Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Дом, в котором | +6 |
Симон | +4 |
Рождественская мистерия | +1 |
Девочки | +1 |
Пять четвертинок апельсина | 0 |
Несколько лет назад зачитывалась книгами Гордера, скупила всё, что были на тот момент в продаже. Его книги в первую очередь для детей, но их интересно читать и взрослым. Особенно в своё время зацепила книга «Мир Софии», где в лёгкой и доступной форме автор знакомил читателей с философскими концепциями. Но с «Рождественской мистерией» что-то пошло не так.
По сюжету мальчик Иоаким каждый день открывает одно из окошек Адвент-календаря, где он находит тоненький листочек с историями о путешествии...
По сюжету мальчик Иоаким каждый день открывает одно из окошек Адвент-календаря, где он находит тоненький листочек с историями о путешествии девочки Элизабет Хансен. Она путешествует не только по миру из Норвегии в Сирию, но и вглубь времени — из современности к моменту рождения Христа.
Как вы поняли, это религиозная детская книга. А у меня с религиями не очень хороший контакт. Я больше человек науки. Предпочитаю доказательства, а не слепую веру. Но проблема «Рождественской мистерии» не в её религиозности и даже не в том, что книга для детей. Она просто скучная.
Элизабет убегает из магазина за ожившей овечкой. На пути к ней присоединяется ангел, потом ещё один, а ещё волхвы, император, другие овцы и кто-то там ещё. И вот эта толпа передвигается через Скандинавию, Германию, Италию и Турцию в Вифлеем.
Мальчик Иоаким вместе со своими родителями собирает листочки из календаря, постепенно восстанавливая путь Элизабет. А также пытается выяснить, та ли это Элизабет, что пропала в 1950-х годах в Норвегии, и как в этом замешан продавец цветов из Сирии.
В общем, в конце выясняется, что Элизабет вернулась в Норвегию как сирийская беженка, а продавец цветов ничего про неё не знает. Вопросов больше, чем ответов. А ещё много несостыковок. И совсем нет конфликта, поэтому и скучно.
Это одна из тех книг с обманчивым описанием. Оно манило и обещало невероятные ароматы традиционной французской кухни и зазывало летними мотивами. На деле оказалось, что описание не только не отражает суть книги, но и откровенно вводит в заблуждение читателя.
Перед тем как открыть «Пять четвертинок апельсина» я знала, что главную героиню зовут Фрамбуаз. Она вернулась в родную деревню, где прошло её детство. У Фрамбуаз осталась поваренная книга её матери, которая оставляла сумбурные заметки на...
Перед тем как открыть «Пять четвертинок апельсина» я знала, что главную героиню зовут Фрамбуаз. Она вернулась в родную деревню, где прошло её детство. У Фрамбуаз осталась поваренная книга её матери, которая оставляла сумбурные заметки на полях. Воссоздавая кулинарные шедевры, Фрамбуаз читала эти обрывочные записи и погружалась в прошлое.
Что же оказалось на самом деле?
На самом деле 56-летняя Фрамбуаз вернулась в дом детства, в деревню Ле-Лавес во Франции. Она и её семья уехали оттуда в период немецкой оккупации. Фрамбуаз тогда было девять лет. К уходу из деревни их привела сеть трагических событий. И сейчас, уже взрослой женщиной, Фрамбуаз притворяется другим человеком, чтобы жители деревни не узнали, кто она есть на самом деле. Чтобы не признали в ней дочь той женщины, которая когда-то принесла стыд и трагедию в деревню.
В книге чередуются две сюжетные линии, которые происходят в прошлом и настоящем. Фрамбуаз вспоминает о непростых отношениях с матерью, братом и сестрой, а также опасную дружбу с молодым немецким офицером. В настоящем главная героиня открывает небольшой ресторан, в котором готовит по рецептам матери.
