Книга великолепна, потраченных денег вполне стоит (конечно, если покупать со скидкой).
Состоит из описания нескольких десятков западноевропейских карт от маппа мунди до восемнадцатого века. Сперва дается общий вид карты, изображение, конечно, мелкое, топонимы обычно не читаются, ясны крупные изображения. Потом в главе рассматриваются интересные фрагменты, дается изображение, перевод и описание.
Мои личные замечания, которые для остальных могут не иметь значение.
Все-таки лучше было...
Состоит из описания нескольких десятков западноевропейских карт от маппа мунди до восемнадцатого века. Сперва дается общий вид карты, изображение, конечно, мелкое, топонимы обычно не читаются, ясны крупные изображения. Потом в главе рассматриваются интересные фрагменты, дается изображение, перевод и описание.
Мои личные замечания, которые для остальных могут не иметь значение.
Все-таки лучше было издать в большом формате, чтобы общий вид карт был яснее.
Немного вольный стиль описания, с юмором, немного странно выглядящий для такого солидного издания. Но и это выглядит мило, оставляет впечатление дружеской беседы, где такие вольности уместны.
Я прокомментировал сию нетленку у себя в Живом Журнале.
Пост второй.
Предвкушения пира духа, выноса мозга и полета фантазии меня не обманули.
Обожаю старых полузабытых авторов, не подвергшихся редактуре задним числом. Они намечали перспективные развилки развития науки, которые, по большей части, были перекрыты по причинам, отнюдь не научным. Могу только присоединиться к мысли Любищева: "История - не кладбище, а собрание недостроенных архитектурных ансамблей". Увы, вместо...
Пост второй.
Предвкушения пира духа, выноса мозга и полета фантазии меня не обманули.
Обожаю старых полузабытых авторов, не подвергшихся редактуре задним числом. Они намечали перспективные развилки развития науки, которые, по большей части, были перекрыты по причинам, отнюдь не научным. Могу только присоединиться к мысли Любищева: "История - не кладбище, а собрание недостроенных архитектурных ансамблей". Увы, вместо "цветущей сложности" мы имеем дело с унылым, плоским и однообразным пейзажем.
В доном месте Классен сопоставляет названия народов Евразии в передаче античных авторов - с русскими диалектными названиями одежды и производными от них названиями обитателей разных местностей.
Например:
Шабара ( носящие балахоны из толстого сукна) Sabiri
Чем меня привлек этот пассаж?
Объяснением происхождения наименования племени "савиры/сабиры". От них, в свою очередь, выводят слово "Сибирь". Действительно похоже по звучанию...но сабиры античных хроник никакого отношения к Сибири и даже к Северной Азии не имели, они обитали в южнорусских степях.
Классен исходит из парадигмы, что никаких "сабиров" гуннского?тюрского? происхождения тут не стояло, всю Евразию издревле заселяли прото-славяне, ниже рекомые скифами, аланами, гуннами и протчая, протчая,протчая. А чтобы не путаться, аборигены обзывали друг друга по типичной одежде.
Сабиры-сибиряки - те, кто носят теплую верхнюю одежду. Логично? Холодно ведь.
Выглядит как натягивание совы на глобус, но после "сабиров"="Сибирь" удивляться насилию над бедной птицей уже не приходится.
Я прокомментировал сию нетленку у себя в Живом Журнале.
Егор Иванович в предисловии добросовестно указал своих предшественников - ревнителей славянской славы. Большинство фамилий я увидел впервые, поэтому путем интернета свел более короткое знакомство. Персонажи оказались весьма занятными, а один из них позволил понять эпоху.
Честно говоря, ТАКОГО я не ожидал…
Итак, Венелин Юрий Иванович (1802-1839 гг), он же Георгий Гуца, русин, перебравшийся в Москву. Опускаем много аппетитных...
Егор Иванович в предисловии добросовестно указал своих предшественников - ревнителей славянской славы. Большинство фамилий я увидел впервые, поэтому путем интернета свел более короткое знакомство. Персонажи оказались весьма занятными, а один из них позволил понять эпоху.
