Тэги
Авторская рубрика Афанасия Мамедова
Портрет Серебряного века
20 ноября исполняется 150 лет со дня рождения Зинаиды Николаевны Гиппиус (1869–1945) — поэтессы, прозаика, литературного критика, одного из идеологов русского символизма и, конечно, музы многих российских поэтов и мыслителей начала ХХ века.
Почему «конечно»? Да потому, что в русской литературе до нее не было женщин такой красоты, ума и харизмы.
От благорасположенности критика Антона Крайнего — один из наиболее ходовых и дерзких псевдонимов Гиппиус — судьба молодого дарования могла резко измениться. И уж совершенно точно, так эпатировать публику, как она, не мог никто.
Имя «декадентской мадонны», «зеленоглазой амазонки», «человека ручной работы» или, по Троцкому, просто «ведьмы» вроде как и не было забыто — столь сильной оказалась ее связь с Серебряным веком. Однако следует признаться, что с творчеством ее, достаточно обширным, большинство из нас и по сей день знакомо весьма и весьма отдаленно. Оно и понятно — литературное наследие Зинаиды Николаевны долгое время находилось в СССР под строжайшим запретом, а когда запреты были сняты, оказалось слишком сложным для восприятия. К этому непременно следует прибавить еще одно обстоятельство: в
Другое дело факты биографии Зинаиды Николаевны, вот они оказались созвучны нашему времени, как никогда. Сколько же сразу появилось «неудобных» вопросов, ответом на которые, в
Мережковские приветствовали Февральскую революцию, но захват власти большевиками называли не иначе, как «переворотом». В 1919 году чета Мережковских бежала из «царства Антихриста» и относительно благополучно осела в Париже. (Была своя квартира на Колонель Боннэ,
В Париже, как и в Петербурге, Мережковские вели активную литературную деятельность, к примеру, организовали общество «Зеленая лампа». Их квартира была центром притяжения самых разных литературных сил. Как и в Петербурге, Зинаида Николаевна одним пророчила скорую известность и даже немеркнущую славу, другим — сразу же советовала заняться автоизвозом или открыть свою прачечную.
В 1941 году от внезапного кровоизлияния в мозг скончался Дмитрий Мережковский, он был похоронен на русском кладбище Сент-
В 1980 году в предисловии к изданию Дневников Гиппиус Нина Берберова писала: «Есть несколько причин, почему „Синяя книга“, оказавшаяся снова в наших руках после пятидесяти лет, будет прочитана и перечитана, и не будет забыта. Она принадлежит к числу исключительных документов исключительной эпохи России (1914–1920) и бросает яркий (и безжалостный) свет на события, потрясшие мир в свое время». И многие сегодня полагают так же, считая, что все, что осталось от творчества Зинаиды Гиппиус — это лишь Синяя книга, Черная книга, Серый блокнот, составляющие ее Дневник, и «серебряновечная» импресса.
Что касается поэтического наследия Гиппиус, тут могу сказать, прогалопировав по Youtube, что стихи ее читают, декламируют, и делают это чрезвычайно артистично — с обязательным мундштуком в пальцах и предельным надломом в душе. Что же до эссеистики, публицистики и романов, которые она тоже писала и, по ее собственным заверениям, немало — забывала даже, о чем они — скорее всего, это уже удел историков литературы.
Насколько изучено творчество Зинаиды Гиппиус к ее ста пятидесятилетнему юбилею и можно ли рассматривать его в отрыве от творчества Дмитрия Мережковского? Как вычислить начало Серебряного века? И правда ли, что «буревестник революции», «великий пролетарский писатель» Максим Горький «вытравливал из себя раба» именно таким образом, каким описывала Зинаида Николаевна Гиппиус в «Петербургских зимах»? На эти и другие вопросы мы попросили ответить: поэта и переводчика Ирину Ермакову; прозаика, поэта, журналиста и литературного критика Дмитрия Быкова: филолога и литературоведа, профессора МГУ Николая Богомолова; филолога, литературоведа и прозаика, профессора МГУ Олега Клинга.
Портрет Серебряного века — это портрет Гиппиус работы Бакста |
Афанасий Мамедов С чего началось твое знакомство с творчеством Зинаиды Николаевны Гиппиус и какое впечатление оно на тебя произвело? И еще — каким образом к читателям твоего/нашего поколения проникала широко не распространяемая информация о Серебряном веке?
Ирина Ермакова В 1960 году вышел первый, стихотворный том «синего с серебром» восьмитомника Блока с предисловием Владимира Орлова.
АМ Захватывающее чтение для советской третьеклассницы!.. И что же Орлов?
ИЕ Орлов писал о вовлечении юного Блока в
АМ Хорошо помню, каким замечательным был у меня перепечатанный на машинке Гумилев. И косые глаза у него блестели, словно живые, и дым от папиросы был настоящий, а уж стихи!..
ИЕ Была и у нас эта распечатка Гумилева. А в 1990 меня пригласили работать редактором в одно из первых открывшихся в Москве частных издательств. Первая книга новорожденного издательства: Зинаида Гиппиус, «Литературные дневники. 1914–1919». Это была перепечатка издания, вышедшего в начале восьмидесятых в
Уникальное свидетельство времени. Блистательно написанное. Очень жесткое. Даже не знаю, что было написано жестче — дневники Гиппиус или «Окаянные дни» Бунина.
