Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Любовь. Футбол. Сознание | +12 |
Иди и жди морозов | +11 |
Под сенью короны | +11 |
Центральная станция | +10 |
Голубой Марс | +8 |
Есть ли в рассматриваемой достаточно толстой и массивной книге, мало кому известного автора, хоть один гран нового? - спросит потенциальный читатель. Нет - отвечу ему я. Так зачем же мне читать эту книгу? - услышу я от него в ответ... Попробуем ответить...
1) Автор, в наши сложные в отношении Языка времена - на фоне большинства современных писателей (как у нас, так и за пределами) - отличается приличным его пониманием и умением применять. У автора есть стиль, в нем чувствуется породистость....
1) Автор, в наши сложные в отношении Языка времена - на фоне большинства современных писателей (как у нас, так и за пределами) - отличается приличным его пониманием и умением применять. У автора есть стиль, в нем чувствуется породистость. Автор и вправду писатель - его просто приятно читать... Это его Дело.
2) Автор посвятил свой роман хотя и вечно модной, но не так обильной всходами теме - прогнозированию (выращиванию?) будущего в среднесрочной перспективе - представив нам свой вариант оного. Когда это делает умный человек, да еще и с ловким пером - это всегда интересно, что кстати совершенно не заставляет принимать авторскую позицию, но позволяет в таком случае отточить свою.
3) Автор аккумулирует в своей книге массу - в той или иной степени - модных в последние годы около философских идей - главной из которых является идея технологической сингулярности Курцвейла - которая является - на наш взгляд - основной и скрытой базой (фундаментом - или основанием?) для понимания сути романа. При этом автор видит эту идею с сильным "отечественным" креном - ибо, невооруженным глазом мы видим - с одной стороны - прямое влияние на ход развития романа многих положений АБС (Людены; КОМКОН; Гадкие лебеди и пр.), А. Громова, О. Дивова и др.; с другой стороны - потаенной философии Фёдорова (которая всё также популярна в определенных кругах).
Не избежал автор влияния и западной философской (плюс психологической), и западной фантастической мысли - тут и Гегель, и Данте (а есть ли Вергилий? Это каждый решит сам из текста романа...); и де Камп, и Олаф Стэплдон .... Много отсылок и к политологии, и к социологии...
Естественно, не обошлось и без старой дилеммы про "цель оправдывает..." и "про слезу ребенка", и т.д. - этическая, моральная сторона в романе занимает значительный его объем и предъявляет свои высокие требования к Читателю. Можно найти в тексте и кое-что в части эстетики; а также и про идеалы и идолы (но это уже для самых философствующих).
Всё это приводит - по сути - А) к двум концовкам одного романа, что уже само по себе очень любопытно, т.к. позволяет увидеть не один вариант развития сюжета - будущего ... Хотя конечно - не всем читающим понравится Эпилог романа - кто-то наверняка сочтет его лишним и писанным лишь для закрепления в памяти читателя автором своей философской концепции - конвергенции и глобализации (так не поддавайтесь на манипуляцию друзья!). Б) некоторой эклектичности в попытках ухватить многие тенденции в одном романе (кое-что вообще пришлось исключить - что конечно снижает обоснованность авторского прогноза) - этого конечно сделать невозможно (спойлер!) - так тема ИИ (но не цифры!) почти совсем не раскрыта, хотя и затронута.
При этом автор грамотно упаковывает всю методическую мишуру в жесткое русло своих знаковых форм - если обычный человек хочет читать книгу - допустим, как в меру легкий политический детектив с элементами фантастики - то это вполне возможно; хотя и несколько скучно (на наш взгляд).
4) Есть критики считающие позицию автора романа в некотором смысле враждебной нашей стране, т.к. (спойлер!) она им почти не упоминается - а если и упоминается то в несколько гротескном виде (в частности, обыгрывается старая шутка про родину слонов - в романе - мамонтов) и явно не на пользу памяти об СССР.
Правы ли такие критики? Как всегда можно найти доводы и за, и против - и посему это не должно служить пугающим и отталкивающим для потенциального мудрого читателя. Как мы уже сказали ранее - ему не обязательно соглашаться с автором, а терять из-за этого интересную и достаточно редкую книгу нам представляется неразумным. При этом для развлечения есть и более легкие романы, и авторы, или многое вне литературы.
5) Продолжая крайний пункт отметим, что есть мнение о том, что описав какой то вариант будущего автор закрывает его реализацию в реальности. Каждый читатель может лично проверить это - прочтя книгу сегодня - и побывав в будущем уже завтра.
Резюме: А) книга подойдет для тех, кому интересны темы прогноза будущего как в художественной, так и в научной его формах; книга будет интересна тем, кто соскучился по хорошему литературному языку и любит многоярусные и многочисленные отсылки к философии и т.п.; книга может подойти также и тем, кто склонен любить в меру легкие политические детективы с элементами фантастики (но им - видимо - не понравится концовка). Б) Книга и вправду не несет в себе принципиальной новизны - так на то и есть работы Проппа, которые это обосновывают.
Вязь "нитей - экземпляров - сценариев..." бытия окутывает Мир шубой квантовой пены, солено-терпкой на вкус богов и демиургов, упоительно притягательной для ярких мошек - живущих в зенице... (привет, старина Нивен!) - и страшно-мертвой для тех, кто жив умерев родившись - то есть для большинства, которому достаточно иметь лишь то, что есть - не способных ни на мысль, ни на мечту, ни на поступок... только лишь на жалкое подражание вялотекущему болотному социуму (привет, Чалмерс!; ау, Р....
Иными словами, эпохальная книга А.М. Столярова - одного из лучших планетарных мыслителей и писателей за всю эпоху Языка - не для них, не для большинства, которое пройдет тускло и чванливо мимо величайшего пиршества мысли, духа, поступка... Именно поступка - ибо открыто выразить всё то, что оглашает нам автор - требует проявления значительного гражданского мужества и огромной силы воли.
Отрадно видеть, что в А.М. Столярове всё это есть. За что ему отдельное СПАСИБО!
Так о чем же Книга спросит взыскательный потенциальный читатель, который считает себя достойным данной Книги (а уважение и любовь Этой Книги еще потребно заслужить!)? О ближнем и весьма возможном будущем - о том Завтра, где нам всем предстоит побывать на большой машине времени - планете Земля.
