Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Мама, ау. Как ребенок с аутизмом научил нас быть счастливыми | +20 |
Не мешайте лошади балансировать | +19 |
Мертвые души. Ревизор. Петербургские повести | +6 |
История жизни. Моя первая книга об эволюции | +5 |
Книга «Не мешайте лошади балансировать» небольшая, но это впечатление обманчиво. Легко и играючи прочесть её за вечер не получится. Знаете, есть такие тексты, в которых один абзац по смыслу, весомости мыслей равен странице. В случае с писателем Кристиной Стрельниковой можно даже сказать – не странице, а стихотворению. Особенно яркие фразы и абзацы хочется превратить в цитаты или даже выделить для них особые страницы – опять же, как для стихов.
В моём воображении эта книга в сто раз больше,...
В моём воображении эта книга в сто раз больше, чем она есть.
В 2018 году часть этой повести была опубликована в мартовском номере журнала «Костёр» (тогда мы еще не знали, что это только часть) тоже с иллюстрациями Кати Толстой. За два года небольшая повесть выросла в книгу, в которой теперь намного больше интересных историй. Каждая из глав посвящена какому-то необычному ребёнку.
Главная героиня книги девочка Лиза меняется на наших глазах от главы к главе. В самом начале она совсем беспомощная. Чтобы просто выйти на улицу ей нужна поддержка бабушки. Но вот вдруг обнаруживается, что она сама может помогать другим – лошади, попавшей в трудную жизненную ситуацию, особым детям, которые ограничены в возможностях или просто непонятны окружающим. Она забывает о себе и думает о других, помогая каждому найти своё предназначение. Только своими силами это невозможно – и девочка это понимает, поэтому отводит всех… в цирк! Он оказывается поистине «лечебным» местом. В цирке дружелюбный коллектив артистов во главе с очень симпатичным директором, который всегда готов выслушать Лизу, познакомиться с её друзьями и найти для них подходящую профессию в цирке. Пусть тебе не под силу простые движения – ты станешь главным по аплодисментам, укротителем привидений или специалистом, укладывающим спать цирковые ботинки. Главное, что ты важен, нужен и уникален!
Рисунки Кати Толстой в книге – это окошки в праздник. Вы ни на минуту не почувствуете, что перед вами рассказы об особых людях. На рисунках просто радостные или усталые дети, окруженные цветными волшебными облачками циркового искусства. Всматриваясь в каждого такого ребенка, вслушиваясь в его рассуждения, порою хочется тоже найти в себе какую-то странность или особенность. Чтобы каждого, кто не понятен или странен, тоже вписали, как в книгу судеб, в журнал этого волшебного цирка, нашли применение его причудам или даже страхам. Чтобы он тоже мог без страха балансировать в большом и шумном мире, переполненном нелепыми правилами.
Сначала я подписалась на блог автора этой книги, Марии Дубовой, в Фейсбуке и следила день за днём за жизнью этой жизнелюбивой семьи. Я восхищалась, пугалась, задумывалась. За это время я полюбила и сильную, честную маму, и спокойного улыбчивого отца, и юную, очень самостоятельную Дашу, и, конечно, мечтающего улететь на самолёте Яшу. А какие фотографии в этом аккаунте! Потому что мама – ещё и фотограф.
Удивительно, но подержать в руках книгу нам, россиянам, удалось раньше автора. Хочется...
Удивительно, но подержать в руках книгу нам, россиянам, удалось раньше автора. Хочется сказать Марии – она очень красивая, лёгкая, с ласковой матовой обложкой и клапанами, которые удобно использовать вместо закладки.
Книгу я прочла за три вечера. Она небольшая. Равнодушно можно пролистать её и за вечер, но у меня так не вышло. Первая треть, на мой взгляд, самая сокрушительная – все мои представления об аутизме были развеяны – я только немного представляла себе такого ребёнка по фильмам и книгам, но догадывалась, что термин «аутизм» включает в себя множество понятий. Но главное не это. На ваших глазах за несколько страниц обычный малыш вдруг превращается в особого ребёнка, сразу обозначаются все аксиомы: диагноз, перспективы, прогнозы психолога. Вот эту первую треть принять и осознать труднее всего. В эту ночь мне снилось, что в руках у меня мышонок, который всё время убегает от меня, выскальзывает из рук, а я не должна его упустить. Весь сон я искала его среди каких-то незнакомых предметов, боялась, что его там придавит или он съест что-то. Это мои личные тревоги, они просто всплыли во время чтения, но, возможно, что-то такое почувствуете и вы.