К этому времени (начало девяностых) издания Гиппиус стали возникать вокруг, как разрывающиеся бомбы. Ко мне попал ее двухтомник «Живые лица», изданный в 1991 году в Тбилиси издательством «Мерани», тираж — 100 000. Где они сейчас, эти сто тысяч?
Зинаида Николаевна, конечно, поражала воображение. Любопытно, что, читая блоковские стихи о Прекрасной Даме, я представляла себе не розовощекую, пухлую возлюбленную Блока Любочку Менделееву, а фото невесты Мережковского, восемнадцатилетней Зины Гиппиус в белом платье и с совершенно
АМ А что ж ее стихи?
ИЕ Стихи тоже прошли в моем сознании
АМ Когда ты сказала «сделаны безупречно», мне
ИЕ Почему нет? Мало ли кто с кем пил или дружил, сотрудничал или воевал, заседал в президиумах или заводил семью… От писателя остаются тексты и легенды, им самим или современниками о нем созданные. Может, конечно, ничего не остаться, тогда и разговора не будет. Или легенды могут перешибить написанное. В случае Мережковских, мне кажется, существует
АМ Абсолютно точно. Ты, как поэт, готова согласится с таким посылом Зинаиды Николаевны: «Стихи надо писать не тогда, когда можешь писать, а когда их не писать не можешь»?
ИЕ Соглашусь. Хотя это и общее место. Много кто может писать. Садится и пишет. А потом все это написанное девать некуда. Сайты окололитературные ломятся под тяжестью стихотворных километров. Авторы страдают от своей неприкаянности, обойденности, невключенности в литературный процесс. Затеваются скандалы, человеческие отношения разъедает обида и зависть, жизни ломаются, и еще много чего печального происходит в жизни людей, которые «могут писать». А вот послушались бы с самого начала Зинаиду Николаевну, писали бы, только когда не писать невозможно, и жизнь их на этом свете была бы легче и веселее. А главное — художественно выразительнее.
АМ Берберова пишет: «В дружбе она признавала только „глобальное“ согласие, только „тоталитарный унисон“, не знала, что такое „дружеский
ИЕ Зинаида Николаевна декларировала независимость от мнения окружающих. Видимо, так оно и было. В
Барышня — прелестна и талантлива, да еще и жена нашего литературного друга — как же ею не восхититься? Их восхищение было необходимо ей для уверенности в себе, для независимости литературной позиции. Сюда хорошо вписывается рассказанная Одоевцевой история о кольцах поклонников Зинаиды Николаевны, нанизываемых ею на веревочку и висящих в изголовье. Каждое колечко — источник энергии восхищения, свидетельство чудесности Зины, укрепления ее уверенности в себе. Позже, уже в союзе с Мережковским, она привыкла ко всему этому и сделалась — ну, почти независимой от мнения окружающих. Это ведь еще и самовоспитание.
АМ А может, все это была игра?
ИЕ Если вчитаться в ее дневники и мемуары, где проявляются отношения с окружающими — конечно, ей было не все равно. Конечно — зависима. Ее фраза после возвращения Мережковского с радиопередачи о Гитлере, которого он насылал на Россию большевиков: «Теперь мы пропали!» — говорит о том, что ей очень важно было, что о них подумают. И ведь подумали плохое. Да так подумали, что Мережковский умер.
АМ Какой, на твой «поэтический» взгляд, она была? Похожей на Гиппиус Бакста? И еще: не было ли у тебя по прочтении ее дневников чувства, будто работа Бакста — это портрет не только Зинаиды Николаевны, но и всего Серебряного века, что в него, как в бархатную шкатулочку, помещается весь «Петербург» Белого и все бесы Сологуба…
ИЕ Для меня — да, это портрет Серебряного века. А ведь мы еще в девяностые говорили об этом. Ту репродукцию, портрет Гиппиус работы Бакста, я выдрала из «Огонька» или из «Смены», не помню уже, и долго с нею носилась (в доинтернетную эпоху найти необходимую картинку — отдельная, часто долгая и детективная история), а потом, перед твоим отъездом в Баку — принесла тебе вместе с книжкой только что вышедших Дневников Гиппиус. Мне представлялось, что верно их прочесть возможно, только поглядывая время от времени на этот портрет. Вот такая, думается, она и была — Зинаида Николаевна Гиппиус. Символ символизма. Русского символизма.
АМ Скажи, а нет ли у тебя ощущения, что наши
ИЕ Тогда в бесконечных, задымленных, запиваемых всякой дрянью разговорах зеркально отражались начало и завершение двадцатого века. Да, у нас был свой Серебряный век. Своя революционная и постреволюционная ситуация. Свой взгляд на рухнувшую прямо на глазах империю. Свои призраки свободы и независимости. Как будто можно быть абсолютно свободным и абсолютно независимым. Как будто даже гравитация нам не указ: летим и все тут. Хотим и летим. Забираемся всей разгоряченной компанией молодых стихотворцев на огромный подоконник в твоей комнате у Патриарших прудов, отрываемся и взлетаем.