При этом книга состоит из логически связанных между собой шести отдельных форм (повести и рассказы). На первый взгляд, каждая форма описывает один из потенциальных вееров будущего, выступая, как, почти уже распустившаяся, почка...; с другой стороны - перед нами многомерная вязь ниток {их клубок (тот самый...)} - которые формируют некоторое системное единство... Иными словами, автор этой Книги подарил нам не только эти отдельные сугубо рациональные формы - он родил для нас целый Мир (форм, материала, норм) - страшный, выпуклый, реальный - его можно ощутить рядом, за стеной, во сне... В котором тяжело быть, но который безумно затягивает и не отпускает... и без которого быть еще сложнее и холоднее ... (бездна смотрит на тебя... и не отпускает .. кто же моргнет первый?).
Является ли это модерном? Или это принципиально новое слово в литературе? Ответит лишь время...
Там же пока затерялся ответ на вопрос - является ли данная книга первой и уверенной вехой на пути к решению старой проблемы о редукции волнового пакета... силами Культуры.
Отметим, попутно, что Автор считает, что публично перебирая некоторый ряд неудачных сценариев бытия он помогает им не состоятся... С этим мы можем соглашаться или нет - однако не помочь автору в осуществлении этой его заветной Мечты мы не вправе. И если есть хоть гран шанса, что автор прав - то давайте поможем ему - купим и прочтем его книгу!
Книга подойдет любому, кто способен нетривиально мыслить, не боится читать серьезные книги, интересуется прогностикой (автор книги является одним из коллег С.Б. Переслегина и данная книга выгодно и полно отражает его позицию в идущей сейчас между ними дискуссии) и способен смотреть за горизонт.
И пусть никогда не замкнется "Конец вечности"! Любая рекурсия должна иметь выход!
На первый взгляд перед нами обычный, в некотором роде типовой ("производственный"), научно-фантастический роман в трех частях; характерный зрелый плод своего времени (в первую голову - прошедших ярких 60-ых).
Сегодняшнему читателю, привыкшему не включать мозг (а скорее выключать, если он конечно есть) при знакомстве с книгой и жаждущему кровавого и бурного действия на каждой странице (когда побеждают только "наши", кем бы они не были) в этой книге будет противопоставлена...
Сегодняшнему читателю, привыкшему не включать мозг (а скорее выключать, если он конечно есть) при знакомстве с книгой и жаждущему кровавого и бурного действия на каждой странице (когда побеждают только "наши", кем бы они не были) в этой книге будет противопоставлена динамичная и рваная неспешность, иерархичность - цикличность, терпкость, намеки и тайна... и никакие "наши" не победят - хотя о победе в сюжете книги и речи быть не может; впрочем и о поражении тоже...
Будет ли современный массовый читатель это читать? Нет - и слава богу. Ибо иначе он скажет - какая это скучная и нудная муть...
На второй взгляд перед нами роман тайна - роман сказка - роман сюрприз... который необходимо не просто лениво читать, а разгадывать и выстраивать в своей голове как неведомый, но притягивающий конструкт, как некоторый гиперкуб...
Вторичен ли роман по отношению к Кафке? Что и в каком виде пересекается у автора с Данте? Есть ли тут связь с Ницше? Почему при чтении вас может окутывать облако грусти и печали (а кого-то и тошноты)? ...
Вот лишь незначительное число вопросов, которые должен для себя разгадать тот читатель романа, который не относится к множеству указанному выше... и всё-таки рискнёт взять в руки живую классику.
В третьих, лично мы вспоминали при чтении Силверберга и Холдемана. Безумно любопытно, кого вспомните из великих фантастов (авторов) при чтении Вы?
Резюме: книга не для массового читателя; однако для того, кто считает, что он знаток фантастики - книга к прочтению обязательна. Доставит она определенное удовольствие и тем, кто любит думать при чтении, пытаясь понять смутные намеки и многочисленные аллюзии. Так же она будет интересна ряду гуманитарных специалистов, особенно связанных со второй половиной прошлого века.
Перед нами, возможно, переломная книга серии, когда её методологическая ценность становиться заведомо выше развлекательной.
Для тех же, кто хочет отдыхать и потреблять настоящая книга рекомендована быть не может.
Только для тех единиц, что способны мыслить и адекватно оценивать Мир вокруг и писана настоящая книга.
Иными словами, она обязательна к покупке и внимательному чтению для каждого поклонника истинного творчества уважаемого автора. Кроме этого, она может заинтересовать и просто не...
Для тех же, кто хочет отдыхать и потреблять настоящая книга рекомендована быть не может.
Только для тех единиц, что способны мыслить и адекватно оценивать Мир вокруг и писана настоящая книга.
Иными словами, она обязательна к покупке и внимательному чтению для каждого поклонника истинного творчества уважаемого автора. Кроме этого, она может заинтересовать и просто не равнодушного к Мысли Человека.
Остальным ее открывать не имеет смысла.
Стансы про Знак и Дух
1) Все течет, все меняется - пройдет и это.
Это первая мысль, которая должна была бы посетить любого, кто возьмет эту книгу в руки спустя 14 лет после выхода в свет её первой - как теперь оказалось - части.
Ибо и мы иные, и авторы не те, и Знак...
2) Что же заставило авторов вернуться к казалось бы давно закрытой теме?
Это первый и основной вопрос, который должен был бы прийти в голову любому поклоннику авторов.
Сразу скажу - у меня нет на него ответа. Только...
1) Все течет, все меняется - пройдет и это.
Это первая мысль, которая должна была бы посетить любого, кто возьмет эту книгу в руки спустя 14 лет после выхода в свет её первой - как теперь оказалось - части.
Ибо и мы иные, и авторы не те, и Знак...
2) Что же заставило авторов вернуться к казалось бы давно закрытой теме?
Это первый и основной вопрос, который должен был бы прийти в голову любому поклоннику авторов.
Сразу скажу - у меня нет на него ответа. Только лишь предположение, что то что прозвучало должно было быть опубликовано. Ибо не авторы писали эти тексты, но знаки орудовали авторами...
3) Что же вносит диссонанс в звучание книги?
