Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Тень за спиной | +20 |
Сад | +13 |
Возвращение в Острог | +1 |
"Возвращение в Острог"
Саши Филипенко
В Богом забытой дыре ( хотя главный герой считает, что как раз Бог и отвечает за всю эту мерзость) несколько подростков детдомовцев совершают самоубийство.
Из Москвы в этот городок, построенный рядом с бывшими лагерями и нынешними тюрьмами ( градообразующее предприятие) , отправляют следователя разобраться что там происходит.
И нет , это не детектив.
Это скорее про то как в отравленном воздухе Острога живут люди. Или не живут.
Обычные...
Саши Филипенко
В Богом забытой дыре ( хотя главный герой считает, что как раз Бог и отвечает за всю эту мерзость) несколько подростков детдомовцев совершают самоубийство.
Из Москвы в этот городок, построенный рядом с бывшими лагерями и нынешними тюрьмами ( градообразующее предприятие) , отправляют следователя разобраться что там происходит.
И нет , это не детектив.
Это скорее про то как в отравленном воздухе Острога живут люди. Или не живут.
Обычные люди. И нет автор никого не судит. Он просто фиксирует события. Ну вот так вот получилось. Такие люди, такое место , так живут. Как умеют. Отравленные навсегда, во всех поколениях . Искореженные.
И нет, это не про репрессии . Кто помнит об этих репрессиях? Кому это надо помнить об этом? Лагерные бараки перестроены под квартиры для выпускников детдома. Хорошее социальное жилье.
И как уверен местный простой человек- следователь Миша жизнь это такая игра. Мы все в ней игроки и не надо ко всему относиться серьезно. Надо понимать правила. А если не понимаешь , то сам виноват.
И да, я теперь понимаю почему про Филипенко пишут, что он один из самых сильных современных авторов. Это действительно так.
Про маленьких людей из "темных и зловонных углов" русские писатели пишут вот уже двести лет.
Небольшая книга распадается на истории этих маленьких людей. Потерянных, никому не нужных, одиноких , не добрых и не злых, просто живущих как уж получается. По понятиям и по правилам игры.
И не дай Бог родиться там святому юродивому. Но Бог дал. Так уж получилось.
"Понарожают вот таких ,как ты, Петь, а нам потом разгребай. С самого детства людям вроде тебя следует объяснять, что мир этот- говно"
Так что " Возвращение в Острог" это снова про них, про маленьких людей, только в 2020 году. И никуда острог не делся. Вот он тут, родной, под социальное жилье замаскированный.
И как говорится, не зарекайся.
"Лишь в вероятности следующей жизни есть хоть какое-то оправдание бедствия в этой."
"Вывалились из жизни, как молочные зубы"
"У всех ... в этой стране есть срок годности ... все обязаны умирать согласно положенным нормативам. люди, которые по какой-то причине живут дольше, - просрочены."
Сад"
Марины Степновой
В этой книге бесит все.
От постоянно рефлексирующих героев которые сами не знают что хотят и этим изводят всех окружающих. Как и мы все, между прочим.
Бесит умопомрачительная и дикая смесь века 19 и 21-го. Адское месиво современного феминизма и сознательного родительства и того мира о котором мы знаем только по классическим романам.
А знаем ли? Автор сомневается. Романы там летят в топку и не просто так. Фигня все эти романы. Все было иначе.
Она пишет свою...
Марины Степновой
В этой книге бесит все.
От постоянно рефлексирующих героев которые сами не знают что хотят и этим изводят всех окружающих. Как и мы все, между прочим.
Бесит умопомрачительная и дикая смесь века 19 и 21-го. Адское месиво современного феминизма и сознательного родительства и того мира о котором мы знаем только по классическим романам.
А знаем ли? Автор сомневается. Романы там летят в топку и не просто так. Фигня все эти романы. Все было иначе.
Она пишет свою историю, свой век 19 -й и вместо раздражения от того им, там в веке 19-м навязывают современность вдруг мелькает мысль а может быть так оно и было.
А может действительно к черту и книжки и классиков и общепринятые в то время сюжетные нормы . Роман условность? Сделаем его ещё более условным. А чем больше условности в изображении тем как мы знаем это изображение становится реальнее. Театр и кино делают это на раз- два, а вот в литературе это что-то новое.
И да, и княгини и бабы хотели своих мужей а потом рожали в кадушку или умирали в родах в темных и наглухо закупоренных комнатах имений из-за отсутствия вменяемых врачей.
Дети задыхались в свивальниках и в деревенской избе и в княжеском дворце. Мутные представления о медицине не делили людей на бедных и богатых. О том, что нужно дезинфицировать руки догадывались единицы среди врачей.
О том, что там вообще с телом происходило догадывались ещё меньше. А что женщина чувствует когда рожает, то в викторианские времена не могли писать. Не принято-с было. Но женщины то чувствовали.
Потому что люди не менялись вовсе. Невежественные, злые, добрые, любящие, ненавидящие, эгоистичные, больные, непонимающим что они хотят от себя или от своих родных, затянутые в путы условностей и мечтающие из них выбраться, смелые и пугливые, умные и тупые, помешанные на чистоте и утопающий в грязи .
Все разные , все непонятные , все сами и по себе и все умирающие в конце и не знающие когда этот конец будет если только сам его не приблизишь и не организуешь.