АМ Я попытался представить себе современного писателя, которой воскрешает в своем дневнике наши
ИЕ У каждого писателя имеются рабочие тетради/дневники/записные книжки/путевые блокноты/ежедневные файлы на рабочем столе
АМ Гиппиус пишет в своем Дневнике: «В предисловии к заметкам я упоминаю о гибели двух первых частей Дневника. Шли годы; сомневаться в этой гибели не приходилось. Можно себе представить, как нас поразило неожиданное возвращение одной из частей „Записи“ — первой. Но, надо сказать, еще более поразило меня содержание рукописи. Читать собственный отчет о событиях (и каких!) собственный, но десять лет не виденный — это не часто доводится». С Зинаидой Николаевной не поспоришь.
ИЕ Там произошла невероятная история. Через десять лет после бегства из большевистской России ей привезли ее дневники, в России оставленные, зарытые и, как она была уверена, погибшие. Сочтя это Божьим промыслом, Гиппиус опубликовала их ровно в том виде, в каком они были написаны в предреволюционное и постреволюционное (1914 — 1919) время, добавив некоторые
ВСЁ ОНА
Декабрь 1914
Вот еще для примера:
ДОМА
Была ли заметна эта бросающаяся в глаза женственность в поэтической палитре Зинаиды Гиппиус при ее жизни, что говорили литературные арбитры прошлого на сей счет?
ИЕ У Зинаиды Гиппиус очень дамские, игриво дамские (чтоб не сказать — манерные) стихи. Лирическая героиня (или герой — она часто писала от мужского лица и тем усугубляла противоречие
АМ Известно, что Зинаида Гиппиус принимала деятельное участие в жизни мужа, в этой связи вопрос: принимала ли Гиппиус такое же активное участие в создании
ИЕ Она принимала участие в организационных вопросах по созданию и журнала, и общества, участвовала во всех иных зримых действиях ведения литературной политики. Интриговала, переманивала на свою сторону (сторону своей литературной «партии»), использовала литературную и социальную критику в этих целях, писала под множеством псевдонимов, создавая видимость множества соратников в борьбе. Мережковский же проделывал все это
АМ Одни литературоведы считают, что эпоха Серебряного века началась в 1897 году, когда
ИЕ Да, так считают многие, и есть основания приписывать эту роль Гиппиус и Мережковскому. В какой момент все началось? Не знаю. Серебряный век может ведь и не помнить момента своего зачатия. Мережковский был на четыре года старше Гиппиус, и писать он начал раньше. Однако, не будем забывать, что дружил он с Надсоном. И восхищался с самого начала своей поэтической жизни Надсоном. И подражал именно Надсону.
И Зинаида Гиппиус начинала с подражания Надсону и с восхищения им. Специалисты тут могут на меня обидеться, но, похоже, что поэтический Серебряный век начался с Надсона. Вот такая выходит странная загогулина, если пытаться забраться в начало. Кто ж его знает, что там было, в начале? Какое слово?
АМ А что бы ты посоветовала почитать из Зинаиды Николаевны Гиппиус? Думаю, твое мнение будет интересно не только читателям «Лабиринта». Я задаю его всем своим собеседникам.
ИЕ Подробные документы времени — Дневники. Смещенные документы времени — воспоминания. Даром, что говорят: врет, как мемуарист. В воспоминаниях Зинаиды Николаевны великолепно описаны Блок, Сологуб, Розанов и другие «живые лица» Серебряного века. И последнюю ее книгу:
Гумилева у Мережковских не поняли |
АМ В истории русской литературы с именем Зинаиды Гиппиус неразрывно связано имя ее мужа — Дмитрия Мережковского. Эта супружеская пара — одна из самых уникальных в истории мировых литератур. Зинаида Николаевна и Дмитрий Сергеевич, не расставаясь ни на день, прожили вместе пятьдесят два года. Она, случалось, подписывала его именем и стихи, и прозу, подбрасывала ему свои идеи, которые он
ДБ Можно, конечно. Мне кажется, это навязчивое сближение даже мешает понять обоих. Они очень разные: художественная проза Гиппиус — даже, правду сказать, беллетристика, — не идет в сравнение с исторической прозой Мережковского. В стихах она иногда сильнее, особенно в зрелых и поздних, в «Последних». Ее жанр — дневники, у него вместо дневников эссеистика, статьи, памфлеты (его «Невоенный дневник 1914 — 1916» как раз и есть сборник газетных колонок). И дневники ее, при полном сохранении субъективности и даже интимности, — именно первоклассный документ эпохи. Но такой книги, как «Иисус Неизвестный», ей не написать. Как драматург он выше на две головы — восхищаться ее «Зеленым кольцом» мог только Блок, которому и Пимен Карпов нравился. Как всегда бывает в таких парах (например, у Синявских), она была эффектнее, ярче, коммуникабельнее, а возможно, и теплее в
АМ Насколько принципиальны различия между петербуржским символизмом и московским?
