"ЛИЧНЫЙ ОПЫТ ПОИСКА ИНФОРМАЦИИ О РЕПРЕССИРОВАННЫХ. С МОИХ СЛОВ ЗАПИСАНО ВЕРНО"
Музей Истории ГУЛАГа и Фонд Памяти, Москва 2022 г. 620 стр.
Как-то на одной из встреч книжного клуба мы задались вопросом: а почему собственно люди ищут своих потерянных родственников? Что ими движет? На ум пришел довольно очевидный ответ - чтобы знать кто ты и откуда. Но, кажется, до недавнего времени, я не совсем понимала, что значит "знать".
Достаточно ли будет располагать...
Музей Истории ГУЛАГа и Фонд Памяти, Москва 2022 г. 620 стр.
Как-то на одной из встреч книжного клуба мы задались вопросом: а почему собственно люди ищут своих потерянных родственников? Что ими движет? На ум пришел довольно очевидный ответ - чтобы знать кто ты и откуда. Но, кажется, до недавнего времени, я не совсем понимала, что значит "знать".
Достаточно ли будет располагать информацией о ФИО, дате рождения/смерти или же нужно знать больше?
"С моих слов записано верно" - такой формулировкой заканчиваются протоколы допросов в следственных делах миллионов репрессированных по политическим мотивам в годы сталинского террора. Как правило, людей заставляли подписывать эти сфабрикованные документы не читая. После вынесения приговора их отправляли на расстрел или по этапу в лагерь."
Эта книга посвящена 19-ти историям поиска осуждённых и репрессированных родственников. Каждая из которых делится еще на 2-е: историю того, кто ищет и почему, и историю того, кого ищут.
Приведены выписки из госархивов РФ, фотографии из семейной хроники и из личных дел, письма, копии следственных допросов, а также важные пояснительные сноски исторического характера.
Больше всего тронули, конечно же, фотографии репрессированных "до" и "после" лагерей. Некоторые из героев были еще совсем мальчишками...
В глазах каждого один и тот же вопрос - за что?
Каждый верил, что если говорить правду на допросе, то его оправлают. Каждый надеялся на долгожданное воссоединение с родственниками, но этого не случилось.
Понравилось, что книга - это своего рода алгоритм поиска информации для тех, кто тоже хочет найти своих репрессированных родственников.
Для меня уже было целым открытием узнать, что что-то сохранилось - архивы не сгорели, не уничтожены. И каждый может проделать тоже самое, хотя бы даже из любопытства.
Я решила тоже немного покопаться в семейной хронике. И теперь мои знания о прапрадеде не ограничиваются только лишь его фамилией/именем и печальной фразой "скорее всего его расстреляли...".
Из справки, что я получила из госархива Алтайского края, стало известно, что на дедушку моей родной бабушки, Гречишкина П. И. 1876 гр. проживавшего в селе Жуланиха было заведено аж 4 следственных дела. К 2-м из которых я уже могу получить доступ прямо сейчас. А по 2-м оставшимся - в 2029 г. (Ровно столько 75 лет должно пройти с момента реабилитации). Иван Павлович проходил по 58 статье о контрреволюционной деятельности и это, на секундочку, в селе, где всего 9 улиц...Жена умерла спустя 3 дня после ареста мужа. Остался 15 летний сын, которого забрали в армию и дочь (мама моей бабушки), которая бежала в г. Сталинск (Новокузнецк). Но её-таки поймали и арестовали. 8 месяцев она провела в тайге на лесоповале, только за то, что являлась родственником "врага народа". И теперь для меня загадка - в честь чего мою родную бабушку, её мать, которая пережила репрессии и отец - военнопленный, которого сослали в Сибирь после войны и немецких лагерей, назвали Октябриной? В честь Великой Октябрьской революции, чтобы показать лояльность партии и идеологии или просто потому, что она родилась в октябре? Интересно узнать, кто изображен на фотографии вместе с моим прапрадедом (на последнем слайде). А еще хотелось бы съездить в это деревню Жуланиху. Говорят дом Павла Ивановича до сих пор там и стоит... и судя по всему в деревне проживают еще его однофамильцы...