Честно говоря, ТАКОГО я не ожидал…
Итак, Венелин Юрий Иванович (1802-1839 гг), он же Георгий Гуца, русин, перебравшийся в Москву. Опускаем много аппетитных подробностей (включая наставничество у братьев Аксаковых, лидеров славянофилов), обратимся к открытию Юрием Ивановичем такой страны как "Болгария".
Из Википедии:
Выступая с публицистическими статьями и историческими исследованиями, Венелин полемизировал с немецкими и австрийскими учёными, принижавшими историю и культуру славян. Особое внимание он уделял болгарам, чья история в то время была почти совершенно неизученна, а сама принадлежность к славянству подвергалась сомнению. В 1829 году вышла первая книга Венелина «Древние и нынешние болгаре», имевшая «значение не научного исследования, а скорее славянофильского воззвания, с восторгами пред прошлым и упованиями на будущее великого славянского народа»[3]. В то же время Венелин впервые описывал современных болгар как этнографическую и историческую реальность; в его книге «болгары, которых ещё недавно смешивали с сербами, впервые представлены были как многочисленный народ в пределах былой Болгарии, Румелии, Македонии, Фессалии, Албании, румынских землях, Бессарабии и Новороссийском крае»[3]. Книга Венелина, содержавшая множество положений, уже тогда отвергнутых наукой, была принята скорее неблагосклонно, хотя серьёзных возражений ему никто не сделал.
Конец цитаты
Комментарий. Национальное.
В узком и точном значении слова "нация" как формы организации народа эпохи капитализма, причем формы искусственной, сознательно и планомерно введенной вместо аморфной массы народностей средневековья.
Признаками нации являются определенное гражданство, принудительное введение литературного языка и общего мировоззрения в обязательном школьном обучении, планомерное стирание прежних различий между субэтносами и диалектами ради появления новой общности. Только такая нация, со стандартным образованием, уровнем грамотности и возможностью манипулирования из центра может обслуживать нужды капиталистического производства, обеспечивать стабильность буржуазного государства.
На примере "болгар" предельно ясно видно, что все современные нации появились недавно, буквально в девятнадцатом веке, некоторые даже в двадцатом. Первыми, в начале девятнадцатого века оформились "англичане" и "французы" (путем геноцида несогласных), "немцы" опережали всех в теории, но ввиду политических реалий пришли к единой нации в конце этого века. В России данную задачу пришлось решать уже большевикам в 20-30-х годах двадцатого века: именно тогда появились нормативные нации советской статистики как русские, украинцы, белорусы, татары и т.д., до этого момента их просто не было - были многочисленные субэтносы, весьма слабо ощущавшие себя частью чего-то бОльшего. Все остальные европейские нации были образованы в интервале между указанными крайними значениями.
Когда-то было Болгарское царство, симбиоз аборигенов - славян и пришлых кочевников. После принятия христианства и византийских традиций государственности средневековая Болгария неоднократно становилась лидером на Балканах, угрожала Византии, объединяла вокруг себя балканские территории. Население говорило на массе диалектов, общегосударственным языком была письменная форма древнеболгарского - у нас он известен как церковнославянский, этот искусственный язык стал общим для всего славянского православия и до сих пор жив в таком виде.
После турецкого завоевания болгарская государственность была уничтожена, население оказалось распределено по новым административным провинциям, болгарский письменный язык исчез из обихода, даже стал заменяться греческим. Болгары имели представление, что когда-то у них было свое царство - но на уровне неявных преданий. Первые полулегендарные своды болгарской истории появились только в начале восемнадцатого века, и о них знали немногие.
Так что Веселин действительно прибыл в страну, которая еще не знала что она особая страна…
Панславянское.
Эта история заставила меня по другому взглянуть на такое политическое течение девятнадцатого века как панславизм, то есть объединение всех славян (минимум - идейное, максимум - политическое) под эгидой России.
