Персоны&Темы: Женская фантастика
Персоны: Елена Малиновская, Ольга Громыко,
Мария Вересень, Елизавета Шумская
Создательницы миров, эталонных образов, нескучных фэнтезийных романов.
Беседовал Алекс Громов.
Содержание:
Интервью
Что почитать?
Цитаты из романов
Интервью
1. Есть ли по-вашему разница между мужской и женской фантастикой?
Елена Малиновская. Есть разница между плохой и хорошей фантастикой. Обычно говоря о женской или мужской фантастике, читатели подразумевают разный подход в написании книг. Что скрывать, чаще всего мужчины предпочитают действия, а женщины – описания и романтику. Но это совершенно не значит, что женщина не может написать хороший боевик, к примеру, а мужчина – то, что обычно вкладывают в термин "типично женская проза". К примеру, недавно узнала, что автором книги "Птичка певчая", написанной от женского лица, является мужчина – Решад Нури Гюнтекин. Между прочим, эта книга имела оглушительный успех в мире, и я думаю, многим в нашей стране знаком фильм, снятый по мотивам этого произведения, – "Королек – птичка певчая". В свою очередь многие знаменитые женщины-фантасты в начале карьеры творили под мужскими псевдонимами. Думаю, когда это открылось, основная часть читателей была поражена данным обстоятельством.
Ольга Громыко. Есть ли по-вашему разница между мужской и женской фантастикой?
Как между семейными трусами и лифчиками. Каждый человек читает то, что соответствует его возрасту, увлечениям, образованию, характеру и полу. Соответственно мужчинам более интересна фантастика брутально-боевая, а женщинам - романтическая. Я не говорю, что какая-то из них хуже, просто у каждой своя целевая аудитория. Впрочем, хорошая фантастика пола не имеет. В ней каждый найдет что-то интересное для себя.
Мария Вересень. К своему стыду женщин-фантастов я не знаю. В жанре фэнтези конечно различия есть и весьма значительные, потому что "мальчики" пишут про войну, а "девочки" предпочитают про любовь.
Елизавета Шумская. Есть ли по-вашему разница между мужской и женской фантастикой?
Разница есть. Как есть она между любыми писателями. Как и читателями. Меня, правда, слегка удивляет шум по этому поводу. Вряд ли литературные пристрастия возникают в зависимости от половой принадлежности автора.
2. Как рождаются героини и герои? Есть ли у них реальные прообразы – друзья, враги, знакомые, сослуживцы, вы сами?
Елена Малиновская. Я, наверное, скажу банальность, но мне кажется, что каждый автор вкладывает частичку себя в героев. Чтобы литературный персонаж ожил, превратился в настоящую личность, необходимо рассказать об его слабостях, привычках, приметах, в которые он верит. Поэтому не буду скрывать, некоторых своих героев я писала с вполне реальных прототипов. Герои у меня рождаются просто. Самое трудное – написать первую строчку. А потом клубок истории сам завертится, стремясь как можно быстрее распутаться.
Ольга Громыко. Герой - это всегда сборный образ. Те, кто мы есть, кем бы хотели быть, кем бы не хотели, но интересно было бы поэкспериментировать. Если взять знакомого как он есть и перенести в книгу, очарование сказки пропадает - начинаешь подстраиваться под конкретного человека, а замысел книги его выталкивает, как пробку. Какие-то черты внешности, привычки, забавные случаи из жизни - да. Целиком - ни в коем случае. Поэтому чаще в книгу попадают люди малознакомые, о которых почти ничего не знаешь. Больший простор для фантазии.
Мария Вересень. Все основные герои – это реальные люди (друзья, знакомые, отражение в зеркале…), для них и пишу, про них пишу. А вот все второстепенные это уже самозарождающийся кошмар, лезут полчищами, как от них избавиться не знаешь и что они выкинут в следующую минуту не представляешь.
Елизавета Шумская. Да-да, я очень мстительна. Так что берегитесь!.. Шучу. По-всякому бывает. У некоторых моих героев есть реальные прототипы – из моих друзей и знакомых. Но таких персонажей очень мало. В основном герои просто самовольно занимают место в моей голове и переселить их можно только на бумагу, вернее, чистую страничку Wordа.