Так вот, возвращаясь к вопросу почему мы ищем и почему важно искать. "История страны есть совокупность наших маленьких семейных историй. А знать историю, значит знать историю своей семьи и своих предков, ощущать себя частью этой истории. Учитывая сегодняшний массовый запрос на поиск себя, не является ли это ярким свидетельством того, что мы упустили что-то важное?
Рефлексируя на тему репрессий также вспомнились:
- "Бойня" Осы Эриксдоттер. Только там утопия и в ней мертвые тела вывозили на полигон в грузовиках "МЯСО", а у нас в фургонах "ХЛЕБ" и "ПРОДУКТЫ".
- Элиф Шафак "Остров пропавших деревьев" о коллективной памяти и коллективной амнезии, о том как травма прошлого усердно замалчивается родителями, а потом ярко прорастает в последующих поколениях.
- Фильм "Жизнь других" и "Аватар" с деревом памяти предков Эйва;
- Мультфильм "Тайная жизнь Ко-Ко". Что если бы его сняли о Советском прошлом?!;
ВЫМЕРШИЕ ЛЮДИ: почему неандертальцы погибли, а мы – выжили/
THE HUMANS WHO WENT EXTINCT: Why Neanderthals Died Out and We Survived
Клайв Финлейсон/Clive Finlayson
OXFORD UNIVERSITY PRESS
Портал, 2021 г. – 384 стр.
Уверенна, что для многих из нас Неандертальцы – это какой-то миф или легенда, в существование которого верится с трудом, также как в динозавров. А если и верится, то эти древние люди обычно ассоциируется у нас с неотесанными дикарями, замотанными в шкуры животных и с дубинками в...
THE HUMANS WHO WENT EXTINCT: Why Neanderthals Died Out and We Survived
Клайв Финлейсон/Clive Finlayson
OXFORD UNIVERSITY PRESS
Портал, 2021 г. – 384 стр.
Уверенна, что для многих из нас Неандертальцы – это какой-то миф или легенда, в существование которого верится с трудом, также как в динозавров. А если и верится, то эти древние люди обычно ассоциируется у нас с неотесанными дикарями, замотанными в шкуры животных и с дубинками в руках. Эдакий «неудачный» вид человека, уничтоженный пришедшим в Европу Homo Sapiens. Но так ли это было на самом деле? Или же мы просто напросто стали заложниками своих эгоистичных заблуждений?
Для тех, кто не знает: неандертальцы – это отдельный вид людей, населявший землю 28000 лет назад. Этому виду удалось выживать на протяжении 300 000 лет – намного дольше, чем мы с вами живем на этой планете. Они населяли территорию от Гибралтара (Испания) до Алтая. Но однажды они разделили судьбу миллионов других форм жизни и вымерли.
Большая часть книги все же посвящена не самим неандертальцам, а рассказу о возникновении видов, и о том, как они расселялись по всему Земному шару. Он проводит аналогию с голубем и на его примере показывает, как распространялись наши предки и протопредки с континента на континент. И, то, как он это рассказывает безумно интересно. В школьных учебниках точно такого не напишут, там все сухо, коротенько и по датам.
Но когда читаешь Клайва, ты словно попадаешь в «Затерянный мир» Конана Дойла. Перед тобой предстает образ нашей планеты миллионы лет назад, и, ты как будто становишься очевидцем возникновения жизни на Земле. Представляешь, как один континент врезается в другой, и вырастают горы, моря осушаются и превращаются в пустыни, леса сменяются лесостепью и вот уже первый протопредок вынужден спуститься с дерева, чтобы добежать до другого. Так он потихоньку начинает ходить на 2-х ногах и т.д.