Мне больше был знаком поздний панславизм, конца девятнадцатого века, когда он выглядел откровенным анахронизмом. Дело в том, что национальное самосознание даже порабощенных славян весьма критически воспринимало Российскую империю в качестве лидера, интеграция в эту консервативную полу-феодальную монархию не могла привести ни к чему хорошему. И надежды на славянское братство в начале Первой мировой, что угнетенные поляки и чехи дружно встанут против Австрии за своих восточных братьев, закономерно не оправдались.
А вот гораздо раньше, во времена Веселина и даже Классена, панславизм действительно имел некий смысл. Не исключаю, что при умелых и энергичных действиях со стороны России он мог привести к реальному созданию своего рода протоСЭВ/Варшавского договора, то есть пояса дружественных славянских государств на западных рубежах.
Россия тогда заметно опережала даже чехов и поляков, не говоря уже о балканцах, в общем развитии, и приступала к конструированию из русских полноценной европейской нации. Напомню, в этом она опережала даже немцев и австрийцев, не говоря о турках. Так что противники в этом благом начинании могли сыскаться разве что среди вездесущей "англичанки", которая норовила гадить везде, а уж при оформлении панславянского союза, принялась бы гадить с удвоенной силой.
Увы, такая альтернатива существовала только в туманных прожектах откровенных маргиналов от истории.
Как я понимаю, к автору есть претензии по фактам, сама книга - компиляции зарубежных обозрений, но это мелкие замечания, незаметные на фоне того, что это действительно качественный обзор неизвестной страницы истории.
Вообще, та неизвестная для нас война тянет на эпичный блокбастер, в котором первые броненосцы будут брать на абордаж индейцы на каноэ, аэронавты будут изучать боевые порядки из копейщиков и мушкетеров с оружием времен Испанской империи, дивизии будут вымирать полностью в...
Вообще, та неизвестная для нас война тянет на эпичный блокбастер, в котором первые броненосцы будут брать на абордаж индейцы на каноэ, аэронавты будут изучать боевые порядки из копейщиков и мушкетеров с оружием времен Испанской империи, дивизии будут вымирать полностью в джунглях от голода и холеры, а горстка парагвайцев будет ставить на уши цивилизованный мир. И, конечно, классическая фигура сумасшедшего тирана, борьбы цивилизации с тоталитаризмом, голод и геноцид.
Настоящая история куда интереснее стимпанка или альтернатив с попаданцами.
И, как мне кажется эта история весьма поучительна для нас.
Тут вот какое дело…
Царапнул вид флага парагвайского корвета "Ипора".
Триколор. Парагвайский триколор ведет происхождение от революционного французского, российский - от вполне монархического нидерландского, тут нет прямой связи. И все же кажется, что бразильцы и аргентинцы давили почти "наших".
А, может, так и было?
Парагвай середины девятнадцатого века был результатом двух социальных экспериментов.
Первый начали иезуиты в семнадцатом веке, создавая идеальное (с их точки зрения) общество, слишком уж напоминающее "Города солнца" - утопию общества с примитивными производительными силами, с жесткой распределительной системой, гарантирующей каждому прожиточный минимум (а для того времени это был фантастический прорыв в светлое будущее), всеобщим трудом на благо всех, с высоким уровнем образования (ну, для того времени и с точки зрения миссионеров).
Эксперимент прикрыли приказом из Рима (ну, мало ли во что он разовьется), а спустя пару столетий первые диктаторы Парагвая решили его повторить. И создали казарменный примитивный коммунизм - такой, каким он и мог быть в обществе с низким уровнем развития, как в раннем СССР и в азиатском соцлагере.
А ведь не так далеко от эпицентра событий парагвайской войны еще раньше была "социалистическая империя инков", как ее назвал один из французских исследователей. То, что мы знаем о Тауантинсуйю, слишком уж напоминает СССР с полным огосударствлением экономики, обязательностью труда, номенклатурой - и развалом великой непобедимой империи из-за предательства одних, капитуляции других, отпадением национальных окраин. А еще - устойчивым мифом о золотом веке империи для всех, под каковым лозунгом перуанцы партизанят пятое столетие. ( а вы хотели похоронить СССР за одно поколение? - хрен вам, миф о Советском Союзе переживет всех его победителей).
