Условия акции
Тэги
В серии «Рассказы Волчка» вышло уже пятнадцать сборников современных российских писателей. Многие российские учителя работают с рассказами из сборников этой серии. Мы попросили некоторых педагогов поделиться опытом: рассказать, какие рассказы понравились больше всего, какие было интереснее всего разбирать и какой был отклик у детей.
А как научить детей осмысленному чтению, умению видеть в тексте главное, определять позицию автора, если этот самый текст не вызывает у них интереса и желания читать? Очень просто: взять рассказы современных авторов, близкие и понятные сегодняшним детям, и учиться на них!
«Тему» и «основную мысль» мы с пятым классом отрабатывали на коротких рассказах Натальи Евдокимовой из сборника «Ты — моя тайна». Секреты композиции литературного произведения с шестым классом — на «Туманности Архипкина» Дарьи Вильке из сборника «Поворот». Сочинение о домашнем питомце писали после того, как поплакали на уроке над «Тенью собаки» Аси Кравченко. А тему буллинга на классном часе обсудили вместе с Дарьей Доцук и ее «Нишей для Кати Олиной» из сборника «Чертополох у воды».
Спросила, какие значения слова «остановка» они знают. Дети знают прямое значение слова и переносное: остановка автобуса, например, и остановка в движении, на пути, в суете. Кстати, какое из них прямое, а какое переносное? Остановились, вдохнули. Выдохнули и написали этюды «Остановка…». Такие:
«Остановка мыслей — очень важное свойство человека. Например, когда тебя кто-то дразнит, ты должен просто проигнорировать и остановить злой ход мыслей. Еще бывает, что тебя кто-то ударил. Тебе хочется дать сдачи, но ты собираешься с мыслями и останавливаешь себя. В разные моменты жизни остановить себя очень важно».
Остановка…
Когда вдруг
Все замерло
Среди света луны
Грустью мы все полны
Я лежу
И смотрю
На окно
На окно
Звезды мне говорят:
Отомри
Но, но, но…
Потом читали начало рассказа «Остановка» и придумывали свои сюжетные ходы для продолжения. Подросток, герой рассказа, по мнению учеников, становился свидетелем разговора двух старушек и понимал о них больше; встречался взглядом с девочкой в наушниках, а потом знакомился с ней; не сдерживал обещания «не доставать телефон», данного самому себе, и чудо заканчивалось; уставал от остановки и шел в торговый центр поесть; попадал в загадочный вымышленный мир во время дождя; спасал котенка, мокнущего под скамейкой на остановке.
— А как дальше на самом деле у автора? Можно в интернете посмотреть?
— Можно!
— Ууу… в интернете нет… Там на запрос «Доцук» — только «Голос»… Надо почитать!
— Где вы этот рассказ взяли?! Где прочитать продолжение?
Рассказала про сборник «Письмо с подснежником», обещала в следующий раз принести окончание рассказа и поговорить о нем. Надо останавливаться и смотреть. И видеть…
Сначала мы обсуждаем название: само слово «остановка» — место или состояние? Вспоминаем, когда и как сами останавливаемся в своем беге по жизни. Герой рассказа оказывается на маленьком островке автобусной остановки в грозу и решает не доставать телефон, а провести это время просто так, «с собой». Удивительное состояние у мальчика: летние каникулы, он едет в книжный и никуда не опаздывает, никуда не спешит.
Он фантазирует о морях и дальних странах, о других «участниках кораблекрушения» на остановке, даже о любви. Мы с детьми тоже фантазируем, вспоминаем книги о морских приключениях, о кораблях, которые никогда не опаздывают, о штормах и океанах. Мы читаем отрывки из «Капитанов» Гумилева и стихи Шпаликова о прогулках по Москве: ведь это тоже приключение — быть в своем городе путешественником, не торопиться и успевать увидеть многое, и еще больше почувствовать и представить.
И, наконец, домашнее задание — постоять на остановке и дождаться автобуса, не вынимая телефона из кармана. А потом дома записать, что придет в голову за такую остановку!
Интересно, что дети не восприняли рассказ Аси Кравченко как архаичный, хотя ситуация была ими опознана как нестандартная. Девочка идет домой одна — все это отметили, — девочка несет на шее ключ, у нее нет мобильного. Дети, рассудив, пришли к выводу, что тут описываются 90-е или даже конец 80-х, но, повторюсь, чувства, что рассказ устарел, у них не возникло.