Это первый и основной вопрос, который должен задать каждый прочитавший книгу. На мой взгляд это весь текст после 310 страницы (начиная с ее нижней части). Самая большая творческая неудача - ибо то о чем нельзя говорить все-таки есть. Старик Людвиг был во многом прав...
4) В чем же состоит главный творческий прием в книге?
В бесконечной рекурсии из которой нельзя выйти. Но в рамках которой можно породить новый и новый слой рекурсии...
В бесконечной пляске мнимых теней на ежесекундно текущей и перетекающей Арене Пещеры...
В многообразии бесконечных отражений между бесчисленными зеркалами с разной степенью искажения...
5) Так о чем же книга?
В некотором роде - о борьбе философии Шеллинга и Гегеля, описанного на простом современном языке, с легкими элементами лингвистики и семиотики.
Ибо - "в философии Шеллинга основа существования иррациональна по своей природе, отлична от бога, есть только влечение к богу. Философия Гегеля исходит из духа , который с самого начала "есть разумное знание". По Гегелю, дух нуждается лишь в самооткровении, в познавании самого себя, т.е. не в сознании, не в сотворении, но в просветлении самого себя, в обнаружении собственного содержания. Дух должен познать самого себя, но не возникнуть, ибо он с самого начала есть.
Осуществление, реализация духа есть знание, больше того — само существование духа есть знание ..."
Мы предлагаем читателю самому решить, что или кто в тексте книги Дух, а кто или что - если они есть - иные сущности и/или явления.
А после этого задать самому себе интересный вопрос - а что значит зазвучать? И чем зазвучать отличается от прозвучать...
П.с. Читать ли эту книгу? И кому?
Всем поклонникам авторов - да, даже если не понравиться. Да - всем поклонникам именно такой "около лингвистической" фантастики - хотя конечно есть произведения и посильнее. Остальным - по желанию. Заметим однако, что не знакомство с первой частью может стать и преимуществом.
Многое уже сказано о этом произведении в иных рецензиях. Поэтому отмечу лишь, что:
- книга любопытная, с несколькими слоями смыслов;
- читается за вечер;
- для большинства читателей будет просто очередной польской фантастической книгой в бесконечном цикле...;
- для иных читателей рекомендую читать Пекару в параллель с Поповой, и - м.б. - с У. Эко.
Стоит ли книгу покупать? Да - если вас не страшит длинна цикла и большая вероятность того, что его не до издадут. Да - если Вы любите такой...
- книга любопытная, с несколькими слоями смыслов;
- читается за вечер;
- для большинства читателей будет просто очередной польской фантастической книгой в бесконечном цикле...;
- для иных читателей рекомендую читать Пекару в параллель с Поповой, и - м.б. - с У. Эко.
Стоит ли книгу покупать? Да - если вас не страшит длинна цикла и большая вероятность того, что его не до издадут. Да - если Вы любите такой жанр и хотите весело провести вечер. Да - если Вы хотите поковыряться в разных слоях прозы автора...
п.с. После прочтения данной книги родились такие строчки:
Я - Инквизитор,
Мастер из Тени...
Я - Композитор,
Мастер без Лени...
Я - Свет-Отшельник,
Лечу - до конца...
Я - Бог-Хранитель,
Лечу - без резца...
Я - Исправляю,
Веду в свет из тьмы...
Я - Помогаю,
Сожгу боль чумы...
Я это альфа - омега и Чудо...
Я это то, без чего Миру Худо...
Я это главное в свете Добро...
Я это главная ось и Перо...
Я это базис - надстройку рощу...
Я это Сложность - и Мир упрощу...
Я - Инквизитор,
Огонь инструмент...
Я – грешный ритор
Костер - постамент...
Я - это Вы до момента и мига...
Когда Бог сжимает .. а дальше интрига....
Он - Композитор и вечный Игрок...
Люди же пепел - огонь суть урок...
Равенство гложет в костре изнутри...
Бог - это Я - это Ты ... лишь гори...
Начнем с главных, на наш взгляд, минусов.
1) Эмоции через край - мышление автора вырождается в поток беспощадного женского сознания, теряя строгость форм и приобретая размытость, нечеткость и очевидную скачкообразность с естественным победным финалом.
2) Навязчивая реклама накиданная по тексту.
3) Слишком явственное заимствование чужих образов - что не является грехом, но указывает на то, что автор - возможно - торопился избавиться от беременности сюжетом.
4) Приверженность дихотомии в ряде...
1) Эмоции через край - мышление автора вырождается в поток беспощадного женского сознания, теряя строгость форм и приобретая размытость, нечеткость и очевидную скачкообразность с естественным победным финалом.
2) Навязчивая реклама накиданная по тексту.
3) Слишком явственное заимствование чужих образов - что не является грехом, но указывает на то, что автор - возможно - торопился избавиться от беременности сюжетом.
4) Приверженность дихотомии в ряде важных решений для ГГ.
Теперь собственно о книге.
Перед нами, как минимум, четырехуровневая пространственная конструкция Текста. Три основных "оси" с.к. для всей конструкции тут - Смерть, Любовь, Жажда Быть. Если считать, что автор оперирует живущим в себе чистым Хаосом, то это те самые главные формы, в которые автор его пытается загнать. А он сопротивляется...
На первом уровне перед нами типичный и очень слабый женский роман на материале фантастики. Слаб он своей вторичностью, существенной полифоничностью (тут это огромный минус) и недостаточностью животных и духовных страстей.
На втором уровне перед нами очень любопытный и сильный фантастический ... рассказ - растянутый в слабый роман. Интересная и редко всплывающая тема в фантастике погрязла под Эмоциями женщины автора, попытками сказать сразу про все, дать разродиться тому, что вызрело в чреслах авторского ума... Ежик был симпатичный, но колючий.
На третьем уровне перед нами предстает совсем иное. Сугубо метафизическое. Бездна глядит сама в себя и "поглощает - порождает" саму себя, творя саму себя, ежесекундно меняя саму же себя, отражая и отражаясь в бесчисленных зеркалах и испытывая влияние бесконечного числа искажений собственного Я слитого с неким Мы... в пароксизмах как боли так и страсти - перед нами описание квазиживого организма в момент перехода к первым проявлениям разума (на фоне квантовой пены).
Иными словами - перед нами тот самый Голем Лазарчука - который живет - как оказалось - в различных организованностях, которые в процессе своего бытийствования претерпевают некоторую эволюцию... И Деконструкция тут это снятие самой себя через саму себя... Рекурсия без выхода в которой автор исчезает и тем самым...