А потом в двадцатом веке полезли социалистические режимы Латинской Америки, один другого чудесоватее. И где? На заднем дворе дяди Сэма, куда даже отмороженные коминтерновцы заглядывали робко и с реверансами. Ну, не дотягивались туда руки Москвы - а латиносы маниакально строили социализмы с индейской спецификой.
Что же там творится до сих пор, до маловменяемого Мадуро, который держится непонятно на чем - а не за счет ли этой иррациональной тяги латиноамериканцев к такой модели власти? Которая сильнее даже здравого смысла?
Купил для начала из интереса, поскольку интересуюсь историей Сибири, и было узнать об очередном "ихнем" извращении нашего прошлого.
Был крайне удивлен, потому что автор обрисовывает исторический фон близко к настоящему, а китайские, монгольские и русские персонажи изображены с симпатией, хотя и злодеями: как сильные люди, вынужденные вступить в борьбу друг с другом, но при этом уважающие благородство и отвагу.
В реале было совсем иначе...но все равно спасибо за Унгерна, атамана...
Был крайне удивлен, потому что автор обрисовывает исторический фон близко к настоящему, а китайские, монгольские и русские персонажи изображены с симпатией, хотя и злодеями: как сильные люди, вынужденные вступить в борьбу друг с другом, но при этом уважающие благородство и отвагу.
В реале было совсем иначе...но все равно спасибо за Унгерна, атамана Семенова, реинкарнации Распутина и княгиню в изгнании, колесящую по Сибири в бронепоезде с колчаковским золотом:)))
Рисунки - превосходны.
Спасибо всем за издание
Впечатления двойственные.
С одной стороны прекрасная стилизация под викторианский стиль, со всеми нюансами нравов высшего общества и первых научных изысканий. отдельная уважуха переводчику, сохранившему этот стиль.
Очень хороший задел на новый цикл фэнтези, в котором будут применяться композитные материалы на основе костей драконом, и которым предстоит заменить неизвестные пока легкие сплавы.
С другой стороны-стандартный сюжет, на который сворачивает повествование во второй половине книги....
С одной стороны прекрасная стилизация под викторианский стиль, со всеми нюансами нравов высшего общества и первых научных изысканий. отдельная уважуха переводчику, сохранившему этот стиль.
Очень хороший задел на новый цикл фэнтези, в котором будут применяться композитные материалы на основе костей драконом, и которым предстоит заменить неизвестные пока легкие сплавы.
С другой стороны-стандартный сюжет, на который сворачивает повествование во второй половине книги. Это банально, то есть скучно.
Викторианские драконы заслуживают бОльшего уважения к себе
Хотел бы увидеть физиономии доморощенных либералов по прочтению сего опуса: как расово чистый юберменш в общих чертах подтвердил "Историю Коммунистической Партии Советского Союза"
книгу можно рассматривать как к приквел к другой книге, написаной сто лет назад:
"Но я хочу уже здесь сказать, что эта несчастная Россия не есть организм, подвергшийся нападению каких-то пагубных внешних сил и разрушенный ими. Это был больной организм, он сам изжил себя и потому рухнул. Не...
книгу можно рассматривать как к приквел к другой книге, написаной сто лет назад:
"Но я хочу уже здесь сказать, что эта несчастная Россия не есть организм, подвергшийся нападению каких-то пагубных внешних сил и разрушенный ими. Это был больной организм, он сам изжил себя и потому рухнул. Не коммунизм, а капитализм построил эти громадные, немыслимые города. Не коммунизм, а европейский империализм втянул эту огромную, расшатанную, обанкротившуюся империю в шестилетнюю изнурительную войну. И не коммунизм терзал эту страдающую и, быть может, погибающую Россию субсидированными извне непрерывными нападениями, вторжениями, мятежами, душил ее чудовищно жестокой блокадой. Мстительный французский кредитор, тупой английский журналист несут гораздо большую ответственность за эти смертные муки, чем любой коммунист"(Герберт Уэллс, Россия во мгле)
Стильно, со вкусом, достаточно оригинально.