ДБ Примерно таковы же, как в советском варианте серебряного века, то есть в семидесятые, различия между «Ленинградской школой» и московской литературой. В Москве были ярчайшие личности — Брюсов, Белый, Эллис, — но не было среды. В Петербурге несравнимо выше был средний уровень литературы, она культурней, нет московской вульгарности — но нет и московских прорывов. В Питере была «Башня» — не столько организационный центр петербургского символизма, сколько литературный университет. В Москве не было ничего подобного. Не знаю, в силу каких обстоятельств, — климатических, географических, метафизических, — Петербург
АМ Была ли Зинаида Николаевна вершительницей литературных судеб? Вообще насколько верно суждение, что без нее не открыли бы ни Блока, ни Есенина, ни Мандельштама? И если все это так на самом деле, как могла Зинаида Николаевна так промахнуться — не разглядеть в юном Владимире Набокове величайшее из дарований ХХ века в мировой литературе?
ДБ По ранним стихам Набокова, правду сказать, да и по зрелым его стихам невозможно предугадать романы. Думаю, чтобы по «Голубой глубине» Платонова предсказать «Чевенгур» — хотя
АМ Как вам кажется, насколько верно утверждение, сложившееся еще при жизни Зинаиды Николаевны, что ее совершенно не беспокоило мнение окружающих, что прислушивалась она только к своей душе и что была именно такая, какой изобразил ее Лев Бакст на своей знаменитой картине — самоотчетная, независимая и эстетически выдержанная. Что говорят об этом ее стихи и проза?
ДБ Даже если верить сомнительной легенде о том, что ЗН была гермафродитом, — не родилась еще та женщина, которой не хотелось бы очаровывать и сводить с ума, а стало быть, мнение окружающих ее не могло не волновать. Независима она была лишь в том смысле, что чужое негодование только укрепляло ее в собственной правоте (и в
АМ В «Окаянных днях» Бунин писал: «„Честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой…“ Как любил рычать это Горький! А и
Причиной скандала явилась статья Зинаиды Гиппиус, опубликованная в журнале «Современные записки» и подписанная псевдонимом Антон Крайний, в которой Зинаида Николаевна, как бы мимоходом, как бы вскользь поделилась секретом, а именно: рассказала об участии «буревестника революции» в разграблении художественных ценностей, брошенных своими владельцами, а иногда и не просто брошенных. Скандал оказался продолжительным, вышел на несколько витков, от Зинаиды Николаевны требовали объяснений и фактов. Тогда факты предоставлены не были. О том, что Горький возглавлял экспертную комиссию Наркомвнешторга, им же и инициированную, стало известно спустя годы. Понятно, что за Зинаидой Николаевной Гиппиус
ДБ Ничего достоверного об этом не знаю, слух слышал, а детали наверняка знает
Кто был информатором Гиппиус и неназванным («Х») источником Фондаминского? Да
АМ Насколько сильным было влияние Зинаиды Гиппиус на поэтов Серебряного века?
ДБ Отдельная тема — недостаточно исследованная, увы, — влияние Гиппиус на Ахматову: прямых контактов почти не было, Гумилева у Мережковских не поняли (вот пример близорукости, более радикальный, чем с Набоковым! Ведь он ее герой, и человек явно политический!). Если и было влияние на
АМ А что бы вы посоветовали прочитать из Зинаиды Николаевны Гиппиус читателям «Лабиринта» в первую очередь?
ДБ Дневники, конечно. «Черные тетради». Воспоминания о Блоке «Мой лунный друг». Книгу о Мережковском — незавершенную, увы. Стихи.
С дневниками всегда непросто сказать, предназначались ли они для печати |
АМ Были ли дневники Гиппиус и Бунина изначально рассчитаны на публикацию?
ОК С дневниками всегда непросто сказать, предназначались ли они для печати. В случае со знаменитыми писателя, литераторами до мозга костей, какими были Зинаида Гиппиус и Иван Бунин, можно предположить, что они изначально писались не столько для себя, сколько для читателя. Другое дело, что они создавались в то время, когда об этом и мечтать было невозможно. У «Петербургских дневников» Гиппиус и «Окаянных дней» Бунина сходная творческая история. Правда, дневник Гиппиус был начат в 1914 году, но центральные события в обоих дневниках связаны с послеоктябрьским временем. Погибла вторая часть «Петербургского дневника» Гиппиус, «Окаянные дни» Бунина завершаются постскриптумом: «Тут обрываются мои одесские заметки. Листки, следующие за этими, я так хорошо закопал в одном месте в землю, что перед бегством из Одессы, в конце январе 1920 года, никак не мог найти их». После неожиданной находки первой части своего дневника Гиппиус размышляла: «Вопрос о печатании этой потерянной и возвращенной рукописи долго оставался для меня вопросом. Не рано ли? Давность только десятилетняя… Но это, как раз, говорило в пользу напечатанья дневника. Ведь он — только запись одного из тысячи наблюдателей прошлого. Пусть запись добросовестная, пусть наблюдательный пункт выгоден, — неточности, неверности, фактические ошибки неизбежны. Через 50 лет их некому было бы поправить, тогда как теперь, когда живы еще многие свидетели тех же событий, — даже участники, — они всегда могут, указанием на то или другое искажение действительности, содействовать восстановлению его подлинного образа. Однако именно „живые люди“ и усложняли вопрос. Печатать дневник имело смысл лишь в том виде, в каком он был написан, без малейших современных поправок (даже стиля), устранив только все чисто личное (его было немного) и вычеркнув некоторые имена. Но вычеркнуть другие все (тогда уж и мое) — значило бы зачеркнуть дневник. Между тем я знаю: большинство людей не любит, боится лишнего взгляда на прошлое, особенно на себя в нем. А вдруг увидишь там
АМ В «Окаянных днях» Бунин позволяет себе массу едких высказываний о нашей героине. Вот, к примеру, Бунин, когда пишет: «Перечитываю стихи Гиппиус. Насколько она умнее (хотя она, конечно,
ОК Что касается резкости высказываний Бунина о Мережковских типа «Ах, Мережковские м…!», то это характерно для отзывов Бунина о коллегах. В начале «Окаянных дней» читаем, например: «Блок открыто присоединился к большевикам… а Блок человек глупый». Но было у Бунина в отношении к Мережковским и другое. Он трагически переживал смерть Гиппиус. Писали о том, что он избегал похорон, но не отходил от ее гроба. А сама Гиппиус в конце очерка о Бунине («Тайна зеркала», правда, это 1921 год) называла его «замечательным человеком и замечательным писателем». Кстати, в упомянутом вами высказывании Бунина — и его неверие в религиозное обновление. Это констатация крушения гуманизма, в такой ироничной форме.