Появляется четвертый уровень текста - трансформация автора как Текста (и Знака) в большом Мире. Хороший психолог и\или философ многое могли бы сказать нам про него (или выявить мистификацию).
У третьего и четвертого уровней минусов два - они далеко не так привлекают обычную читающую публику и они погребены в глубинах авторской конструкции.
Резюме.
В своей основе это книга для девочек - девушек. Мальчикам она вряд ли может быть интересна. Если однако Читатель проявит Волю и окажется готовым (или взрослым?) - то эта книга в своих глубинных слоях порадует его совсем иным - не тем, что увидит обычный читатель. Однако мы не уверены, что концовка такого читателя порадует. Ведь, по сути, такому редкому читателю предложено стать автором и осознать ряд грустных и печальных истин пройдя сквозь череду жестких трансформ (это - в некотором смысле - ОДИ). Готов ли ты читатель стать Бездной и посмотреть в самого себя женским взглядом?
Мы бы дали этому автору шанс...
п.с. Есть в тексте и еще ряд загадок, и - например - слоев - в частности, связанный с творчеством и с влиянием О.Д. (но не факт!). Но это уже выходит за границы нашего скромного опуса...
Как известно - большинство классических сказок в своей основе совсем не добры и, мягко говоря, наполнены совсем не светом. Это привело к тому, что в основном в последнее время их правят и переписывают - ибо считается, что так будет лучше.
Рассматриваемая книга именно такая - с тем добавлением, что, очевидно, автор- жертва ряда известных фильмов про романтику отношений дам с вампирами и вурдалаками - к тому же помнящий с детства, что проще писать не про Мир - а про замкнутый его кусочек -...
Рассматриваемая книга именно такая - с тем добавлением, что, очевидно, автор- жертва ряда известных фильмов про романтику отношений дам с вампирами и вурдалаками - к тому же помнящий с детства, что проще писать не про Мир - а про замкнутый его кусочек - старый "детективный" прием (который он использует не достаточно хорошо).
Итак, что же представляет из себя эта книга и для кого она?
1) Если Вы привыкли к жесткому фэнтэзи - с матом, потоками крови и прочими прелестями - то вам не сюда.
2) Если Вы ищите славянское фэнтэзи - то вам так же не сюда.
3) Если Вы хотите философии - то Вам скорее всего не сюда.
А кто же остается? Милые девушки и дети - желающие приятную, чуть-чуть страшную сказку о любви на ночь - где "наши" всегда побеждают (а те кто проигрывает - это, в конечном итоге - не наши). Вот им это книга самое оно.
При этом книга позволит не плохо провести темный вечер - скрасит тяжелую дорогу; подходит она и для подарка романтичной девушке.
Заметим дополнительно, что книга это первый том из трех - что с ними будет в плане перевода пока не ясно - и потому весь цикл мы оценить сейчас не можем.
п.с. Для тех кто читает много и серьезно - о чем же книга на самом деле (на втором слое смысла)? А о том, что каждый из нас это чудовище - и жертва - в первую очередь своей собственной глупости, скудоумия и гордыни - лень, идиотизм и пр. прикладываются. И о том, что свобода вещь сказочная и практически ускользающая из пальцев при каждом жизненном выборе - все больше и больше...
Как говорил совсем иной автор - все мы уйдем в грязь - но добавим мы - некоторые будут барахтаться - а это и есть жизнь человека - чудовища среди чудовищ, при том, что реальные чудища куда человечнее людей.
Введение. Перед нами новая книга отличного и уже не молодого мэтра. Писателя маститого, известного, но давно уже издаваемого плохо.
Первая мысль перед покупкой такой книги - а стоит ли она того? А не исписался ли автор? А не заржавело ли его перо? Так ли остро видит его глаз?
С радостью сообщаю: острее чем раньше; не заржавело! Не просто сто-ит - а крайне необходимо!
Чуть-чуть про... Итак - мы решились на покупку, но чего нам ждать от книги?
Сразу замечу, что книга не для тех кто хочет...
Первая мысль перед покупкой такой книги - а стоит ли она того? А не исписался ли автор? А не заржавело ли его перо? Так ли остро видит его глаз?
С радостью сообщаю: острее чем раньше; не заржавело! Не просто сто-ит - а крайне необходимо!
Чуть-чуть про... Итак - мы решились на покупку, но чего нам ждать от книги?
Сразу замечу, что книга не для тех кто хочет праздно провести время, убить пару часов в метро и привык уже к тупому сексу и примитивному бое-вику. Книга эта написана для тех, кто еще не разучился думать, для тех кто получает от мышления удовольствие.
Но удовольствие тут будет с горчинкой, ибо и сюжет, и выводы не не-сут в себе безудержный ворох побед, а наполнены огромной грустью и печа-лью.
Однако мыслящий читатель может и не согласиться с какими-то выво-дами автора - ибо для этого человеку и дана Голова. Было бы интересно уви-деть обоснованные возражения и рекомендации.
Сюжет книги традиционен для фантастики. Это первый контакт. Одна-ко контакт не отдельной группы землян (или одного Хомо) - а контакт всей планеты, планеты сегодняшней со всем её ворохом проблем и чаяний. И это выделяет эту книгу из сотен предшествующих.
Второе, что выделяет книгу на общем фоне (кроме весьма приличного языка, что сейчас уже редкость) это русский взгляд на Контакт, несущий в себе огромное влияние АБС (и пожалуй Л. Толстого), но имеющий и свою собственную изюминку (и не одну). Самое главное в таком взгляде это высо-чайший и безжалостный подход автора к читателю, который считается ему равным и достойным прямого и честного разговора о главном - о смысле жизни, о сути и смысле Хомо - на основе принципиально материалистиче-ской платформы.
Третье, что стоит тут указать - это верность идеи Маркса о новом чело-веке. И продолжение этой идеи - через АБС - и как ни странно Эльтерруса - указание на то, что новый вид не может не иметь сенситивных способностей (и далее - расширенно телепатических).