Не совсем понял, почему причисляют к жанру стимпанк,мрачными лондонскими туманами, пропахшими копотью, тут не пахнет:))))
Скорее стилизация под фантастические приключения девятнадцатого века со всеми их милыми штампами:верой в прогресс и в человечество
Тема для меня интересная, сам причисляю себя к родноверам, поэтому, уж извините, даже в сжатом виде получилось "могобукФ".
Не знаю, можно ли давать ссылку на ЖЖ, попробую разместить часть текста с ссылкой
Книга, безусловно, рекомендуется к прочтению, и даже к конспектированию и углубленному изучению:)))
Основной массив событий заканчивается в середине 2000-х, что ограничивает ценность книги делает ее скорее исторической (от 1970-х годов), чем политически злободневной. Надеюсь, появится...
Не знаю, можно ли давать ссылку на ЖЖ, попробую разместить часть текста с ссылкой
Книга, безусловно, рекомендуется к прочтению, и даже к конспектированию и углубленному изучению:)))
Основной массив событий заканчивается в середине 2000-х, что ограничивает ценность книги делает ее скорее исторической (от 1970-х годов), чем политически злободневной. Надеюсь, появится актуальная версия. В остальном книга чрезвычайно информативна, хотя ограничивается только одним сектором родноверия-тем, который генерирует тексты, политическую активность или оставляет какие-то свидетельства в СМИ и интернете. Как свидетельствует мой опыт, вне обозначенных границ, происходят не менее интересные события, которые охватывают широкие около-языческие массы.
Таперича претензии. Их есть и их много.
Пожалуй, основное - полное игнорирование автором социально-экономического фона. Я не сторонник абсолютизации советского исторического метода, сводившего все события к классовой борьбе. Но без этого развитие родноверия в России с 70-х и по сей день выглядит немного странным, как будто все происходит в одной стране, что россиянские олигархи выполняют задачи, поставленные Политбюро ЦК КПСС, а верные последователи железного Феликса до сих пор борются с диссидентами.
Думаю, не надо объяснять, почему ариософия в Германии в 1910-х была уделом маргиналов-оккультистов, в 1920-х стала одной из основ главной идеологии, а уж потом создала угрозу человечеству как составляющая нацизма. Немцы прошли через унижение военного поражения, кошмар экономических кризисов, разочарование в демократии - и только тогда фашизм оказался востребованным.
Точно так же и в России: инкубационный период развития родноверия в СССР сменился расцветом нео-язычества не благодаря интригам КГБ в 70-80-х, а вполне закономерно - на фоне всеобъемлющего кризиса и поиска выхода из него.
Поэтому одно из самых слабых мест книги - поиск причин появления и развития родноверия. Вне исторического контекста их просто нет, поэтому автор выдвигает весьма оригинальные версии - вроде той, что родноверие есть изобретение КГБ в целях борьбы с религией в СССР.
Бороться с исламом и православием, вполне лояльным к советской власти, изобретением нео-язычества было как-то странно, особенно учитывая отношение к язычеству в советском обществе - ближайшим образцом реконструкции язычества были нацистские эксперименты.
Так же без ответа остается вопрос о расцвете нео-язычества в 90-е и его трансформация в пусть оппозиционное, но достаточное широкое родноверие нашего времени.
Почему? Действует инерция интриг ЦК КПСС и КГБ сорока-тридцатилетней давности?
Родноверие как неприятие православия? Нынешняя РПЦ вызывает множество нареканий со стороны самых широких кругов из-за своей бюрократизации, показного единомыслия с властью и из-за отсутствия сопереживания со своей собственной паствой.
Родноверие как мобилизация на угрозы от ислама и исламской миграции? Если не знать о геноциде славянского населения в бывших советских республиках и автономиях, чеченских войнах и приближения количества инокультурных мигрантов к критическому уровню - действительно, выглядело бы странно.
Родноверие как политическая оппозиция? Если бы большинство россиян поддерживало бы существующий строй, то родноверие оставалось бы на уровне западноевропейского нео-язычества, весьма малочисленного... А поскольку большинство населения недовольно социальным неравенством, и по вполне объективным причинам, поиски оппозиционной идеологии вполне закономерны.