Мне нравится, как автор объясняет сам феномен эволюции и то, как мы стали такими, какие мы есть, прежде всего, исходя из тех климатических условий, которые имели. Как климат и окружающая среда вынудила нас изобретать, да так, что мы до сих пор не можем остановиться и дожили до настоящего времени уже «не как эволюционные суперзвезды, а как вредители, проникшие в каждый доступный закоулок».
В своей книге Клайв Финлейсон также расскажет о том, что произошло, когда неандертальцы встретили наших предков. Могли ли они спариваться между собой? Были ли неандертальцы действительно глупыми животными, неспособными к поведению, которое мы могли бы считать современным? Действительно ли они были уничтожены нашими предками или же их гибель связана с изменением климата? Кроме того, автор стремился к тому, чтобы современное поколение людей, сравнив себя с неандертальцами, смогло понять - как и почему оно все еще живо, а неандертальцы исчезли.
В общем, книга безумно интересная. Надеюсь, что когда-нибудь по ней снимут документалку.
«Старение: иной взгляд на последнюю треть жизни» Луиза Аронсон, 2021 г.
832 стр.
Кому читать: всем тем, кто заботится о пожилых родственниках, людям, испытывающим возрастные кризисы и тем, кому интересно узнать какой может быть старость;
Кому не читать: людям, не готовым к неприглядным реалиям возрастных изменений.
В наше время, в эпоху капиталистического общества тема старения, очень табуирована. Старость, также как болезнь, смерть и ожирение приравнивается к неудаче. Мы боремся со...
832 стр.
Кому читать: всем тем, кто заботится о пожилых родственниках, людям, испытывающим возрастные кризисы и тем, кому интересно узнать какой может быть старость;
Кому не читать: людям, не готовым к неприглядным реалиям возрастных изменений.
В наше время, в эпоху капиталистического общества тема старения, очень табуирована. Старость, также как болезнь, смерть и ожирение приравнивается к неудаче. Мы боремся со старостью, а когда она побеждает – прячем ее от всех и скрываем, потому что это боль, и боль не столько физическая, сколько психологическая.
Луиза Аронсон по профессии гериатр - врач, которые специализируется на изучении и профилактике болезней старческого возраста. Ее любимые пациенты - люди очень и очень преклонного возраста. В книге она рассказывает случаи из своей рабочей практики, истории близких и свою собственную историю, а также, задается такими философскими вопросами как:
Что произойдет, если все люди будут доживать до 125 лет? Как должны умирать люди, если не будет болезней? Всегда ли старость и болезнь шагают рука об руку? Стоит ли продлевать жизнь, если в ней не осталось смысла?
В книге Луиза много пишет об эйджизме - систематической дискриминации, которой подвергаются старики со стороны правительства, медицинского персонала и социума в целом. Она убеждена, что обществу необходимо иметь большее представление о том, с чем приходится сталкиваться старикам и какого это быть «не услышанным». Как врач она рассказывает о таких частых недугах старения как: деменция и делирия. Подробно пишет о хосписах, сиделках и домах престарелых. Рассказывает об эвтаназии и о том, как важно обсудить со своими близкими вопрос выбора!
В своем исследовании Луиза ставит под сомнение эффективность последних научных достижений, в результате которых человеку стало сложнее принять возрастные изменения и правильно относиться к новому периоду своей жизни.
Автор затрагивает острый вопрос доверия к современной медицине. Пишет о профессиональном выгорании врачей и про систему электронных медицинских карточек, которые, как она утверждает, окончательно оборвала связь между врачом и пациентом. Это и про внутреннюю дискриминацию, когда врач не обслуживает пациента в виду расы или иной принадлежности. А также, про тотальную медикализацию системы здравоохранения. О том, кто на ней заработал, и, как это сказалось на пожилых пациентах, учитывая тот факт, что лекарственные препараты никогда не тестировались на людях старше 50-ти лет.