В четвертых, небольшой спойлер "с боку" - т.к. книга о первом контак-те - и указано влияние АБС - то очевидно, что в конце концов Хомо разде-лятся. Но не на два - а на три вида. И два из них останутся в одном ареале. И поэтому продолжения автор скорее всего писать не будет (а также вспомните Кларка - почему прилетали те, кто прилетал...).
В завершении рецензии необходимо отметить, что рассматриваемая книга удачно дополняет более ранние работы Кларка, Громова, АБС и Каза-кова на туже тему (указаны не все возможные авторы).
Заключение. Итак, перед нами отличная книга на сложнейшую и важ-нейшую тему - книга скорее не фантастическая, а во многом философская, не для рядового читателя. Рекомендуется к покупке всем мыслящим Галактики!
Прочитал рецензии уважаемых коллег по тяге к литературе. Нашел, что и сюжет они описали, и "грязный мир запада" поругали, и поблочно текст препарировали... Очень познавательно. Однако о чем же книга?
Вот лично мое мнение: книга о Любви и о том, что такое быть Человеком, и что такое Человек. И о выборе, который каждый миг с нами - и зависит лишь от Вас - где бы и кем бы Вы ни были.
Мораль: все равно кто с кем спит - главное ради чего -))))
Итог: именно по той причине, что книга...
Вот лично мое мнение: книга о Любви и о том, что такое быть Человеком, и что такое Человек. И о выборе, который каждый миг с нами - и зависит лишь от Вас - где бы и кем бы Вы ни были.
Мораль: все равно кто с кем спит - главное ради чего -))))
Итог: именно по той причине, что книга точно несет в себе слепок западного взгляда на наше будущее с ней обязательно нужно познакомиться. А найдете ли Вы что-то еще в ней зависит уже от Вас -))))
Есть пишущие и Писатели. Первых легионы; остальных десятки. А есть те - кто не "ложиться" в эти группы. Это штучный товар - и каждый имеет что-то такое, что нельзя ни описать, ни повторить - это можно только ощутить. Последнее дано не всем - и это нормально - каждому свое -))) Одним - Чехов; иным - Мураками. А кому то и Жарковский.
Выводы: перед нами редкий Человек и уникальный Автор; он ни на кого не похож, но тесно связан с рядом писателей из серий про ЧЗ и К; обещать что Вы...
Выводы: перед нами редкий Человек и уникальный Автор; он ни на кого не похож, но тесно связан с рядом писателей из серий про ЧЗ и К; обещать что Вы увидите слог Толстого глупо, не увидите; обещать что сюжет Вас увлечет как горный поток? - тоже не факт, ибо кто знает, что Вам нравиться? Поэтому пробуйте читать - это единственный критерий, другого в таких случаях нет и не будет. И цените артефакты нашей скоротечной жизни, когда они хоть чуть-чуть выступают на свет -))))
Нужен ли нам такой писатель как Флетчер? И на чью мельницу льет он свои воды? Чему может научить его книга?
Поделюсь своими сугубо субъективными соображениями.
1) Во времена повышенной карнавальности картонного домика, скрипящего на маленькой и забытой всеми планете у заштатной звезды, автор выделяется своей прямотой, точностью и конкретностью в оценках, радикальными - т.е. априори - верными, решениями поставленных всем нам Миром вопросов.
А вопрос естественно один (и един) - кто мы? И если...
Поделюсь своими сугубо субъективными соображениями.
1) Во времена повышенной карнавальности картонного домика, скрипящего на маленькой и забытой всеми планете у заштатной звезды, автор выделяется своей прямотой, точностью и конкретностью в оценках, радикальными - т.е. априори - верными, решениями поставленных всем нам Миром вопросов.
А вопрос естественно один (и един) - кто мы? И если разум рождает чудовищ - то это виноват Мир или Мы в Мире? Или - виновных нет?
(вопрос "Что делать?" - автором также частично рассматривается; но видимо он должен стать основой 2 тома).
2. На протяжении чтения часто вспоминается покойный отечественный фантаст и его богатырь Ж. с известной фразой "... один останусь". Но, видимо, это аберрации конкретной памяти.
3. Радует редкое в наше время реалистичное писание. Лично я соскучился по реализму. Замечу однако, что последний фильм по АБС "ТбБ" существенно натуралистичнее. И конечно - Ф. это не Мартин, не Эр-н и не Аб-и. Он - что сейчас крайне редко - имеет свой стиль.
4. Итожим: нам такой автор нужен; воды он льет на правильные жернова - жернова истории, которые всегда правы и всегда объективны (но которые мелют всегда очень больно); научить книга должна правильным взглядам на дружбу, на мотивы людей вокруг, на власть, которая лучших превращает в худших. Неожиданная книга для западного автора в наши благословенные времена.
п.с. А надежда? - Она и есть тот цемент, что скрепляет действия героев книги.
п.п.с. Но если Вы хотите просто прочитать про приключения, если Вы любите именно такие Миры и Героев - то забудьте все писанное выше и наслаждайтесь данной книгой самой по себе. Это конечно не шедевр на века - но это добротная работа с ожидаемым продолжением.
И тебе привет - о тянущийся к свету Истины!
Предыдущие "ораторы" указали на важные аспекты рассматриваемой книги - их, в зависимости от того как смотреть и чем думать, можно считать и плюсом и минусом сего труда. И что же делать тогда обычному читателю, куда ему податься?
1) Есть не очень значительное число книг в мире которые нужно прочесть самому и только на основании этого понять - хорошо это или плохо для Вас и для Мира. Это как раз указанный редкий случай.
2) Гарантировать что...
Предыдущие "ораторы" указали на важные аспекты рассматриваемой книги - их, в зависимости от того как смотреть и чем думать, можно считать и плюсом и минусом сего труда. И что же делать тогда обычному читателю, куда ему податься?
1) Есть не очень значительное число книг в мире которые нужно прочесть самому и только на основании этого понять - хорошо это или плохо для Вас и для Мира. Это как раз указанный редкий случай.
2) Гарантировать что Вы станете счастливее после чтения не могу. Возможен и совсем иной итог.
3) Для человека считающего себя серьезным читателем - фантастом - книгу брать. Для "новых футуристов - ощупывающих будущее" (Переслегин и К) - да. Для легкого чтения - нет и еще раз нет. Для любителя современной прозы - а попробуйте. Прочии - бросьте монетку -)))
4) Выводы: указанный научно-практический труд развивает старую и важную историко-социальную (и психологическую) тему о Пост Мире и ПостХомо. Но что бы кто ни говорил - книга эта о нас сейчас и о Любви между нами сейчас. А Любовь бывает так многогранна и заковыриста.... Я бы голосовал бы за присуждение автору степени кандидата философских наук -))) А Вы?