Через исторический контекст коллаборации с немцами проходят важные темы о детской жестокости, злых обидах и мести. И всё это приправлено невероятными описаниями еды, её символизмом и эмоциональной значимостью. И жестокость книги именно в том, что среди красоты запахов и вкусов прорываются адские события, которые привели к трагедии не только в одной конкретной семье, но и во всей деревне.
Знаю, что многие не смогли одолеть эту книгу. Мне тоже было сложно пробираться через огромное количество персонажей, странные диалоги и мистику, которая творилась в Доме. Моё правило пятидесяти страниц, по которому бросаю книгу, если она не поглотила меня до 50-й страницы, говорило, что нужно либо отложить, либо закрыть и больше никогда не возвращаться к этому произведению.
Выбрала второе. Но не удалила из приложения, не знаю почему. Несколько дней смотрела на обложку. А потом не выдержала и...
Выбрала второе. Но не удалила из приложения, не знаю почему. Несколько дней смотрела на обложку. А потом не выдержала и решила читать по 30 минут в день. Какая-то странная магия тянула обратно в Дом, погрузиться в эту атмосферу.
В книге нет сюжета как такового. Мы выступаем в качестве наблюдателя за жизнью детей-инвалидов в интернате. Мы не знаем, где он находится и когда происходит действие. Всё, что мы знаем, что происходящее в Доме называется Изнанкой. А то, что за пределами Дома, — Наружностью.
Мариам Петросян говорит, что написала эту книгу, когда переехала из Армении в Москву. Она с мужем вынуждена была жить в двухкомнатной квартире вместе с девятью студентами-эмигрантами. Этот опыт проживания в закрытом сообществе, по сути, с чужими людьми лёг в основу произведения. Ещё писательница отмечает, что эта книга про адаптацию в другом обществе.
Поскольку литература — вещь субъективная, то я увидела совсем другое. Для меня эта книга о принятии себя и других. Каждый персонаж — это невероятный фрик по общественным меркам. При этом никто никого не осуждает и даже не пытается разобраться и понять, почему другой так ходит, так говорит или так одевается. Это способы самовыражения и они принимаются как норма. Как же этого не хватает в нашем, якобы здоровом обществе.
Но самое интересное — это комментарии выпускников детских домов, спецшкол для детей инвалидов и интернатов. Все они пишут, что поразились, насколько точно описана структура, иерархия и жизнь в подобных заведениях человеком, который никогда там не был. В том числе они подтверждают все безумные фантазии персонажей о жизни в Наружности как защитный механизм и способ убегания от реальности.
Когда дочитала книгу, во мне образовалась огромная пустота. И всё? А дальше? Как я теперь буду жить без этих безумных монологов от Табаки? Я так и не узнаю, как Кузнечик стал Сфинксом? После прочтения вышла из Дома вместе с выпускниками интерната для детей-инвалидов и испытала острое чувство одиночества в этой холодной Наружности.
«Симон» — это, пожалуй, самая летняя книга среди прочитанных в этом году. По эмоциональной теплоте её можно сравнить с «Медеей» Людмилы Улицкой. Абгарян описывает события в армянском городке Берд с таким вниманием к деталям, что невольно вспоминаются книги Джоанн Харрис. Но если последняя больше подходит для уютных осенних вечеров, то Абгарян дарит лёгкость летнего ветра и сочность армянских абрикосов.
Начало книги похоже на анекдот. Умирает каменщик и на его похороны приходят все женщины,...
Начало книги похоже на анекдот. Умирает каменщик и на его похороны приходят все женщины, которые его любили. Кажется, что дальше будет либо смешно, либо сентиментально. Но писательница удивительным образом объединяет и то и другое, при этом добавляет глубины. Это не просто истории любви, это истории женских судеб. Покалеченных жизней, где Симон — ключик к счастью.