АМ Чем эти оба дневника важны сегодня для историков литературы и что нового, интересного было открыто в творческих пересечениях их авторов за последнее время?
ОК Мне кажется, еще не наступила эпоха объективного изучения этих дневников. Дневники и Гиппиус, и Бунина стали даже реже цитироваться и изучаться. Надо, чтобы все отстоялось. Но эти тексты говорят за самих себя: они в едином культурном и историческом поле. Что еще предстоит открыть? Писатели, нередко полемизировавшие друг с другом, в своих дневниках соприкасаются до невероятности. Так как это дневники одного времени, несмотря на семантическое, стилистическое и другие несходства, они запечатлели историю на одном и том же ее отрезке. О дневниках Бунина и Гиппиус правомерно сказать словами Зинаиды Николаевы из удачного эпиграфа к данному круглому столу, словам З.Н.: «de profundis (из глубины)».
АМ Зинаида Николаевна поддерживала мужа во всех начинаниях. Одним из самых громких и значимых было создание
ОК Гиппиус была литературным секретарем
АМ Есть разные мнения по поводу того, когда и с чего началась в русской культуре эпоха, которую мы привыкли называть Серебряным веком. Какой точки зрения придерживаетесь вы?
ОК Эпоха Серебряного века, которая тогда неодобрительно называлась декадентской, все же началась с книги стихов Мережковского «Символы» (1892), его доклада, позднее брошюры «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1893), лирики Гиппиус, заявившей: «Мне нужно то, чего нет на свете» («Песня»; 1893). Гиппиус стояла не только у истоков нового тематического репертуара символисткой поэзии, но и ее приемов: музыкальность, дольник, поиск новых рифм. По ее пути потом пойдут младосимволисты — Блок и Андрей Белый, а потом и постсимволисты — от Ахматовой до Пастернака. Зинаида Гиппиус не только изменила гендерные распределения ролей в культуре, но и стала символом новой поэзии, нового стиля. Причем во многом — даже в моде. Но рядом у истоков Серебряного века стояли Федор Сологуб, Николай Минский в Петербурге, Константин Бальмонт и, конечно, Валерий Брюсов в Москве. Именно после его сборников «Русские символисты» (1894) не только Вл. Соловьев, но и вся читающая публика заговорила о новом направлении не только во Франции, но и в России. Хотя Соловьев отмежевался от Брюсова и русских символистов, безусловно, он был его предтечей.
АМ А какую роль в творческой среде русской эмиграции сыграла «Зеленая лампа»? Можно ли назвать «Зеленую лампу» салоном, в привычном понимании этого слова, и кто были его завсегдатаи?
ОК «Зеленая лампа» своим названием подчеркнуто подавала руку пушкинской эпохе. Мережковские еще в начала XX купили квартиру в Париже. (Еще в 1907 году к Мережковским туда приходил молодой Николай Гумилев). В этом отношении их положение отличалось от других эмигрантов из России. Квартира стала центром культурной жизни Парижа. Труднее сказать, кого здесь не было из русских писателей и поэтов. И не только русских. Одна из задач «Зеленой лампы» — стать связующим звеном русской и французской культур. Скорее это был не салон. Зная Гиппиус, трудно предположить, что она могла играть роль Анны Павловны Шерер из «Войны и мира» Льва Толстого. Это было место, где русский литературный Париж обрел один из своих ликов. Пестрый, противоречивый, но с неизменно высокой планкой литературных и человеческих отношений.