Доброй ночи дорогой любитель читать и мыслить!
Стоит ли знакомиться с рассматриваемой нами сейчас книгой? Кому? И что от нее ждать? ...
1) Любителю современной фантастики - да. Искателю новых "Булгаковых и Достоевских" (стиль/новизна) - нет. Поклоннику и ценителю футуризма (в смысле Лема и К) - да (но это не Лем). Желающему убить пару часов - не тот случай - берегите лишние средства для булочки к чаю. Ценителю мировой литературы - на усмотрение интуиции ценителя (покрутите книгу в...
Стоит ли знакомиться с рассматриваемой нами сейчас книгой? Кому? И что от нее ждать? ...
1) Любителю современной фантастики - да. Искателю новых "Булгаковых и Достоевских" (стиль/новизна) - нет. Поклоннику и ценителю футуризма (в смысле Лема и К) - да (но это не Лем). Желающему убить пару часов - не тот случай - берегите лишние средства для булочки к чаю. Ценителю мировой литературы - на усмотрение интуиции ценителя (покрутите книгу в руках... вслушайтесь в шелест ее страниц....слышите ли Вы ее голос? зовет ли она Вас?).
2) И третий вопрос выставленный выше - что ждать? Предполагаю, что Вы получите следующее послевкусие: немного имбирное - интересное на любителя; во многом шоколадное - вторичное (но не вредное, хотя и с горчинкой), с намеком на лук с щербетом - от онтологического прозрения по одной из тем (и от "гендерных" и пр. тем), в рамках сказочных декораций по иным конструктам (их можно смело разругать и предложить свои).
п.с. Итожу: полезная рабочая книга для современного любителя читать и мыслить. Дает много материала для этого. Ожидать божественных откровений и погружения в дивный новый мир я бы не советовал. Хорошего чтения мой юный читатель!
Дорогой читатель - что же можно сказать тебе про эту книгу? С одной стороны - это в меру типовое пособие для командира взвода пехоты с картинками, из серии для "чайников" (плюсы и минусы данного пособия каждый может оценить сам). С другой - в меру типовое "попадалово" из будущего в прошлого с локальными целями - можно занять свое внимание в транспорте или на скучной учёбе не нужным вещам. Ну а лично у меня это вызвало такого рода соображения.
"Любая война - это...
"Любая война - это пространственно-временная трубка квазирациональных траекторий - которые находятся топологически не в трубке (цилиндре), а в конусе - началом со стороны большего диаметра - по сути мы имеем половину конуса Минковского (о второй половине не сейчас). Ибо за границами конуса могут быть оптимальные решения и траектории недоступные тем, кто находиться внутри указанной области (вот вам и ограничения на скорость света).
Итак - содержание войны в наших условиях - все более истончающийся "канат" квазирациональных вариантов. Та сторона у которой "канат" рвется первым обычно проигрывает. По этой же причине, как бы победившая сторона, чаще всего мало чем отличается от проигравшей. Оптимальное решение - принять участие в войне начав действовать тогда, трубки вариантов у почти всех акторов уже истончились (так всегда действует сами знаете кто). Супер оптимальное - спроектировать все эти мероприятия заранее (также сами знаете кто и когда) - вариант онтологического превосходства.
Отсюда возможная схема, например, рассказа - последовательное сужение степеней свободы героя с выводом его на единственную ситуацию которая проецируется в решающее событие рассказа. Автор - есть тот самый супер-оптимизатор - он заранее считает весь сюжет (ну если конечно "могёт").
Отсюда кстати вытекает диалектическое противоречие между войной и проектированием. Ибо проектировщик ищет один оптимальный вариант; актор же боевых действий заинтересован (если он не оптимизатор) в расширении числа вариантов. Другое дело - что и проектировщик, и военный НЕ способны достичь указанных целей - упираясь в онтологическое трение и горизонт прогноза.
И отсюда же - роль Оптимизатора (Автора) на полях Терры - близка к божественной.
Так выпьем же за прорыв в онтологии!"
п.с. По сути рассматриваемая книга - это набор рассказов с одним и тем же содержанием - истончается лишь трубка вариантов, где божественной волей Автора герой находит оптимальный вариант и .... Продолжение следует.
Что можно сказать об этой книге?
Изначально можно предполагать, что это стандартный боевик на развалинах мира. Есть ли это в книге на самом деле? Есть.
Так же можно думать, что и тут автор будет писать в манере известной из его иных вещиц. Так? И вправду так.
Но! Всегда есть некоторое но.
Лично у меня книга оставила тяжелое послевкусие связанное с морально-этической стороной описанного мира.
Я не уверен хотел ли этого уважаемый автор - но прочитать эту книгу как легкий одноразовый томик на...
Изначально можно предполагать, что это стандартный боевик на развалинах мира. Есть ли это в книге на самом деле? Есть.
Так же можно думать, что и тут автор будет писать в манере известной из его иных вещиц. Так? И вправду так.
Но! Всегда есть некоторое но.
Лично у меня книга оставила тяжелое послевкусие связанное с морально-этической стороной описанного мира.
Я не уверен хотел ли этого уважаемый автор - но прочитать эту книгу как легкий одноразовый томик на ночь не удалось (и я сейчас не о скорости чтения). По сей причине было писано некое стихотворение приводимое ниже.
Нет положительных героев,
Но и плохих, к несчастью, нет.
Мир искалеченных изгоев
Пресыщен болью много лет.
То что считали мы критичным,
То что мы учим день и ночь...
Вам не поможет; крах этичным!
А если жить - то превозмочь:
Всё воспитание и веру,
И всю любовь, и красоту...
Придётся круто снизить меру
И Зверь Ваш прыгнет в высоту!
В прыжке прольются крови литры,
Ведь горло рвать не чай испить...
Но! Сколько б не были Вы хитры
Левиафан Вас победит!