3. Вы пишете романы строго по плану или же даете творить персонажем волю творить что им захочется?
Елена Малиновская. К моему величайшему сожалению, я не умею писать по плану. Сколько раз я пыталась составить какие-нибудь, хотя бы самые примерные наброски будущих событий. Но каждый раз, когда садилась за работу с четким желанием им следовать, меня покидало вдохновение. Мои герои не умеют жить согласно воле автора. Однако они прекрасно живут вопреки ей. Зато испытываешь настоящее чувство наслаждения, когда в конце романа все малейшие ниточки, оставленные по ходу событий, вдруг волшебным образом сплетаются, и ты первой узнаешь развязку истории
Ольга Громыко. Строго и план - вещи разные. Я план держу в голове и он вовсе не строгий, на протяжении книги что-то уходит, что-то добавляется. Достаточно знать, что имеем на входе и что хотим получить на выходе, а так же как этого примерно добиться. Подробности же появляются в процессе. Вопроса о воле героев я не понимаю - есть воля автора и есть характер персонажа, из которого необходимо исходить. Если такой-то герой в такой-то ситуации не способен на такой-то поступок, а вам очень хочется, то не надо выдавать выкатившийся из кустов рояль за волю героя.
Мария Вересень. Пытаюсь по плану, но еще ни разу не получилось. Обязательно один из персонажей пройдет кирзовыми сапогами по моим наметкам и уведет толпу в другую сторону.
Елизавета Шумская. План у меня всегда есть. Надо же знать, откуда и куда ты идешь, а вот между ключевыми точками случается всякое. Иногда у меня хватает сил построить персонажей, а иногда у них – меня.
4. Приходилось ли вам убивать ...любимого персонажа и если да – то хотелось ли совершить чудо и воскресить?
Елена Малиновская. Да, приходилось. В первоначальной версии "Нечисти по найму" я убила Шерьяна. Но, к сожалению или к радости, после этого не смогла больше написать ни строчки. Пришлось переписывать главу, в которой он умер, и воскрешать героя. Честное слово, сейчас я не жалею, что не дала тогда Шерьяну умереть.
А вообще, говоря откровенно, любимых героев безумно жалко убивать. В них вкладываешь столько сил, что воспринимаешь уже как частичку себя.
Ольга Громыко. Никогда. Но еще не вечер!
Мария Вересень. Ура! Я невиновна! А нелюбимых не жалко.
Елизавета Шумская. Нет. Но скоро, возможно, придется
5. Какой бы из своих романов вы желали увидеть экранизированным? Или реализованным в виде компьютерной игрушки?
Елена Малиновская. Экранизированными я бы, наверное, хотела увидеть свои магические детективы. "Практическую демонологию" прежде всего. Написание этой книги было своеобразным экспериментом для меня. Ограниченный круг подозреваемых, замкнутое пространство и очень мало времени для раскрытия преступления. И магия, кстати, играет здесь далеко не главную роль. На первое место выходят взаимоотношения между героями и атмосфера таинственного дома, в котором скрывается множество семейных секретов и мрачных тайн. Не скрою, в этом романе есть что-то от классического английского детектива.
А для реализации в виде компьютерной игрушки подходит прежде всего цикл "Кошка по имени Тефна". Здесь есть и погони, и головоломки, и сражения с жуткими магическими созданиями.
Ольга Громыко. Все. Я обожаю визуализацию моих фантазий в любой форме: иллюстрации к книгам, фан-арт, постановки. Главное и единственное условие: качество, за которое не было бы стыдно.
Мария Вересень. Я когда пишу, то вижу картинку и в принципе все уже реализовано в моем воображении. Хотя…да, да…хотя бы мультик!!!
Елизавета Шумская. Любой роман. И в практически любом жанре – фильм, сериал, аниме, мультфильм. Кому ж не хочется? Каждому автору хочется подобного признания.
6. Какое место в ваших произведениях занимает любовь?
Елена Малиновская. Я считаю, что использование в произведении такого сильного чувства, как любовь, сродни использованию специй при приготовлении изысканного блюда. Если положишь слишком мало – получится пресно, если переборщишь – есть будет невозможно. Во всем нужна мера. И я пытаюсь нащупать эту золотую середину.
