Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Лунный ветер | +2 |
Берегини | +2 |
Унесённые "Призраком" | +1 |
Шаг в Безмолвие | +1 |
Карнавал лжи | +1 |
Второй независимый том о приключениях четвёртки траблшутеров оказался для меня не таким впечатляющим, как первый. Авторы экспериментируют со стилем и атмосферой, и на этот раз мечущиеся души закинуло в старую добрую Англию, а точнее – на Бермуды.
Оговорюсь сразу: мне было тяжело, потому как после первого фееричного и яркого дарк-фэнтези с густой, как кровь, атмосферочкой и убедительными любовными линиями мне предложили «файв-о-клок» и неспешное развитие сюжета.
Книга оставила двоякое...
Оговорюсь сразу: мне было тяжело, потому как после первого фееричного и яркого дарк-фэнтези с густой, как кровь, атмосферочкой и убедительными любовными линиями мне предложили «файв-о-клок» и неспешное развитие сюжета.
Книга оставила двоякое впечатление.
Безусловным и однозначным плюсом является её совершенный стиль, отсылающий к романам Бронте, Остин и Голдинга. Если вы дотошный буквоед, обожающий вышеперечисленных гениев, то роман «Унесенные “Призраком”» точно для вас. Потому что стилистически он сделан на пять с плюсом. Здесь большое внимание уделено не только быту, политике, географии тех времён, но и ментальности героев: все они соответствуют времени и ведут себя так, как должна вести себя британская знать 18 века.
Полагаю, авторам было трудно не сорваться в осовременнивание взглядов леди и джентльменов, и, как мне кажется, им это удалось. С точностью утверждать не могу, поскольку не являюсь поклонницей именно этого жанра, и такая историчность для меня, скорее, минус, чем плюс.
Объясню почему. В очень многих моментах книги меня смущали мотивы героев. То ли потому, что я человек современный и оттого достаточно эгоистичный, то ли они и правда вышли не очень убедительными. Большая часть причин связана именно с внутренними благородными и радикально-альтруистическими убеждениями главных персонажей. Мол, хочу нести добро, помогать людям и РЕПУТАЦИЮ.
Я никак не могла отделаться от ощущения лицемерия происходящего и героям так и не поверила. В целом, вся интрига, все проблемы и вся событийность книги выстраивается на том, что благородные порывы души по каким-то причинам не удаются в полной мере, и персонажи от этого расстраиваются.
«Да и хрен бы с ними!» – хмыкал во мне эгоистичный прагматик, но герои, понятное дело, слушали не всяких там прагматиков, а только своё сердце. Особенно остро это ощущалось от того, что других проблем в книге по сути-то почти и не было. Да, присутствует детективная линия, но ей настолько мало уделено внимания, и она таким лёгким штрихом дана поверх пласта “благородства джентльменов и свободолюбия леди”, что почти не улавливается.
Никакого хитрого английского детектива, просто некоторый уровень событийности в перерывах между чаепитиями и спасением собственных возвышенных и чужих падших душ.
В отличие от первой книги цикла, здесь авторы даже не попытаются вас встряхнуть. Здесь не будет ни одного по-настоящему трудного события (хотя одно всё же будет, в самом конце) или приключения, и всё препятствия и последствия поступков героев будут выражены только “в потере репутации”, “в потере доверия”, “в потере веры в себя”. Как по мне, это некоторая возня снобов, которой я не прониклась.
Само собой, антагонисты здесь второстепенные и мелочные, поскольку, пожалуй, главный антагонист книги – консервативное общество с архаичными законами. Наивные, смелые героини с горящими глазами пытаются повлиять на положение в обществе угнетённых классов из благородных намерений. Само собой, находят приключений на свои прелестные… головки, но довольно легко и без потерь выходят из затруднительных ситуаций, чтобы со всей страстностью натуры броситься в следующие.
Я всё ждала, когда же жизнь настучит по девичьим макушкам с красиво уложенными причёсками, и отчасти дождалась, но удовлетворения мне это не принесло. Тем не менее, читалось это достаточно легко и увлекательно – у авторов такой гипнотичный, вымеренный слог, такое органичное повествование, что это хочется читать и читать, несмотря на то, что эмоций произведение вызывает крохи.
К тому же, получилось отличное путешествие на Бермудские острова того времени: я буквально гуляла под зонтиками по городу, пила лимонад и видела чернокожих рабов за работой. Вот за что я и полюбила этих авторов с прошлой книги: погружение здесь удаётся глубокое, достаточно быстрое и прочное. Это стоило прочтения, как и эргономичность
сюжета, от которой я вообще тащусь: у умных писателей нет сюжетных провисаний, нет незаконченных веток, нет лишних персонажей и событий, не несущих в себе смысловой или формирующей характер нагрузки. Наверное, если бы я ещё и попала под целевую аудиторию подобных романов, то приятное впечатление мне было бы обеспечено.