Потом, со временем вместе с родителями Яши мы перестаём наблюдать за ним, но начинаем изучать и познавать. Книга написана с невероятным жизнелюбием (повторю это слово!), юмором, прямотой. И смех, и слёзы – а как иначе.
Мне очень нравится структура книги, задорные названия глав, собрание лайфхаков в конце. Невозможно отложить её, не дочитать. Очень хочется купить еще несколько штук и дарить – особенно тем, кто не сталкивался с подобным проявлением жизни никогда. Хотя, позвольте, неужели не сталкивался?
Одно из открытий, которые ждали меня в книге – я давно живу в этом мире. Дети, с которыми мне приходится работать или просто встречаться в жизни, иногда ведут себя так, как описано в книге. Непредсказуемые агрессивные реакции, зацикленность, желание выполнить какой-то ритуал до конца. Их родители никогда не говорят мне диагнозов, да и я ведь никого не «лечу», занимаюсь творчеством с любым, кто пришёл. Но я могла бы сделать для них гораздо больше, если бы знала, что с ними, и если бы умела распорядиться этой информацией. Более того – я сама такая. Я тоже чувствую себя спокойнее, когда распишу дела на две недели вперёд и пересматриваю эти списки. Я тоже хочу знать заранее, желательно за пару месяцев, о приезде родственников. Я тоже не могу спать под тиканье часов.
Вдруг пришло осознание – когда хочешь прикрикнуть на шумящего, встряхнуть не отвечающего на вопрос, поругать бегущего, наступившего тебе на ногу – надо остановиться на секунду и задать себе вопрос: а кто он?
А вдруг это Яша.
Гоголь замечательно подмечает людские пороки, с большим юмором, пускай и цинично, его тексты совершенно не подвластны годам, их можно перечитывать снова и снова. В этой книге собрано и большое количество рисунков действительно талантливых художников, которые проиллюстрировали классика с не меньшим юмором и цинизмом, нежели он сам. Очень хорошее сочетание текста и художественного оформления.
"История жизни" - это схема, которую взрослый нарисовал для маленького почемучки. Маленький доброжелательный справочник по большой истории целой планеты.
Рассматривать каждую страницу надо долго - все развороты книги яркие, причудливые, и важно, чтобы для ребенка прояснился и обрел смысл каждый сантиметр иллюстрации.
А еще это тренинг для маленьких художников, мечтающих сотворить мир. Например, можно попросить ребенка нарисовать такое морское животное, которое бы плавало и ходило....
Рассматривать каждую страницу надо долго - все развороты книги яркие, причудливые, и важно, чтобы для ребенка прояснился и обрел смысл каждый сантиметр иллюстрации.
А еще это тренинг для маленьких художников, мечтающих сотворить мир. Например, можно попросить ребенка нарисовать такое морское животное, которое бы плавало и ходило. Или было с большим ртом, но без хвоста.
В книге все происходит быстро, как в мультфильме - надпись внизу, обозначающую временной промежуток, можно и не заметить, а если заметить - то не понять. Ведь она только для тех, кто способен осознать такие гигантские промежутки времени - 4,5 миллиарда лет, 6 миллиардов... Если нет - то на восприятие книги это особенно не повлияет. Можно просто обсудить лишь некоторые фразы из книги, чтобы почувствовать и понять время. К примеру: "60 тысяч лет назад люди уже умели думать так же, как думаем мы, современные люди..." А давай найдем в книге, что эти люди видели вокруг себя? А чего еще не было?
Но зато книга помогает прояснить - кто появился позже, кто - раньше. Можно нарисовать (срисовать из книги!) главных существ каждого периода, сложить в одно большое племя (примерно так, как это сделано на обложке) и попробовать, в очередной раз перечитывая "Историю жизни", выстроить всех в хронологическом порядке. И не забыть про растения - их сюжет тоже развивается на всем протяжении истории, меняется окраска и ботанические особенности.
А когда эта большая "очередь", увенчанная человеком, будет построена, станет понятно: выражение "братья наши меньшие" совсем неправильное. Все эти звери и птицы, маленькие лягушки и гигантские птицы, папоротники и магнолии - все они "братья наши старшие", потому что жили на Земле гораздо раньше нас.
Важная особенность и главная ценность этой книги - рассказ о трагических событиях в жизни планеты: безжалостных пожарах и похолоданиях, удушающем пепле и льде, останавливающем жизнь. И удары человека по экологии Земли стоят в одном ряду с этими ужасными катастрофами. Мы увенчали "Историю жизни", но мы же её и рискуем закончить.
Концовка книги позволяет почувствовать всю мощь человека - сравнить ее с природными катастрофами и вместе подумать, как сделать эту силу доброй.
Не знаете, что почитать?