Ольга Громыко. Среднее. Это одна из линий, но не основная. Есть немало интересных чувств и помимо любви. Хотя она тоже забавная.
Мария Вересень. Ее у меня в книжках много – любовь к Родине, к друзьям, к родственникам, к веселым шабашам и к отдельно взятому мужчине. Получается, что на первом месте.
Елизавета Шумская. Надеюсь, что свое. Как и в жизни – без нее никуда, но не могу сказать, что герои всегда находят "свою судьбу" в моих книгах.
7. Вы пишете о сказочном. А сами-то верите в чудеса?
Елена Малиновская. Безусловно, я верю в чудеса. И верю, что чудеса создают люди. Все в наших руках.
Ольга Громыко. Скорее нет. Когда сам сочиняешь чудеса, закрадывается подозрение, что все остальные тоже кем-то придуманы. Или я просто так ими избалована, что уже не замечаю.
Мария Вересень. Я их сама каждый день делаю, но работа для доброго волшебника – это как свадьба для лошади. Голова в цветах, зад в мыле и ни слова благодарности. Увы, верю, но объем проделанной работы убивает напрочь удовольствие.
Елизавета Шумская. Конечно. И они со мной периодически случаются. Правда, не все от слова "чудо".
8. Женское ли дело – магия? Случайно ли, что само слово "магия" - женского рода...
Елена Малиновская. Я считаю, что каждая женщина в глубине души – колдунья. Мы с легкостью изменяем цвет волос и даже глаз. Практически у каждой из нас есть огромное количество непонятных тюбиков и баночек, которые позволяют нам становиться еще прекраснее. Мы великолепно меняем ипостаси. Заботливая мать, верная жена, преданная подруга и строгая бизнес-леди. Наша сила в нашей слабости. Что бы ни случилось, мы всегда найдем выход из любой, даже самой безвыходной ситуации. Если не ради себя, то ради наших родных и близких. Разве это не магия?
Ольга Громыко. Если следовать такой логике, то слово "маг" тогда тоже неспроста мужское, ведь он пользует эту магию как хочет. Хотя магия, пожалуй, действительно женское дело. Мужчина скорее без раздумий даст обидчику в лоб кулаком, а женщина предпочтет сварить зелье из кошачьих усов и мухоморов, и тайно подлить в суп.
Мария Вересень. Конечно женское, мы же не обращаем внимание на законы физики в отличии от мужчин.
Елизавета Шумская. Случайно ли, слово "работа" женского рода? Как и любое призвание, способность к волшебству не зависит от пола.
9. Как по-вашему, "ведьма – это звучит гордо"? Ведь в каждой женщине есть хотя б частичка волшебства…
Елена Малиновская. Ведьма - от слова "ведать", то есть, "знать". Сейчас женщинам приходится не просто много знать, но и много уметь. Однако никакие реалии сегодняшнего времени, я думаю, не сумеют вытравить из наших душ ту самую частичку волшебства, которая помогает нам жить, верить и надеяться. Любая женщина в глубине души мечтает о чуде. И мне очень хотелось бы верить, что рано или поздно эти чудеса произойдут с нами.
Ольга Громыко. По мне, "ведьма" звучит обидно и чаще применяется по отношению к теще или стервозной жене. Вот волшебница, магичка или ведунья – другое дело. Так что пусть лучше в женщине действительно будет частичка волшебства, а не ведьмы.
Мария Вересень. Да. При 120 кг выглядеть худенькой и миниатюрной, чем не морок? А сколько за день сделано – это же без телепортации и левитации невозможно! Своему скажешь: "Ты у меня просто орел!", он грудь выпятит, животик втянет – самое настоящее зомбирование.
Елизавета Шумская. Только не говорите никому!
10. О чем будет ваша следующая книга и когда она выйдет?
Елена Малиновская. Недавно я завершила заключительную книгу трилогии "Игры с богами" под названием "Конец игры". Она должна выйти летом. А работаю я сейчас над книгой под названием "Кодекс убийцы". Надеюсь, она понравится всем любителям магических детективов. Действие происходит в том же мире, в котором развиваются события цикла "Кошка по имени Тефна", но уже с другими героями. Однако в некоторых эпизодах читатели смогут повстречаться с уже знакомыми и полюбившимися персонажами.