п.с. Книга подойдет любителям творчества Глушкова. Она в целом может выступать и пробным шаром при знакомстве с ним. Однако, рекомендую учитывать высказанные ранее соображения о послевкусии. И да - не знаю как Глушков - лично я думаю, что продолжать эту историю нет смыла, она полностью закрыта одной этой книгой.
Настоящая рецензия будет не обычной. Во-первых, мы не будем повторяться на тему оценки творчества уважаемого автора - все это мы уже выписали ранее; во-вторых, мы заметим, что данная книга подходит лишь для опытных пользователей; начинать знакомство с автором по ней мы не рекомендуем, ибо не известно сколько будет книг далее и что будет с их качеством на долгом пути; в-третьих, так и не дано автором ответа на вопрос - а способен ли он писать о чем то ином, в иных системах координат? И,...
Производят тут болванки,
Производят заготовки,
Мы же только зарисовки,
И совсем, совсем не ковки...
Вся же ценность человека
Дешевизна его века,
Что для неких внешних сил
Выбор нас определил...
И теперь в поту солёном
Мы кайлом крушим и ломом...
А про спасение души
Ты мой друг уж не пиши....
п.с. В добрый путь!
1) Не скрою от тебя, придирчивый, но вдумчивый читатель - это еще один женский роман. Роман очень похожий на все те, что широкой рекой хлынули к нам из-за границы в 90-ые годы...
И это не Сидни Шелдон и не Маргарет Митчелл, и не Шанжё-Голубинов, и даже не Маринина... Это скорее Донцова и К... на американский - предельно упрощенный лад...
Зачем же читать- да и писать про эту книгу?
2) Во-первых, потому что любопытно наблюдать за трансформацией сцены - прерии сменяются звездолетами......
И это не Сидни Шелдон и не Маргарет Митчелл, и не Шанжё-Голубинов, и даже не Маринина... Это скорее Донцова и К... на американский - предельно упрощенный лад...
Зачем же читать- да и писать про эту книгу?
2) Во-первых, потому что любопытно наблюдать за трансформацией сцены - прерии сменяются звездолетами... Обыкновенные Миллионеры превращаются в Звездных королей... И только пираты остаются пиратами... А власть остается единственным призом за который можно заплатить всем...
3) Во-вторых, любопытно наблюдать за трансформацией современной американской женщины... и традиционного американского общества...
а) Книга наполнена разнообразными, часто беспощадно - бессмысленными действиями, часто алогичными, но - о чудо! - всегда выигрышными для женского главного персонажа... Ура рефлексу и интуиции, и порыву - "всех убью, один останусь" (как говорил известный отечественный богатырь).
б) Следуя линии Маркса - Ленина - Ильенкова марксизм это не догма, а метод. Метод действия!
в) Не сложно видеть, что женский метод Уэджерс - стохастическая смесь эмоций, чувств, слепого и яростного напора... во-первых имеет место быть, а во-вторых, есть четкая материальная субстанция - ибо материализм писателя определяет идеализм героя... и в жестких кляксах воплощается в бумажном томе...
г) Что же в итоге? В итоге мы имеем дело со скрытым, латентным, стихийным материалистом - писателем, переносящим свой идеализм в героиню... Ура! Уэджерс - пассивный марксист!
д) Таким образом мы можем заключить, что феминизм и эмансипация превратили современную американскую женщину в марксиста, с "выносом" их идеалистических черт во внешние объекты...
4) В-третьих, любопытно наблюдать за "внешними объектами" содержащими в себе идеализм материалистически существующих женщин... На лицо концентрация мышления в мышлении...
а) Героиня Уэджерс есть отражение - исконно ленинское отражение - содержащее в себе все то, что не приемлет современный западный мир в современной женщине, все то, что ей нужно куда-то деть... если она пока еще хочет быть женщиной.
б) Это и тяга к приключениям, и тяга к героическим мужчинам, и многие слабости, и прочее, и т.д.
в) Иными словами героиня книги - это идеалистическая функция, которая, однако, в своем "выходе" является снова марксисткой, ибо деятельно отражает внешний идеализм автора в материализме жизни героя...
г) Иными словами имеет место быть иерархическая цепочка "Форма - Содержание"...
5) В-четвертых, третьей вершиной нашего треугольника является читатель.
"Химизм" творчества состоит в замыкании диалектической дуги между автором и читателем, позволяющей ему обновиться и ответить самому себе на несколько вопросов: кто ты? зачем ты? куда ты? ты ли?...
ИТОГ: четыре причины читать эту книгу указаны нами для тех, кто сомневается читать ли... И лишь одну укажем мы для тех, кто читать не хочет: книга построена на чувствах, на эмоциях, это женская книга... Любителям логики не сюда.
п.с. Есть книга первая; есть и следующая - имейте в виду.
1) Писано было сорок лет назад так: "...Случается нередко, что появляются в философии и мнимые пророки, старающиеся заворожить молодые умы цветистым красноречием, - писатели типа Шопенгауэра и Ницше, Хайдеггера и Бердяева, и им это подчас удается. Но, как правило, ненадолго. Мода, как всякая мода, на такие вещи обязательно проходит. Мнимой мудростью люди жить долго не могут. Рано или поздно молодые умы распознают, где настоящая, серьезная и вдохновенная философия, а где - лишь её модный...
2) Задолго до нас - более двухсот лет назад - было писано еще и это: "Единственное, к чему я вообще стремлюсь в своих философских изысканиях - это научное познание истины".
3) Мы считаем, что начатый уважаемым автором цикл (а это ясно видно из окончания рассматриваемой книги) должен наконец то дать ясный ответ на вопрос - Кто такой Тармашев? - мистификатор, конъюнктурщик & постмодернист, или серьезный писатель, современный мини-Толстой.
Именно такую постановку дела и иллюстрируют приведенные выше цитаты из Ильенкова и Гегеля.
4) Теперь несколько слов собственно о книге.
а) Да - её стоит читать. И читать как поклонникам автора, так и всем интересующимся фантастикой и "прикладной психологией".
б) Да - она, пожалуй что лучше всего, в русскоязычной литературе, описывает сам эпифеномен ключевых часов ядерной войны на уровне "маленьких" людей.
в) Да - книга естественно не о войне, а про людей - о том как их мало среди "двуногих без перьев". И о том, что для выживания быть человеком возможно и противопоказано.
г) Да и в целом - если "живые позавидуют мертвым" - то повезло ли тем, кто оказался в метро в день Х?