В книге шесть глав. Первая глава — это подготовка к похоронам и церемония прощания. Следующие четыре главы — это истории женщин, с которыми Симон провёл от пары месяцев до нескольких лет. И важно не сколько времени длились эти отношения, а тот след, который мужчина оставил в их жизни. Всех женщин объединяют неудачные браки, детские травмы и запрятанная глубоко женственность и сексуальность. В последней главе каменщик прощается с близкими, и его душа уходит в море.
Симон же не ловелас, герой любовник или коллекционер женщин. Его отношение к ним искреннее и чистое. Он словно находит в каждой ту самую изюминку и помогает женщинам раскрыться. В общем, хочется каждой женщине пожелать встретить такого Симона.
Читая книгу, невозможно быть молчаливым свидетелем этих историй, невозможно не сопереживать и не рефлексировать.
Представьте Америку 1960-х. У меня возникают образы скучающих домохозяек, единственными развлечениями которых служит алкоголь и кухонные сплетни. А ещё антидепрессанты для устранения ненужных мыслей и игнорирования эмоционального вакуума. Так выглядит жизнь американки из среднего класса, которая живёт в пригороде большого города.
Но вот её дети совершенно не готовы принимать такое будущее для себя. И подростковый протест становится очередной головной болью для домохозяйки. Новое поколение...
Но вот её дети совершенно не готовы принимать такое будущее для себя. И подростковый протест становится очередной головной болью для домохозяйки. Новое поколение протестует и ищет пути для освобождения тех эмоций, которые совсем скоро придётся подавлять антидепрессантами.
Неудивительно, что на этом фоне в США появлялось огромное количество сомнительных сект, где было ещё больше алкоголя, а также наркотики и сексуальные эксперименты. Эти коммуны, бросающие вызов обществу и живущие в полном хаосе, привлекали молодых людей. Здесь можно не скрывать эмоции, носить любую одежду и изучать собственное тело.
В каждой секте был свой харизматичный лидер, который транслировал ценности коммуны, её убеждения и принципы. Часто ему поклонялись как богу. Ещё чаще они называли себя сыном Божьим. Самая скандальная такая секта 1960-х гг — это так называемая семья Мэнсона во главе с Чарльзом Мэнсоном. Большая часть последователей секты — это молодые женщины среднего класса. Они жили в пригороде Сан-Франциско в обветшалом ранчо и были уверены, что Мэнсон воплощение Христа.
В августе 1969 года «Семья» жестоко убила актрису Шерон Тэйт, её нерожденного ребёнка, двух её друзей и друзей её мужа, Романа Полански. В ту ночь Мэнсон направил группу молодых женщин на бойню и сам остался на ранчо коммуны. Следующей ночью он уже сопровождал их, чтобы совершить ещё ряд убийств.
Книга Эммы Клайн «Девочки» основана на тех печальных событиях. Но Клайн не восстанавливает события один в один, а создаёт собирательный образ секты, её участников и лидера. В «Девочках» роль Мэнсона занимает бродячий музыкант Рассел, который окружён молодыми женщинами. Он занимается с ними групповым сексом, одалживает их друзьям, дарит и продаёт. И при всём ужасе этих событий, женщины счастливы быть в этой роли.
Эви Бойд — девочка-подросток, чьи родители развелись, а её мать типичная представительница скучающих домохозяек. Эви привлекают эти беззаботные женщины, которые угоняют школьный автобус, крадут вещи из магазина и ведут себя вне правил общества.
В книге две сюжетные линии: история привлечения подростка в секту и сорок лет спустя. Клайн довольно ярко описала прошлое девочки, а вот настоящее сбежавшей сектантки, на мой взгляд, совершенно лишнее в книге. Мы не видим отпечатка тех событий на жизни взрослой Эви, а действия, разворачивающиеся в настоящем, никак не подчёркивают ни нынешнее положение Эви, ни её характер, ни подростковую травму. Я бы легко вычеркнула эти страницы из книги, оставив только часть из прошлого.
Не знаете, что почитать?