Ольга Громыко. Планируется на середину-конец мая. Это первая часть фэнтезийной дилогии, без эльфов-гномов-троллей и классической магии, но чудес и интересных героев в ней все равно хватает.
Мария Вересень. Герои слишком непредсказуемы, куда их утянет и что с ними произойдет неизвестно, поэтому о чем она еще не знаю, но будет и выйдет.
Елизавета Шумская. Следующая моя книга будет продолжением серии "Записки маленькой ведьмы". Надеюсь, она придется Вам по вкусу.
11. Исполнение какого желания вы хотели бы получить к 8 марта?
Елена Малиновская. Мое главное и основное желание – чтобы всё у всех было хорошо.
Ольга Громыко. Хочу новую крышку к аквариуму, с лампами на 150-200 Вт в сумме.
Мария Вересень. Не скажу, а то не сбудется.
Елизавета Шумская. Зверушек. Ну вы знаете, песца на плечи, ягуара в гараж и так далее…
Что почитать?
Как стать чародеем: Пособие для начинающей ведьмы. Пособие для начинающего мага
Елизавета Шумская
Чудеса бывают широкомасштабные и не очень, этакие местечковые. Именно такие мелкие злодейства оборачиваются для обычных селян крупными неприятностями. А все начинается с того, что в селении появляется монстр, непонятным образом забирающий детские жизни, и чужак-менестрель, способный волшебной флейтой наводить морок. Но кто из односельчан тайком помогает Злу? И зачем? И приходиться молоденькой, но перспективной знахарке приходится заниматься чародейским расследованием, набираясь колдовского ума-разума. В этом нетривиальном романе подражает достоверность и скрупулезность в описании магических приемов и традиций, и отсутствие немотивированных чудес, так любимых многими авторами отечественной фэнтези.
Чтобы стать настоящим волшебником, надо учиться, учиться и учиться. Для этого и существует Магический Университет, куда отбирают самых достойных, обладающих чудоспособностями людей, троллей, эльфов, вампиров и даже горгулий. Но стать студентом непросто – нужно пройти испытания, придуманные чародеями-профессорами. В отличие от "Поттера" сам процесс обучения будущих боевых магов описан эпизодично, а вот увлекательные приключения компании доблестных студентов, то расследующих магические убийства, то случайно вытаскивающих из небытия злобного и хитрого супердемона, излагаются подробно и с изрядной долей юмора. Особенно достается истории сказочной магии: "Тысяча и одна легенда о великих чародеях" - популярная серия книг о чародеях, известная тем, что большая часть историй "облагорожена", то есть изрядно подкорректирована, а то и просто вымышлена". Но интрига романа заключается в другом: может ли душка-вампир искренне полюбить девушку-травницу? Способны ли дружить люди и эльфы, тролль и горгулья?
Белорские хроники
Ольга Громыко
В этом сборнике веселых фантастических рассказов рассказывается: о доблестном рыцаре, поверявшим в ошибочный гороскоп, но при этом избегнувшим смертельной опасности и ставшим счастливым; чем могут закончится приключения боевого мага, вместе с вампиром спасающего чужого младенца.
Поддается ли удача магическому действию? Особенно жадных и бесчестных колдунов? Никого не оставит равнодушным история двух молодых и неопытных магов (боящихся своей суровой наставницы-магички больше, чем нечисти), одолевших моровку (хищного неуспокоенного духа), используя навыки парного магического боя. Нежить, в отличие от людей, шуток не понимает. Да шутливых заклинаний – тоже.
Профессия: ведьма. Ведьма-хранительница. Верховная Ведьма. Ведьмины байки
Ольга Громыко
Один из самых лучших отечественных (а может быть, и не только местных) ведьминых циклов. Детство-отрочество-юность волшебницы описаны красочно, с юмором и без особой рассуждательной нагрузки. Нестандартные ситуации, интересные персонажи, каждый из которых не похож на других не только в делах, но и словах, придавая диалогам своеобразие и жизненность. Прочитав описания многих эпизодов, хочется, вспомнив старика Станиславского, закричать – "Верю!", забыв, что перед тобой фэнтезийный роман. Психологически достоверно. А что достоверно, во что веришь – то и есть жизнь.