Основная линия диалога выстроилась вокруг оппозиции «дети домашние» — «дети свободные». Мои дорогие читатели четко уловили разницу между главной героиней с ключом, Женькой и Варей, которые гуляют сами по себе, и остальными детьми, которых водят за ручку, и отсюда вышли на одну из основных тем рассказа — тему личной свободы. Тут живо вспомнили ключ, поговорили о его семантике: героиня получает ключ и им как бы отмыкает свою несвободу, она выключается из круга обычных детей, которых куда-то ведут, ключ ее освобождает.
А вот вопрос, почему подросткам так важно пребывать в оставленных пространствах, забытых, выпавших из привычного людского мира, почему их так тянут «заброшки», народ до конца не осилил. Видно было, как искрило в головах, как с разных концов «подгрызали» тему.
— Потому что там страшно.
— А почему страшно?
— Потому что там никого нет, а раньше были.
— А зачем туда идут именно подростки, а не дети?
— Там может случиться что-то интересное, необычное
— А почему в других местах не может случиться?
И в итоге, после вопроса: «С кем подростки там оказываются?» — мы определили параметры таких пространств: они пусты, они оставлены присутствием человека, там нет взрослых. И здесь перескочили обратно, на структуру рассказа, — и уже легко выделили два пространства, различных между собой: школа и дом, где есть взрослые, — и лес, где взрослых нет.
— А что делают взрослые?
Недоуменное молчание.
— В рассказе есть одна нота, одна тема, которая постоянно дребезжит, она пронизывает текст и сопровождает главную героиню. Какая?
Молчание. Вздохи.
— Обратите внимание, мы не знаем, как они выглядят, автор почти не уделяет внимания одежде и другим деталям — все дается через диалоги и внутренний монолог героини. Но автор постоянно упоминает одну деталь.
Секунда, и лица светлеют.
— Туфли! Они жали! Она их сняла!
— А потом надела!
— Красные с синим!
— Я как-то ходила весь день на экскурсии в новых туфлях, это ужасно.
— А когда она их снимает?
— Когда входит в лес.
— А когда надевает?
— Когда выходит из леса.
— А почему?
— Потому что чужая бабушка ее заставила. «Почему ты босая?» — спросила. А девочка подумала: ну начинается.
— А что начинается? Почему бабушке было важно, что она не в туфлях?
Пауза.
— Она за нее беспокоилась? Она вообще от нее свою внучку быстро увела. Ей по барабану. Почему ее так волновали туфли?
— Потому что непорядок!
— Отлично. Так что делают взрослые?
— Они устанавливают правила!
Именно поэтому в их мире ничего не может случиться. Все чудесное и страшное происходит за пределами привычного мира. В лесу, где она может ходить босиком, где висит мнимый повешенный. В лесу, где она теряет ключ. Кажется, что героиня одна и та же, с ней не происходит перемен, но, выйдя из леса, она уже другая.
Она берет топор и открывает дверь. Потому что ей уже не нужен ключ.
Иногда случались узнавания. Ученики вдруг говорили, получив распечатку текста в начале урока: «А я этого автора знаю! Я видел его на нон-фикшне! Он приезжал к нам в школу! Его повесть была на конкурсе "Книгуру"!» (Так было с рассказом Аси Кравченко «Мне можно до трех»). У меня было большое преимущество. Я знакома с некоторыми авторами рассказов и при необходимости могла задать им вопрос, интересовавший моих учеников. На связь выходили Востоков, Дашевская, Доцук.
Для меня, как для преподавателя, самым интересным был урок, на котором мы разбирали рассказ Нины Дашевской «Арбуз». Сперва узнавание схожести ситуации.
— А меня тоже однажды приняли за мальчика, хотя я девочка.
— А меня за девочку.
— А про меня тоже говорили, что мы с братом — два брата-акробата.
Потом перешли к героям. На кого похожи и чем.
— На меня, я тоже не люблю говорить грустные вещи.
— На меня, я однажды тоже ждал друга на даче, а он тоже не приехал.
Потом обсуждали поступок героини и поступок Димыча, выясняли, кто был бы готов поехать к другу в другой город, кто ждал бы, что друг к нему придет; думали о том, что случится после слова «конец» и как будут развиваться отношения героев. Обсуждали, почему у Димыча есть имя (не все сразу поняли, что Димыч — это форма имени Дмитрий), а у героини — нет.
— Чтобы легче было представить, что я это она.
— Потому что это не важно.
(Имелось ввиду, что важно совсем другое).