д) А в целом - если снова про людей, то Шекспир писал:
"Что значит человек;
Когда его заветные желанья
Еда и сон? Животное - и все."
Являются ли ответом на слова Шекспира строки Тармашева?
1) Можно ли в наше время придумать новую структуру художественного произведения?
На наш взгляд, нет. Ведь еще в 1928 году В.Я. Пропп, на примере русских сказок, установил, что функции действующих лиц почти всегда постоянны (а число их конечно), а последовательность их практически всегда одинакова.
Иными словами структура рассматриваемого произведения стандартна.
2) Можно ли в наше время придумать новый сюжет художественного произведения?
Представляется, что к началу третьего тысячелетия все...
На наш взгляд, нет. Ведь еще в 1928 году В.Я. Пропп, на примере русских сказок, установил, что функции действующих лиц почти всегда постоянны (а число их конечно), а последовательность их практически всегда одинакова.
Иными словами структура рассматриваемого произведения стандартна.
2) Можно ли в наше время придумать новый сюжет художественного произведения?
Представляется, что к началу третьего тысячелетия все возможные сюжеты уже найдены и не однократно представлены публике.
Таким образом, и сюжет рассматриваемого произведения не скрывает в себе очаровательной новизны.
3) Почему же тогда рассматриваемое произведение является, на наш взгляд, трудом, достойным внимания всякого любителя фантастики (и даже - Литературы)?!
4) Представляется, что "химия" взаимоотношения Автора и Читателя слагается из нескольких волн (куматоидов по М.А. Розову). Их интерференция - происходящая то ли в третьем мире К. Поппера, то ли в мире идеальных идей Платона, то ли в сознании (но что это такое на самом деле?) - выдает на выходе ощущения либо глубокого удовлетворения, радости, полноты, либо чувство того, что Вас обманули, окунули с головой в известное всем вещество...
5) По нашему скромному мнению, рассматриваемая нами книга является редким и приятным исключением в современной Литературе - она дарит своему читателю приятные, радостные, хотя местами и с определённой грустинкой, ощущения.
Резюме: Итак, мы имеем дело с любопытной и достойной внимания книгой. Кому же она будет интересна? Очевидно, что во-первых, поклонникам автора, читавшим его прочие вещи; во-вторых, тем кто хочет с этим автором познакомиться; в третьих, историкам, склонным помечтать об альтернативных мирах средневековой Европы (но это не замена Ф. Броделя и А.Д. Тойнби); в четвертых, всем любителям качественной литературы с элементами сказочности и легкого натурализма (в таком смысле это не Дж. Мартин и не Д. Аберкромби).
В завершении заметим, что следует иметь в виду то, что рассматриваемый текст не является во-первых, самым лучшим из произведений автора; во-вторых, это, по нашему мнению, не фантастика и даже не фэнтэзи (это современный исторический роман, в некоторых местах по духу близкий к произведениям ХIХ века (лично мы при чтении несколько раз вспоминали В. Скотта и пр.)); в-третьих, повествование весьма тягучее, многоплановое, терпкое и безжалостно безальтернативное - от чего многие сегодня отучены.
Как всем известно, если долго сидеть на берегу реки, то мимо обязательно Что-то проплывет. Это Что-то обычно дурно пахнет и скверно выглядит. В таком объекте нет цели - хотя есть движение; нет содержания - хотя есть объем; нет будущего - хотя где то там... Океан.
В мириадах звезд смотрящих на это Что-то нет радости; в руладах тысяч сверчков - нет вдохновения... Всюду разлит тлетворный белый свет - и гниющий запах Вторичности, Трафаретности, Отражение Отражения... наполняет каждый Ваш...
В мириадах звезд смотрящих на это Что-то нет радости; в руладах тысяч сверчков - нет вдохновения... Всюду разлит тлетворный белый свет - и гниющий запах Вторичности, Трафаретности, Отражение Отражения... наполняет каждый Ваш вздох...
И - пожалуй что - "запад" и правда сгнил. Но не стоит торопиться радоваться - мы тоже "запад".... А если кто видит панацею на востоке - то Харуки и Рю выступят "зеркалом гниения" на склонах Фудзиямы...
А книга и вправду о Любви - но того ли мы ждали от Любви? И если сытость и достаток создают банальных, инфантильных и бесцельных субъектов - то горе победителю.
И все-таки что-то случилось с миром в 1968 году... Что-то явственно сломалось в мировом Левиафане...
Стоит ли тратить деньги и время на эту книгу? Для того кто любит жизнеописания, когда автор есть единственный герой, стоит читать Монтеня и Пруста - Хелле им не соперник; тому кто хочет увидеть Париж - проще туда слетать; тот кто ищет опору в жизни - должен прикупить Лондона и Ремарка; про Любовь - и тем паче Секс - есть вещи куда как более качественные... По-сему интерес книга представляет только для незначительной группы философов, социологов, историков, психологов. В отдельных случаях книга может послужить зеркалом - но вряд ли больной станет этому радоваться; а здоровый найдет колодец с чистой водой....
п.с. Да - книге не хватает мата (возможно - это следствие перевода) и название "Вечный цикл: творец умирает" - было бы более уместно.
В рамках постмодерна мы можем позволить себе чуть чуть вспомнить про т.н. Триады (как бы от Гегеля). Итак: 1) Тезис - премия Hugo Award от 1997 года; 2) Антитезис: это третий том; редко когда с ростом номера томика не падает качество; все мы в целом представляем как даются премии в этом мире; все томики весьма толстые; многие читатели привыкли к постоянному и быстрому действию; есть много научно-популярных книг, которые куда лучше описывают солнечную систему; одна из ранее вышедших книг (в РФ)...
Как известно - чем больше хвалебных слов Вы видите на обложке - тем с большей коровьей лепешкой вы имеете дело (см. работы Сапковского). Именно с таким произведением мы имеем дело и тут. Если Вы зачитали Гайдара, Осееву, Крапивина... Жюль Верна в конце концов - до такой степени, что Вас подташнивает, то, возможно, рассматриваемое произведение и пойдет Вам на пользу -Вас наконец то стошнит. В противном случае Вы ничего не потеряете не читая эту вещицу. К качественной фантастике этот опус...
Не знаете, что почитать?