А разве можно не верить "Байкам"? Ведь достаточно найти хотя бы одного слушателя и начнется…
Танец над бездной
Елена Малиновская

Но достоинство романа не только в динамичном сюжете (с неординарными поворотами) и хлестких афоризмах ("добро всегда эфемерно"), но наглядном и порой шокирующем показе "цены вопроса". Вспомните первую "Дюну" и уроки, данные советниками отца юному Полу – как будущему правителю. Здесь же юная магиня, ставшая ученицей самого императора, на собственной шкуре учится платить за чудо-возможности.
А возможна ли магия без предательства? Власть без обиженных этой самой властью – даже ради счастливого будущего? Без длинных размышлений и диалогов. Только действия. Только волшебство. Только интриги.
Летопись безумных дней
Елена Малиновская
Как вы отнесетесь к тому, что почти прекрасный незнакомец вломится в вашу квартиру и начет вас, порядочную девушку, агитировать отправиться с ним на Землю Обетованную, а точнее – в другой, волшебный мир? А попав туда, вы узнаете, что именно здесь вас ненавидит каждый второй. И есть за что – вы когда-то слишком хотели окружающим добра, причем любой ценой. Но действительно ли человек, который не помнит своих прегрешений, является невиновным? А что делать, если возвратившиеся память лишь увеличивает количество твоих врагов, самым опасным из которых являешься ты сама? Прежняя, еще до ссылки на Землю, в нашу российскую современность.
Жило-было княжество Серебряное (название-то какое!), а в нем – всякие персонажи (бояре, шпионы, разбойники, торговцы, обычные честные люди и ведьмы). Место было интересное, но гиблое – когда-то здесь народ эльфов возводил сказочные замки, но вот с тех пор утекло много не только лет, но счастья – крестьянствовать на этих тощих землях ох как трудно, да разборки между знатью до добра не доводят. Единственная надежда – ведьмы. Неслучайно бабка Марта, главнейшая ведьма, тщательно вписывает в свой толстый гроссбух все села, города и веси, где появляются ведьмины вакансии и куда она отправляет своих воспитанниц. А уж те – не подкачают...
Особо одаренная особа. Высшее образование для сироты, или родственники прилагаются
Мария Вересень
Как превратиться из "гадкого утенка" в "прекрасного лебедя"? Учиться, учиться и учиться. Но не где попало, а в самой лучшей Школе Ведьм и Чаровниц.
Ведь здесь помимо "прохождения" курсов личностного и духовного роста, единственная человеческая девушка может подружиться с демоном и вампиром, творить чудеса и вяческие безобразия, присущие юным чудо-студенткам во всех фэнтезийных временах. Сказочно-непредсказуемо и весело.
Неужели человек опаснее любой нечисти? Просто потому, что "жить торопится и чувствовать спешит"? Даже таинственные и могущественные Древние, одарившие е всевозможными дарами, наряду с небожителями, приходиться терпеть выходки юной студентки волшебной Школы. Но куда уж добропорядочному Гарри Поттеру супротив нашей Вереи, способной обвести вокруг пальца само Лихо и оживить такой легендарный персонаж, как Зеленый Змий. А если учесть, что случилось по ее "вине" с Котом в сапогах и добропорядочным Сивкой-Буркой – то потенциальнм ворогам можно только посочувствовать...А каково будет с такой чудо-девицей жить мужу-волшебнику – это уже другая история.
Цитаты
Пособие для начинающей ведьмы. Елизавета Шумская
"Уже в ввиду города знахарка пришла к мысли, что надо последовать совету дракона и купить себе брюки. "В конце концов, - подумала она, - я почти что маг. А магам это позволительно".
Пособие для начинающего мага. Елизавета Шумская
"...маленький секрет всех чародеев: что сделано магией, можно тем же способом и разрушить...