АМ Правда ли, что отношения Гиппиус и Мережковского в последние годы жизни Дмитрия Сергеевича стали чрезвычайно напряженными
ОК Трудно сказать, были ли напряженными и насколько напряженными отношения Мережковского и Гиппиус. Известно свидетельство Гиппиус о том, что они почти не расставались за всю свою жизнь. Кажется, только дважды. Между ними не было даже переписки: в ней не было необходимости. Но Гиппиус очень сожалела, что во время одной из этих двух коротких разлук Мережковский выступил на радио с речью о Гитлере. Об этом сожалении мы знаем точно из ее воспоминаний. Она считала это началом конца Мережковского. Они остались после этого злополучного выступления в полной изоляции.
АМ
ОК Действительно, Дмитрий Сергеевич Мережковский великий человек. И не только писатель, но и поэт, мыслитель, критик. Он стоял у истоков русского «кода да Винчи» в начале XX века, когда деятели культуры тяготели к многогранности в своем творчестве. Стихотворение «нового» Мережковского 1893 года так и называется — «Леонардо да Винчи». Его Леонардо — «богоподобный человек». Идеал. Томас Манн называл Мережковского воплощением европейской культуры. А к точке зрения Андрея Белого о главенстве Гиппиус в тандеме с Мережковским стоит прислушаться, но с оговоркой. Ведь именно Мережковский сначала разглядел ее, провинциальную девочку, а потом во многом создал из нее легенду русского Серебряного века — Зинаиду Николаевну Гиппиус. Ахматовой, Цветаевой и другим было на что опереться в создании своего творческого «я». Отношения Мережковских сложны, противоречивы, но их сила была в том, что это был творческий союз больших художников.
АМ Вячеслав Ходасевич в своей рецензии на мемуары Гиппиус писал:
ОК В разные годы Гиппиус
АМ Что бы вы посоветовали прочитать из Зинаиды Николаевны Гиппиус читателям «Лабиринта» в первую очередь?
ОК В первую очередь ее поэзию. Она собрана в книгах:
Гиппиус передавала не свои собственные впечатления от петроградской деятельности Горького |
Афанасий Мамедов Переписка Зинаиды Гиппиус весьма обширна, среди адресатов ее эпистолярного наследия такие видные фигуры русской культуры конца ХIХ - начала ХХ веков, как А.С. Суворин, Н.М. Минский, Ф. Сологуб, Д.В. Философов, А. Белый, Вяч. Иванов, А.М. Ремизов, Г.В. Адамович и др. Скажите, уже вышли в свет два тома писем Зинаиды Николаевны, составителем которых, насколько я знаю, вы являетесь? Какие новые грани дарования Гиппиус раскрывает публикация этих книг?
Николай Богомолов Все-таки пока еще не два тома, а только один. Второй готовится к печати. И составителем был не я один, а мы вместе с Маргаритой Михайловной Павловой из Пушкинского Дома. В вышедшем томе из уже вами названных опубликованы письма (или переписки) с Сувориным, Минским, Сологубом, Философовым, а помимо них с когда-то очень популярным, хотя теперь забытым, П.И. Вейнбергом, поэтессой и художницей П.С. Соловьевой (сестрой философа). Остальные будут во второй книге этого тома. Мне кажется, что появление этих книг будет важно, поскольку ранее мы все-таки знали письма Гиппиус преимущественного позднего времени. Вдобавок самый большой по объему свод ее писем был напечатан в Мюнхене и в России труднодоступен, а ряд важных комплексов (например, письма к А.А. Блоку, А.Л. Волынскому и к В.Я. Брюсову) опубликован в мало кому известных изданиях. Здесь же можно проследить эволюцию Гиппиус, начиная с самого раннего времени и вплоть до 1930-х годов.
АМ Сегодня Зинаида Николаевна Гиппиус известна нам как поэт, прозаик, драматург, один из основоположников русского символизма, общественный деятель, как бы сейчас сказали, и политический мыслитель, а какова ее роль в русском религиозном движении рубежа веков? Ведь большинству из нас известно только, как она умела шокировать членов
НБ Об этом было бы лучше спросить
АМ Что из себя представляло поле русской поэзии до наступления эры Серебряного века? Правда ли, что символизм помог ей выбраться из кризиса?
НБ
АМ Противостояли ли друг другу символисты петербуржские и московские, ведь известно, что отношения их предводителей — Гиппиус и Брюсова — в разное время носили разный характер?
НБ Может быть, со мною не все согласятся, но мне кажется, что эта разность преувеличивается. В
АМ Что отличает поэзию Гиппиус от поэзии, скажем, Мережковского, Бальмонта, Брюсова, Вячеслава Иванова?..
НБ Ну, это такой вопрос, на который вот уже много лет не могут ответить литературоведы, да, наверное, одного ответа и не существует. Достаточно, наверное, и того, что мы по самому звуку, интонации стихов легко отличим ее стихи от стихов тех, кого вы назвали, да и от Сологуба, Блока, Белого.
АМ Кто был
НБ Мы
АМ Зинаида Гиппиус одна из центральных фигур Серебряного века. Многим историкам литературы, изучающим ее наследие, видятся чрезвычайно плодотворными исследования в области гендерной проблематики Серебряного века. В этой связи у меня вопрос. Холодный огонь в сердце Зинаиды Николаевны разжигали многие мужчины, и сама она умела разжечь огонь в сердцах многих мужчин. Ходили даже слухи о существовании некоего ожерелья, составленного из обручальных колец, которые Зинаида Николаевна требовала «принести в жертву» от мужчин, сходивших по ней с ума. Но известно, что особую роль в жизни Зинаиды Гиппиус сыграл Аким Волынский. Что это был за человек? Какой след он оставил по себе в русской культуре, и как их отношения изменили обоих?