Спорили о том, можно ли этот текст считать текстом про любовь. А если бы там не Димыч и героиня, а две девочки? А если два мальчика? Потом думали, на какие уже прочитанные тексты похож рассказ «Арбуз» и чем именно. Самый частый ответ — «на другие тексты Дашевской». Самый неожиданный — «на «Метель» Пушкина, потому что про любовь и тоже герои не встретились».
Похожие подборки
-
Позвонить -
СообщенияУ вас пока нет сообщений! -
Mой Лабиринт50 р. Дарим 50р. за регистрацию. Правила30 р. Баллы за ваши отзывы на книги5% Постоянная скидка уже на 2-й заказ -
0
ОтложеноЗдесь будут храниться ваши отложенные товары.Вы сможете собирать коллекции книг, а мы предупредим, когда отсутствующие товары снова появятся в наличии! -
0
КорзинаВаша корзина невероятно пуста.Лабиринт.Сейчас
Не знаете, что почитать?Здесь наша редакция собирает для вас лучшие книги и важные события.Главные книгиА тут читатели выбирают все самое любимое.
Не знаете, что почитать?
- Доставка и оплата
- Сертификаты
- Рейтинги
- Новинки
- Скидки
-
+7 499 920-95-25
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
//= cDetectMobile::isMobile() ? "tel:{$geotargeting['showphone']}" : '/contact/'; ?>//= $geotargeting['showphone']; ?>
-
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
//= cDetectMobile::isMobile() ? "tel:{$geotargeting['showphone']}" : '/contact/'; ?>//= $geotargeting['showphone']; ?>
-
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
- Контакты
- Поддержка
- Главное 2025
- Все книги
- Билингвы
- Книги для детей
- Комиксы, Манга, Артбуки
- Молодежная литература
-
Нехудожественная литература
- Назад в «Книги»
- Все книги в жанре «Нехудожественная литература»
- Все книги жанра
- Бизнес. Экономика
- Государство и право. Юриспруденция
- Домашние ремесла. Рукоделие
- Домоводство
- Естественные науки
- Информационные технологии
- История. Исторические науки
- Книги для родителей
- Коллекционирование
- Красота. Этикет
- Кулинария
- Культура. Искусство
- Медицина и здоровье
- Охота. Рыбалка. Собирательство
- Психология
- Публицистика
- Развлечения. Праздники
- Растениеводство
- Ремонт. Строительство. Интерьер
- Секс. Камасутра
- Технические науки
- Туризм. Путеводители. Транспорт
- Уход за животными
- Филологические науки
- Философские науки. Социология
- Фитнес. Спорт. Самооборона
- Эзотерика. Парапсихология
- Периодические издания
- Религия
-
Учебная, методическая литература и словари
- Назад в «Книги»
- Все книги в жанре «Учебная, методическая литература и словари»
- Все книги жанра
- Вспомогательные материалы для студентов
- Демонстрационные материалы
- Дополнительное образование для детей
- Дошкольное обучение
- Иностранные языки: грамматика и учебники
- Книги для школы
- Педагогика
- Подготовка в вуз
- Пособия для детей с ограниченными возможностями
- Словари и разговорники
- Художественная литература
- Скидки · Обзоры · Рецензии · Подборки читателей · Новинки · Рейтинг · Авторы · Изд-ва · Серии
- Все книги на иностранном языке
- Книги на английском языке
- Книги на других языках
- Книги на испанском языке
- Книги на итальянском языке
-
Книги на китайском языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на китайском языке»
- Все книги жанра
- Курсы изучения китайского языка
-
Книги на немецком языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на немецком языке»
- Все книги жанра
- Адаптированная литература на немецком языке
- Классическая литература на немецком языке
- Курсы изучения языка
- Литература на немецком языке для детей
- Нехудожественная литература на немецком языке
- Современная литература на немецком языке
-
Книги на французском языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на французском языке»
- Все книги жанра
- Адаптированная литература на французском языке
- Графические романы на французском языке
- Классическая литература на французском языке
- Курсы изучения языка
- Литература на французском языке для детей
- Нехудожественная литература на французском языке
- Современная литература на французском языке
- Комиксы и манга на иностранных языках
- Все игрушки
-
Детское творчество
- Назад в «Игрушки»
- Все товары в разделе «Детское творчество»
- Все товары раздела
- Алмазные мозаики