Никому ведь не приходит в голову заказать дом чародею. Все почему-то идут к каменщику. А почему? Да чтобы наколдовать дворец, нужно такое дикое количество вычислений и знаний по архитектуре, что это займет больше времени, чем обычное строительство, а уж цена! К тому же магия не скрепит камень так надежно, как обычный раствор. Да и вероятность того, что волшебник допустит ошибку с каким-нибудь вектором в расчете и все это сооружение рухнет в один момент, слишком высока. В строительстве магию применяли более тонко. Использовали заговоренные камни, растворы. Иногда с помощью чародейства плавили камень или поднимали что-то тяжелое. Обычно заклинания накладывали на уже готовый дом, хоть это было менее эффективно, чем вплетать магию на каждом этапе строительства..."
Белорские хроники. Ольга Громыко
"проклятый ящер вел себя исключительно подло, то бишь не воровал овец, а платил за них полновесными кладами, причем выше рыночной цены. Поэтому драконья проблема усугублялась местным несознательным населением, которое уже отколошматило трех претендентов на подвиг".
Профессия: ведьма. Ольга Громыко
"Помнится, после обмывания не столь удачной прошлой сессии Школу заполнили скачущие по стенам мракобесы, материализованные тобой под воздействием десяти жбанов эльфийского пива".
Ведьма-хранительница. Ольга Громыко
"на практиках по некромантии я успела убедиться: оживший друг еще хуже покойного, и лучше рыдать над трупом, чем убегать от него".
Верховная Ведьма. Ольга Громыко
"Староста степенно, хозяйственно обошел вокруг дракона. Деловито пнул ногой в обмявший бок, предварительно убедившись, что между ним и драконьей башкой имеются другие кандидаты на поджаривание – травница.., и рыжая ведьма, при свете колдовского огня изучавшая какую-то бирюльку с камушками. "Небось из драконьих закормов хапнула, - завистливо подумал староста, - надо бы спровадить их отсюда поскорей, покуда еще чего не стащили. Дракон, конечно, куда как запаслив, однако ж ведьмы еще жаднее!"
"Дедок не заставил себя долго просить, напротив – прервать поток его красноречия оказалось куда сложнее. Страховидл в округе водилось такое количество, что я только диву давалась, как в селе вообще остался хотя бы один живой человек. Вампиры кружили над Замостьем целыми стаями, через него же проходили миграционные пути упырей и вурдалаков, покойники и те желали спокойно лежать в могилах, ночами требуя пустить их обратно в дом или хотя бы вынести им стопку самогона".
Летопись безумных дней. Елена Малиновская
"Таким бескомпромиссным добро быть не может...В Пермире не существует разводов. Брак здесь несколько иное понятие, чем в твоем мире. Его разрешают заключить только тем, кто действительно докажет свою способность любить и быть верным одному человеку на протяжении всей жизни. Во время твоей ссылки я считался вдовцом, наверное..."
Танец над бездной. Елена Малиновская
"Мысль о мести смешила ее. Кому мстить? Кучке людишек, погрязших в страхе и невежестве? Смешно. Против глупости сами Боги бороться бессильны".
Практическая демонология. Елена Малиновская
"Если рыцарь не спешит выручать принцессу, то дракон вернет ее лично в замок".
"В отличие от большинства прочих ведьм у нее имелся законый муж. А шестеро ее детей, стыдясь матушкиного промысла, настойчиво зазывали ее жить в двухэтажную кирпичную хоромину. Но она упорна жила в землянке, хотя злые языки утверждали, что Великокняжеский монетный двор работает на нее одну".
Высшее образование для сироты, или родственники прилагаются. Мария Вересень
"И еще отдельная табличка: "Девиц, убоину и прочую кухонную требуху сваливать на заднем дворе запрещается. Сдавать кладовщику"".
Особо одаренная особа. Мария Вересень
"Неужели война великая идет, что все добры молодцы кончились, девки в богатырки подались? – усомнился конь. – Или опять матриархат? Иль вы амазонки, девы горячие и до славных битв охотчие?...Богатырского коня для увеселительной прогулки!"
Не знаете, что почитать?
- Перейти к отложенным
- Убрать из отложенных
- Добавить к сравнению
-
Поделиться и получить бонус
- Написать рецензию