НБ Волынский — интереснейшая фигура, о нем уже много написано. Сперва — философ с культурологическими, как мы бы сейчас сказали, интересами. Затем историк русской критики и сам критик. Затем — биограф Леонардо да Винчи, страстный защитник философского идеализма, уже в
АМ Насколько сегодня изучено ближайшее окружение семьи Мережковских?
НБ Довольно неплохо.
АМ Статья Зинаиды Гиппиус, опубликованная в журнале «Современные записки» в 1924 году и подписанная псевдонимом Антон Крайний, об участии «буревестника революции» в разграблении художественных ценностей стала причиной большого скандала. Кто находился за его кулисами? Известно ли
НБ Я не придерживаюсь убеждения, что за
АМ Что необходимо предпринять в будущем для более плодотворного изучения творческого наследия писательницы?
НБ Прежде всего — полностью собрать то, что еще можно собрать по хранилищам разных стран: России, США, Франции и, наверное, других. Создать настоящее текстологически выверенное собрание ее сочинений, поскольку сейчас выходящее очень уж
АМ Что бы вы посоветовали почитать из Зинаиды Николаевны Гиппиус читателям «Лабиринта»?
НБ Я на этот вопрос ответил уже давно, когда составлял ее сборник для серии «Забытая книга»: стихи и воспоминания «Живые лица».
Похожие подборки
-
Позвонить -
СообщенияУ вас пока нет сообщений! -
Mой Лабиринт50 р. Дарим 50р. за регистрацию. Правила30 р. Баллы за ваши отзывы на книги5% Постоянная скидка уже на 2-й заказ -
0
ОтложеноЗдесь будут храниться ваши отложенные товары.Вы сможете собирать коллекции книг, а мы предупредим, когда отсутствующие товары снова появятся в наличии! -
0
КорзинаВаша корзина невероятно пуста.Лабиринт.Сейчас
Не знаете, что почитать?Здесь наша редакция собирает для вас лучшие книги и важные события.Главные книгиА тут читатели выбирают все самое любимое.
Не знаете, что почитать?
- Доставка и оплата
- Сертификаты
- Рейтинги
- Новинки
- Скидки
-
+7 499 920-95-25
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
//= cDetectMobile::isMobile() ? "tel:{$geotargeting['showphone']}" : '/contact/'; ?>//= $geotargeting['showphone']; ?>
-
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
//= cDetectMobile::isMobile() ? "tel:{$geotargeting['showphone']}" : '/contact/'; ?>//= $geotargeting['showphone']; ?>
-
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
- Контакты
- Поддержка
- Главное 2025
- Все книги
- Билингвы
- Книги для детей
- Комиксы, Манга, Артбуки
- Молодежная литература
-
Нехудожественная литература
- Назад в «Книги»
- Все книги в жанре «Нехудожественная литература»
- Все книги жанра
- Бизнес. Экономика
- Государство и право. Юриспруденция
- Домашние ремесла. Рукоделие
- Домоводство
- Естественные науки
- Информационные технологии
- История. Исторические науки
- Книги для родителей
- Коллекционирование
- Красота. Этикет
- Кулинария
- Культура. Искусство
- Медицина и здоровье
- Охота. Рыбалка. Собирательство
- Психология
- Публицистика
- Развлечения. Праздники
- Растениеводство
- Ремонт. Строительство. Интерьер
- Секс. Камасутра
- Технические науки
- Туризм. Путеводители. Транспорт
- Уход за животными
- Филологические науки
- Философские науки. Социология
- Фитнес. Спорт. Самооборона
- Эзотерика. Парапсихология
- Периодические издания
- Религия
-
Учебная, методическая литература и словари
- Назад в «Книги»
- Все книги в жанре «Учебная, методическая литература и словари»
- Все книги жанра
- Вспомогательные материалы для студентов
- Демонстрационные материалы
- Дополнительное образование для детей
- Дошкольное обучение
- Иностранные языки: грамматика и учебники
- Книги для школы
- Педагогика
- Подготовка в вуз
- Пособия для детей с ограниченными возможностями
- Словари и разговорники
- Художественная литература
- Скидки · Обзоры · Рецензии · Подборки читателей · Новинки · Рейтинг · Авторы · Изд-ва · Серии
- Все книги на иностранном языке
- Книги на английском языке
- Книги на других языках
- Книги на испанском языке
- Книги на итальянском языке
-
Книги на китайском языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на китайском языке»
- Все книги жанра
- Курсы изучения китайского языка
-
Книги на немецком языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на немецком языке»
- Все книги жанра
- Адаптированная литература на немецком языке
- Классическая литература на немецком языке
- Курсы изучения языка
- Литература на немецком языке для детей
- Нехудожественная литература на немецком языке
- Современная литература на немецком языке
-
Книги на французском языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на французском языке»
- Все книги жанра
- Адаптированная литература на французском языке