- Витражная роспись
- Гравюры
- Другие виды творчества
- Конструирование из бумаги и другого материала
- Лепка
- Наборы для рукоделия
- Наклейки детские
- Панч-дыроколы фигурные
- Работаем с воском, гелем, мылом
- Работаем с гипсом
- Работаем с деревом
- Скрапбук
- Сопутствующие товары для детского творчества
- Творческие наборы для раскрашивания
- Фрески
-
Игры и Игрушки
- Назад в «Игрушки»
- Все товары в разделе «Игры и Игрушки»
- Все товары раздела
- Все для праздника
- Головоломки
- Детские сувениры
- Детские часы
- Другие виды игрушек
- Игрушка-антистресс
- Игрушки для самых маленьких
- Игры для активного отдыха
- Книжки-игрушки
- Конструкторы
- Куклы и аксессуары для кукол
- Кукольный театр
- Магнитные буквы, цифры, игры
- Машинки и Транспорт
- Музыкальные инструменты
- Мягкие игрушки
- Наборы для тематических игр
- Настольные игры
- Научные игры для детей
- Пазлы
- Роботы и трансформеры
- Ростомеры
- Сборные модели
- Слаймы
- Фигурки
- Электронные игры
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Все канцтовары
-
Аксессуары для книг
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Аксессуары для книг»
- Все товары раздела
- Закладки для книг
- Обложки для книг
- Глобусы
-
Обложки для документов
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Обложки для документов»
- Все товары раздела
- Другие обложки
- Конверты для путешествий
- Обложки для автодокументов
- Обложки для военных билетов
- Обложки для зачетных книжек
- Обложки для паспортов
- Обложки для проездных билетов
- Обложки для студенческих билетов
- Чехлы для карт, обложки для пропусков
- Офисная канцелярия
- Папки, скоросшиватели, разделители
-
Письменные принадлежности
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Письменные принадлежности»
- Все товары раздела
- Карандаши черногрифельные
- Ручки
- Принадлежности для черчения
-
Рисование
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Рисование»
- Все товары раздела
- Аксессуары для рисования
- Инструменты и материалы для каллиграфии
- Карандаши цветные
- Кисти
- Краски
- Линеры для творчества
- Мелки
- Наборы для рисования
- Палитры, стаканы-непроливайки
- Папки для чертежей и рисунков
- Пастель
- Тушь, перья
- Уголь художественный
- Фломастеры
- Холсты. Мольберты
- Сумки
-
Товары для школы
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Товары для школы»
- Все товары раздела
- Веера, счетный материал, счетные палочки
- Другие виды школьной канцелярии
- Канцелярские наборы
- Косметички, кошельки
- Ластики
- Мешки для обуви
- Ножницы школьные
- Обложки для тетрадей и книг
- Папки для школьных тетрадей. Папки для труда
- Пеналы
- Пластилин
- Подставки для книг
- Рюкзаки, портфели
- Точилки
- Фартуки. Клеенки для уроков труда
- Школьная бумажно-беловая продукция
- Школьные наборы, подставки, органайзеры
- Для школы · Скидки · Отзывы · Новинки · Производители · Серии
- Все CD/DVD
-
Аудио
- Назад в «CD/DVD»
- Все товары в разделе «Аудио»
- Все товары раздела
- Аудиокниги
- Музыка
- Религия
- Видео
- Софт
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Все сувениры
- Календари
-
Сувенирная продукция
- Назад в «Сувениры»
- Все товары в разделе «Сувенирная продукция»
- Все товары раздела
- Альбомы, рамки для фотографий
- Детские сувениры
- Значки и медали
- Игрушки для животных
- Конверты для денег
- Магниты
- Новогодние сувениры
- Открытки
- Пакеты подарочные
- Подарочная упаковка
- Подарочные сертификаты
- Постеры и наклейки
- Праздничные аксессуары
- Таблички и статусы для рабочего стола
- Шкатулки
- Другое
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Весь клуб
- Журнал
-
Скидки и подарки
- Назад в «Клуб»
- Акции
- Бонус за рецензию
-
Только у нас
- Назад в «Клуб»
- Главные книги
- Подарочные сертификаты
- Эксклюзивы
- Предзаказы
-
Развлечения
- Назад в «Клуб»
- Литтесты
- Конкурсы
- Дома с детьми
-
Лабиринт — всем
- Назад в «Клуб»
- Партнерство
-
Приложения Лабиринта
- Назад в «Клуб»
- Apple App Store
- Google Play
- Huawei AppGallery

Мы используем файлы cookie и другие средства сохранения предпочтений и анализа действий посетителей сайта. Подробнее в пользовательском соглашении. Нажмите «Принять», если даете согласие на это.