Отличное издание очень интесного проекта-попытки модернизировать славянскую мифологию.
К сожалению, изобразительный язык современного прочтения мифологии еще не выработан, дедушка Билибин немного устарел, а мультяшные "Богатыри", "Коловраты" и "Последние богатыри" сделаны откровенно по западным лекалам, что разрушает сам материал.
на этом фоне вселенная Папсуева выглядит очень достойно, хотя бы в ее основании фэнтезийные штампы. Но у автора есть вкус и потенциал,...
К сожалению, изобразительный язык современного прочтения мифологии еще не выработан, дедушка Билибин немного устарел, а мультяшные "Богатыри", "Коловраты" и "Последние богатыри" сделаны откровенно по западным лекалам, что разрушает сам материал.
на этом фоне вселенная Папсуева выглядит очень достойно, хотя бы в ее основании фэнтезийные штампы. Но у автора есть вкус и потенциал, чтобы создать новый стиль.
Как историческое исследование книга достаточно вторична, информацию можно получить в других источниках, разве что история колониальных захватов в данном регионе изложена в связном и концентрированном виде.
Но как образчик викторианского шовинизма и расизма- бесподобна. Рекомендую всем, чтобы понять, что такое Запад в его концентрированном виде: это когда туземцам доказывают, что их грабят и истребляют ради их же блага.
и что Адольф Алоизович - всего лишь старательный и не шибко умный...
Но как образчик викторианского шовинизма и расизма- бесподобна. Рекомендую всем, чтобы понять, что такое Запад в его концентрированном виде: это когда туземцам доказывают, что их грабят и истребляют ради их же блага.
и что Адольф Алоизович - всего лишь старательный и не шибко умный последователь настоящего англосаксонского расизма
Чтобы понять, чем интересна книга, надо понять, чем интересен автор. Григорий Петрович умудрился остаться самим собой в первой половине двадцатого века, когда единственной возможностью выжить було примыкание к одной из идеологий, с последующим верным служением ей. Можно было служить советскому строю, белой эмиграции, Третьему Рейху, демократии...А можно было как гражданин Федотов остаться левым интеллектуалом в эмиграции. И писать буквально для себя, зная, что для эмигрантов он красный, а для...
Вот с этой позиции написаны "Святые...": на традиционное почитание национальных святынь накладывается попытка понимания этого феномена с точки зрения национальной культуры, определения того, как события многовековой давности влияют на сегодняшний день, что можно почерпнуть для построения нового общества.
Это не переложение житий, но и не поверхностный набор фактов.
В моем понимании это та интонация, которой сейчас следует говорить светским людям о православии - с почтением, но без подобострастия, и в качестве руководства для действия
Первое. Книга - статусная и имиджевая. Для людей, желающих ненароком подчеркнуть свои интересы и близость к особым кругам знатоков истории и Европы. Просто для любителей истории наверняка найдутся книги попроще, но с бОльшим количеством информации, а для настоящих знатоков информация фрагментарна.
Второе. Очень хочется увидеть цикл книг примерно в таком оформлении и содержании, посвященном средневековой и ренессансной картографии. Чудовища - хорошо, но хочется узнать, а что изображено между...
Второе. Очень хочется увидеть цикл книг примерно в таком оформлении и содержании, посвященном средневековой и ренессансной картографии. Чудовища - хорошо, но хочется узнать, а что изображено между ними:))) А там много чего интересного. В России, действительно, это тема terra incognita.
Третье. лично мне не хватило пояснений, почему в океан попали только данные монстры, хотя средневековый бестиарий был весьма обширен и замысловат, по какому принципу заселялись моря, а каких милых зверьков оставили жить на суше.
Вывод. Издание прекрасное, но оставляет больше вопросов, чем дает ответов. С точки зрения книготорговли это прекрасно, так как стимулирует очередные покупки, но потребитель скорее предпочел бы нечто энциклопедическое и обобщающее
Не знаете, что почитать?