- Графические романы на французском языке
- Классическая литература на французском языке
- Курсы изучения языка
- Литература на французском языке для детей
- Нехудожественная литература на французском языке
- Современная литература на французском языке
- Комиксы и манга на иностранных языках
- Все игрушки
-
Детское творчество
- Назад в «Игрушки»
- Все товары в разделе «Детское творчество»
- Все товары раздела
- Алмазные мозаики
- Витражная роспись
- Гравюры
- Другие виды творчества
- Конструирование из бумаги и другого материала
- Лепка
- Наборы для рукоделия
- Наклейки детские
- Панч-дыроколы фигурные
- Работаем с воском, гелем, мылом
- Работаем с гипсом
- Работаем с деревом
- Скрапбук
- Сопутствующие товары для детского творчества
- Творческие наборы для раскрашивания
- Фрески
-
Игры и Игрушки
- Назад в «Игрушки»
- Все товары в разделе «Игры и Игрушки»
- Все товары раздела
- Все для праздника
- Головоломки
- Детские сувениры
- Детские часы
- Другие виды игрушек
- Игрушка-антистресс
- Игрушки для самых маленьких
- Игры для активного отдыха
- Книжки-игрушки
- Конструкторы
- Куклы и аксессуары для кукол
- Кукольный театр
- Магнитные буквы, цифры, игры
- Машинки и Транспорт
- Музыкальные инструменты
- Мягкие игрушки
- Наборы для тематических игр
- Настольные игры
- Научные игры для детей
- Пазлы
- Роботы и трансформеры
- Ростомеры
- Сборные модели
- Слаймы
- Фигурки
- Электронные игры
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Все канцтовары
-
Аксессуары для книг
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Аксессуары для книг»
- Все товары раздела
- Закладки для книг
- Обложки для книг
- Глобусы
-
Обложки для документов
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Обложки для документов»
- Все товары раздела
- Другие обложки
- Конверты для путешествий
- Обложки для автодокументов
- Обложки для военных билетов
- Обложки для зачетных книжек
- Обложки для паспортов
- Обложки для проездных билетов
- Обложки для студенческих билетов
- Чехлы для карт, обложки для пропусков
- Офисная канцелярия
- Папки, скоросшиватели, разделители
-
Письменные принадлежности
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Письменные принадлежности»
- Все товары раздела
- Карандаши черногрифельные
- Ручки
- Принадлежности для черчения
-
Рисование
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Рисование»
- Все товары раздела
- Аксессуары для рисования
- Инструменты и материалы для каллиграфии
- Карандаши цветные
- Кисти
- Краски
- Линеры для творчества
- Мелки
- Наборы для рисования
- Палитры, стаканы-непроливайки
- Папки для чертежей и рисунков
- Пастель
- Тушь, перья
- Уголь художественный
- Фломастеры
- Холсты. Мольберты
- Сумки
-
Товары для школы
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Товары для школы»
- Все товары раздела
- Веера, счетный материал, счетные палочки
- Другие виды школьной канцелярии
- Канцелярские наборы
- Косметички, кошельки
- Ластики
- Мешки для обуви
- Ножницы школьные
- Обложки для тетрадей и книг
- Папки для школьных тетрадей. Папки для труда
- Пеналы
- Пластилин
- Подставки для книг
- Рюкзаки, портфели
- Точилки
- Фартуки. Клеенки для уроков труда
- Школьная бумажно-беловая продукция
- Школьные наборы, подставки, органайзеры
- Для школы · Скидки · Отзывы · Новинки · Производители · Серии
- Все CD/DVD
-
Аудио
- Назад в «CD/DVD»
- Все товары в разделе «Аудио»
- Все товары раздела
- Аудиокниги
- Музыка
- Религия
- Видео
- Софт
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Все сувениры
- Календари
-
Сувенирная продукция
- Назад в «Сувениры»
- Все товары в разделе «Сувенирная продукция»
- Все товары раздела
- Альбомы, рамки для фотографий
- Детские сувениры
- Значки и медали
- Игрушки для животных
- Конверты для денег
- Магниты
- Новогодние сувениры
- Открытки
- Пакеты подарочные
- Подарочная упаковка
- Подарочные сертификаты
- Постеры и наклейки
- Праздничные аксессуары
- Таблички и статусы для рабочего стола
- Шкатулки
- Другое
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Весь клуб
- Журнал
-
Скидки и подарки
- Назад в «Клуб»
- Акции
- Бонус за рецензию
-
Только у нас
- Назад в «Клуб»
- Главные книги
- Подарочные сертификаты
- Эксклюзивы
- Предзаказы
-
Развлечения
- Назад в «Клуб»
- Литтесты
- Конкурсы
- Дома с детьми
-
Лабиринт — всем
- Назад в «Клуб»
- Партнерство
-
Приложения Лабиринта
- Назад в «Клуб»
- Apple App Store
- Google Play
- Huawei AppGallery

Мы используем файлы cookie и другие средства сохранения предпочтений и анализа действий посетителей сайта. Подробнее в пользовательском соглашении. Нажмите «Принять», если даете согласие на это.