты о "просвещенном государе", которыми делятся друг с другом положительные герои, остались лишь мечтами, и все идет по-старому: сильные чувствуют себя безнаказанными, издеваясь над слабыми, а кому на Руси жить хорошо - вопрос открытый, ведь даже верховный правитель занят "одним чувством, одною боязнию: рано или поздно сверзиться. Скажи, мой друг, счастлив ли тот, кому нечего желать, а лишь есть чего бояться?"
На этом фоне счастливее остальных выглядит собственно "недоросль" Митрофанушка. Он неглуп от природы, достаточно вспомнить, как остроумно он отвечает на вопрос: "Какое имя дверь: существительное или прилагательное?" Дверь, по мнению Митрофана, прилагательное, поскольку она "приложена к своему месту", а вот та, что у чулана стоит не навешана , "та покамест существительна".
Помимо находчивости, у Митрофана есть все необходимые качества для того, чтобы добиться успеха: он ни с кем не церемонится, думает только о себе, льнет к матушке, чувствуя ее силу, и тут же отворачивается от нее, когда она теряет власть. Судя по тому, как ловко он ловит руку дядюшки для поцелуя, памятуя про десятитысячное приданое, карьерные перспективы у Митрофана самые радужные.
В финале, как полагается в классической комедии, положительные герои торжествуют, а отрицательные наказаны. Правительственный чиновник с говорящей фамилией Правдин повергает злодеев ниц, отбирая у "злонравной фурии" имение, а упрямого ее братца отправляя "к свиньям".
В жизни, конечно, все было бы иначе. Простакова откупилась бы взяткой и продолжила тиранить всех вокруг, "задавая таску" и "зорю канальям своим людям". За Софью заступиться некому и, если бы не приезд богатого дядюшки, ходить ей в женах зоофила Тараса Скотинина, надеясь, что тот не только для каждой свинки соорудит "клевок особливый", но и жене найдет "светелку".
Но литература и хороша тем, что подсказывает жизни правильную развязку, а разница между читателем XVIII века и читателем современным только в одном: нам жалко отрицательных персонажей, на которыми публика времен Фонвизина лишь потешалась.
Очень надеюсь, что редакция больше не будет проводить подобных экспериментов. Я не самый темный читатель, но смогла осилить только два произведения. Номер читать совершенно невозможно - если у вас нет литературоведческого образования и степени по философии. Большинство читателей все-таки желает наслаждаться историей, которую рассказывают, а не продираться сквозь аллюзии и искусствоведческие изыски. Очень разочарована, но надеюсь, что следующий номер порадует больше.
Не знаете, что почитать?