Луиза высказывает свои соображения на счет того, что нужно изменить в системе здравоохранения, в обществе и в устройстве нашего быта, чтобы старикам жилось легче. Размышляет о том, что, возможно, повсеместное оборудование поручней в ванных комнатах и пандусов, будет намного полезнее, чем поиск нового лекарства от рака, с точки зрения рационального распределения инвестиций.
В заключении автор делится секретами интересного старения и утверждает, что самое важное для человека (не только в преклонном возрасте) – это иметь способность посмотреть на мир свежем взглядом и развивать воображение.
P.S: Муж в шутку сказал, что можно состариться пока прочтешь эту книгу. Да, она объемная, но если посмотреть серьезно - она действительно о важном. Она о том, что неизбежно ждет каждого из нас, и, я жалею, что она не попала мне в руки хотя бы на пару месяцев раньше.
В марте у моего отца диагностировали рак печени 4 стадии. Через что он прошел, знает только он. Но если кратко – это Ад состоящий из: бесконечных анализов крови, шпыняния от одного кабинета врача к другому, болезненных процедур и манипуляций с телом, целой сумкой лекарств, оформлением инвалидности, безумно долгих очередях на получение дорогостоящих медикаментов и кучей побочных эффектов от назначенной терапии. А самое главное – это отношение врачей-онкологов – как к смертнику, без надежды и жалости, когда каждое слово способно убить человека быстрее, чем сам рак. Мы тщетно пытались найти специалиста, который бы оптимизировал его лечение и убрал все лишние лекарства, но, к сожалению, в Сибири еще не так распространена профессия гериатра, нам даже не пришло это в голову.
Спустя 3 месяца его не стало. Он умер, но не от рака, а от каскада лекарств и побочных эффектов терапии. Как оказалось, из историй пациентов Луизы, случай моего отца типичен и достаточно распространен. Многое могло бы быть по-другому, теперь я это знаю… Берегите себя и своих близких!
«Мы все ненормальные»/ «NOBODY'S NORMAL» Рой Ричард Гринкер. (16+)
2021 г. – 544 с.
Воистину такие книги как эта рождаются очень редко, и, ее стоит прочесть, пожалуй, всем.
Автор разбирается с понятием «норма» и «нормальный» и заявляет о том, что это всего лишь культурно изменчивые установки, которые могут очень сильно отличается в зависимости от эпохи и страны. Он также исследует проблему стигматизации, то есть дискриминации граждан из группы риска: инвалидов, людей с физическими...
2021 г. – 544 с.
Воистину такие книги как эта рождаются очень редко, и, ее стоит прочесть, пожалуй, всем.
Автор разбирается с понятием «норма» и «нормальный» и заявляет о том, что это всего лишь культурно изменчивые установки, которые могут очень сильно отличается в зависимости от эпохи и страны. Он также исследует проблему стигматизации, то есть дискриминации граждан из группы риска: инвалидов, людей с физическими уродствами и увечьями, ветеранов войны, родителей детей и самих детей с аутистическим спектром и другими психическими расстройствами.
Чтобы показать как понятие «нормы» менялось во времени Гринкер забегает назад в 18 в. Тогда, самыми первыми «ненормальными», от которых следовало избавляться были женщины. Вспомним Европу и охоту на ведьм. Затем «ненормальными», которых следовало лечить были объявлены люди с физическими уродствами, гомосексуалисты, женщины с тяжелой формой ПМС и все афроамериканцы (считалось, что «африканская расса не способна заботиться о себе и впадает в безумие под бременем свободы». Поэтому врачи прописывали им рабство.) Также лечили всех, кто попадался за «рукоблудство», то есть мастурбацию. Для этой «болезни» была разработана даже специальная диета на основе кукурузных хлопьев, которые затем получили свое название гранола. Это сейчас мы едим гранолу и хлопья на завтрак, а тогда это было лекарством. И только во время I и II Мировых Войн, когда к врачам с фронта стали поступать контуженные и военные с настоящими психическими травмами и расстройствами, люди поняли, что лечат вообще не тех ребят.