И ничего не поменялось. Люди не поменялись. Время прошло, революции и войны отгремели , а люди как были такими так и остались. Дико бесят. Все. Ну как, как можно быть такими навными, непутевыми и не уметь просто словами высказывать свои желания. Ртом. Чтоб не мучать себя и других . Нет, не могут Письма пишут. Иногда . И это ещё в лучшем случае. Только вот поздно. Чаще всего просто не умеют говорить о чувствах. Можно подумать, что сейчас научились.
Допущения и исторические вставки бесят отдельно, а дочитав думаешь а ведь и правда так оно и могло быть. Потому что люди. Ну вот такие мы люди. Почему бы и нет?
Главная героиня при этом бесит больше всех. Хотя ее голоса в романе нет вообще. Есть только голоса тех кто не любит. Ее сравнивают со Скарлет. Да. Это оно. Согласна. Только не ждите Рета Батлера. Это вам не мелодрама. Да и ветры ещё не подули, только собираются. В шахматы играют, буревестники эти, со всем приходящими в уютный дом.
И ещё сад этот. Тот самый ясное дело. Какой ещё в русской литературе может быть сад. Тоже главный герой в романе.
Яблоко так описано, что вкус чувствуешь и понимаешь, что такое грех первородный, про сирень одно слово и уже и видишь и аромат чувствуешь за версту , про розу два слова и как живая перед глазами.
Я не знаю, что автор делает со словами, но это не текст она строит а этот самый сад растет на страницах, а потом ещё и два дома там вырастают. Один в другом, как матрёшка.
И ты , там , в саду этом на дом этот смотришь. И на обитателей.
И очень хочется узнать что там дальше с ними будет. Мы то знаем чем все эти их сады, имения и конезаводов закончились, но они ещё нет. Хотя кто знает. Кто знает...
Новые времена, новые люди и новый мир может их и принять. По крайней мере с садом они уже и сами разобрались.
А кое- кто, никчёмный вроде как, с нужными людьми в шахматы играл. А вдруг? Когда всех понесет ветром, то куда унесет? И куда прибьет?
Книга- не оторваться! Как проваливаешься в этот сад, таким сидишь там до последней строки.
Все бесит и полный восторг.
Что она сделала? Как?
Как сумела совместить несовместимое? Как втиснув психологию века 21-го в головы людей века 19-го создала настолько живых людей???
Как наплевав на всю эту историчность создала реальный живой мир в который веришь, в котором видишь каждую деталь и даже чувствуешь все запахи?
Читать обязательно.
И вчитываться в детали. Раз уж нас пустили в этот сад. :-)
"Борятинская слабо улыбнулась. Туса. Наташа. В честь Наташи Ростовой. Вы же читали Толстого? «Война и Мир». Нет, - спокойно ответил Мейзель. – Я не читаю ерунды. И вам не советую."
Прочитала за пару дней , с трудом отрываясь для решения насущных проблем. Не насущные отложила. Все же на данный момент она безусловный мастер детектива.
Потому что ей и в этот раз удалось превратить банальнейший сюжет в захватывающую погоню за призраком, в детектив- шкатулку, в увлекательное путешествие, в психологическую игру. Как всегда виртуозные диалоги, язвительные замечания, острые характеристики и все это в этот раз сильнее потому что повествование идет от лица Антуанетты Конвей. А...
Потому что ей и в этот раз удалось превратить банальнейший сюжет в захватывающую погоню за призраком, в детектив- шкатулку, в увлекательное путешествие, в психологическую игру. Как всегда виртуозные диалоги, язвительные замечания, острые характеристики и все это в этот раз сильнее потому что повествование идет от лица Антуанетты Конвей. А она, как мы знаем, не стесняется в выражениях да и насчет людей никаких иллюзий не питает.
Так что много агрессии, цинизма, язвительности и хорошо выдержанной мизантропии. Одно удовольствие читать.
И если ритм "Тайного места" задавал медлительно- основательный и задумчивый Стив , то здесь все летит, стремится в бездну, падает туда и отряхнувшись снова летит. Еле успеваешь следить и за диалогами, за сменой картинки и все ждешь когда героиня наконец-то навернется и сломает себе шею. И очень радуешься, что на этот раз повезло.
Удивительно как виртуозно Френч меняет этот ритм повествования в зависимости от рассказчика и его восприятия мира.
А сюжет как всегда у Френч второстепенен. Он ей нужен для совсем другого. Может быть для ответа на впрос почему люди поступают так а не иначе. И что стоит за выбором- характер или стечение обстоятельств. И красной линией идет искреннее восхищением тем какие мы все сложные и непредсказуемые черт возьми.
А так-же тема одиночества. Как мне кажется сквозная у нее и самая главная.
И не могу не отметить блестящий перевод! Просто наслаждение текстом!
И цитата:
"Никто не нуждается в отношениях.То, что действительно нужно,- немного здравого смысла, чтобы это понять, несмотря на всю чушь, которую вываливают масс-медиа, взахлеб кричащие, что сами по себе вы ничего не значите и если вы с этим не согласны, то вы урод. Правда заключается в том, что если вы ничего из себя не представляете без кого-то другого, то вы воообще ничего из себя не представляете. И это относится не только к романтическим отношениям. Я люблю свою ма, люблю своих друзей, люблю искренне и сильно. Если ради кого-то из них мне нужно будет отдать почку или свернуть несколько шей, я сделаю это не задаваясь лишними вопросами. Но если они завтра уйдут из моей жизни, помахав на прощанье, я останусь такой же какой и была."
Не знаете, что почитать?