Как ни странно, но именно войнам мы обязаны за развитие новой науки – психиатрии. Исследования различных травм и расстройств психики привело к постановке новых диагнозов и как следствие способствовало еще большей стигматизации и дискриминации в обществе.
Гринкер подчеркивает, что люди с тем же самым аутизмом и шизофренией существовали всегда. Но если раньше они были частью общества, то с развитием капитализма и экономики, они стали никому не нужны. Страдающие психическими расстройствами начали вызывать неприятие, страх, отвращение и пренебрежение. Они не столько страдали от самой болезни, сколько от социальной изоляции и морального приговора. Их начали считать угрозой для окружающих, они никак не вписывались в идеальную картинку успешного капиталистического образа нации и не могли конкурировать на рынке труда. За это их решили изолировать и поместить в специальные лечебницы.
В своей книге автор старается развенчать стереотипы. Он делится своим опытом общения с дочерью с диагнозом аутизм, и рассказывает о собственном исследование, посвященному нейроразнообразию человека. Он также заявляет о том, что в 21 веке многие отклонения и особенности психики больше не считаются приговором, а лишь подчеркивают индивидуальность личности.
В книге вы узнаете еще много всего интересного: как появлялись первые диагнозы, каким было лечение раньше и сейчас, как менялись диагнозы в каждой новой войне, как название болезни влияет на больного и на общество, чем мы обязаны Фрейду, что такое ПТСР и контузия, в чем разница между психиатрией и психоанализом, что первичней: физическая или психологическая болезнь, чем отличается врожденность, наследственность и унаследованность, почему корейцы и японцы не любят говорить о психологических проблемах, бывают ли массовые психические заболевания, верно ли утверждение что вакцинация вызывает аутизм, что такое деинституционализация в США, кто такие френологи и гемоклиты, как головная боль воспринимается в разных странах, чем отличается низкофункциональный и высокофункциональный аутизм, что означает медикализация болезни, как вегетарианство объясняется с точки зрения психологии, что такое драпетомания, биоэтика, лоботомия, парестезия, ЭСТ и МСТ терапия, прунинг, мамизм, всеядная дисфория и многое другое)))
Меня также потрясли последние исследования ученых и генетиков, которые затрагивают очень острый вопрос о биоэтике и перинатальном прерывание беременности в случает обнаружения рисков Синдрома Дауна. Есть предположение, что если эволюционный процесс естественного отбора сохранил риск аутизма, то общая генетическая вариация, которая подвергает нас риску аутизма вероятно, выполняет положительную функцию для людей и коллективного психического здоровья человечества.
И еще одно не менее сенсационное предположение о том, что первое орудие труда могло быть создано человеком с аутизмом. Потому как орудие, по всей вероятности, создавалось «одиночкой, который сидел в глубине пещеры и раскалывал тысячи камней, чтобы найти тот, из которого получится самое острое копье, в то время как нейротипичные люди болтали при свете костра».
P.S: С первых страниц я сразу почувствовала, что книгу написал международник, и, я оказалась права. Рой Ричард Гринкер – профессор антропологии и международных отношений из династии психоаналитиков. Он продела потрясающую аналитическую работу и сумел связать историю, международные отношения, антропологию и психологию в единое целое. Сумел найти закономерности и объяснение многие историческим феномены. Это просто очень крутая книга, которая изменила меня и мое восприятие мира.
Для себя сделала вывод, что аутизм и другие психические расстройства - ответственность всего общества, а не одной семьи, которая столкнулся с этим. Нужно не бояться взаимодействовать с этими людьми, наоборот привыкать общаться и давать такой опыт общения нашим детям, а не ограждать их от него. Именно этот опыт взаимодействия может помочь больному социализироваться, а другому стать терпимее и менее зацикленным на проблемах собственной жизни.
Не знаете, что почитать?