Книга вообще сама по себе сравнима с неспешной прогулкой по палубе под мерное покачивание волн. Никаких остросюжетных поворотов, никаких глубоких, душевыворачивающих драм, очень плавное, текучее и равномерное повествование. Лёгкий бриз, приятный пейзаж, милая компания. Я ни разу не остановилась – ни ради восторга, ни ради возмущения. Поэтому «Унесённые "Призраком"» для себя я идентифицировала как достаточно умеренное, профессионально сделанное произведение, выдержанное в строгом стиле.
Как самостоятельная книга она вполне читабельна, но как продолжение яркой и сильной истории траблшутеров, увы, показалась мне слишком пресной. Но я вообще любитель дарка и романы предпочитаю пожёстче, погорячее, подраматичнее. Именно таким и был «Шаг в Безмолвие». И абсолютно другим по накалу оказались «Унесённые», что лично для меня стало разочарованием. Может, для кого-то другого это наоборот окажется восторгом.
“О боги!” – причитала я в начале “Шага в Безмолвие” Элины Лисовской и Марии Роше.
“О БОГИ! О БОГИ! О БОГИ!” – орала я, когда закончила чтение.
Потому что то, что произошло со мной, просто не поддаётся описанию! Это восхитительный, острый, разрывающий сердечко в клочья коктейль из эмоций. Давно я не испытывала ничего подобного от прочтения книги. НАСТОЛЬКО крутые чувства в потрясающем обрамлении дарили только любимые книги любимых авторов, которые можно пересчитать по пальцам одной...
“О БОГИ! О БОГИ! О БОГИ!” – орала я, когда закончила чтение.
Потому что то, что произошло со мной, просто не поддаётся описанию! Это восхитительный, острый, разрывающий сердечко в клочья коктейль из эмоций. Давно я не испытывала ничего подобного от прочтения книги. НАСТОЛЬКО крутые чувства в потрясающем обрамлении дарили только любимые книги любимых авторов, которые можно пересчитать по пальцам одной руки.
Теперь, когда вы выслушали мои абсолютные восторги, давайте я объясню, почему же мне так понравилось.
Книга открылась лёгким вступлением про двух подруг из нашего мира, случайно оказавшихся в странном месте. Начало мне показалось тривиальным, но бодреньким. Как пролог мистического ужастика, где не особо смышлёные героини натыкаются на зловещий особняк и, вместо того, чтобы бежать оттуда, идут исследовать территорию. Классика жанра.
Но вместо монстров и призраков удачливые девушки натыкаются… на кофе с печеньками.
Тут я приготовилась к истории про волшебство и вечные ценности. Достала свой большой ШТАМП, чтобы отмечать сюжетные клише.
Как раз в этот момент начала закрадываться механика магии, и я немного растерялась. Какой-то дом на перекрёстке миров. Какие-то исчезающие мужики, константы и – о ужас! – слово ТРАБЛШУТЕРЫ. Я возмущённо свела брови от агрессивного сеттинга, но уйти в непонятки не успела.
Хитрые авторы умело ублажили читателя: всё выглядело так миленько, мне прям подоткнули одеялко и налили какао, попутно вещая о границе миров и гранях. Было ни хрена не понятно, но очень атмосферно.
…это потом, спустя целую книгу, я вернусь в это самое начало и буду жадно вчитываться, ловить каждое слово о Странниках и четвёртке траблшутеров.
Но в тот момент я была рада тому, что авторы резко выдернули меня из сказочного комфорта и швырнули в самый центр сочного, роскошного дарк-фэнтези.
Да, “Шаг в Безмолвие” – абсолютно точно высококачественное дарк-фэнтези в античном сеттинге и к тому же – крутой ромфант.
Главных героев здесь четверо, и каждый настолько тщательно проработан, так филигранно выписан и находится в такой гармонии с миром, что читатель буквально щупает живых людей.
Отдельного упоминания заслуживают мужчины. Искандер – правитель одного из государств, ответственный и внимательный лидер. Он очень убедителен, умеет воевать, умеет править, обладает высочайшей аналитикой и думает на два шага вперёд. У него уже есть груз прошлого, а также большой дворец и преданные люди. И вы бы без шансов влюбились в его спокойную рассудительность и синеглазый прищур, если бы не…
Рагнар Кромхарт! Варвар с огромным топором и громадной харизмой! Вождь и мужлан! Самоуверенный упрямец и любимец женщин! Когда Рагнар появлялся на страницах, я прямо ёрзала от восторга и улыбалась от уха до уха от его нахальства и прямолинейности! Он способен без мыла пролезть в любую душу и поселиться там, как у себя дома (спойлер: ПРОЛЕЗЕТ И ПОСЕЛИТСЯ!)
Очень многое хочется сказать про героинь, потому что большая часть повествования ведётся от их лица, но постараюсь кратко. Девушки адекватны миру, в котором живут: абсолютно патриархальному, жестокому и по-настоящему тёмному. Поначалу мне казалось, что Герика и Солан слишком похожи между собой, но оказалось, они похожи, как родственные души, как духовные сёстры, и всё же во многом очень разные.
Отдельная мякотка – второстепенные герои и их сюжетные линии. Там каждая история заслуживает самостоятельной книги, а каждый персонаж – пристального внимания, они почти не уступают по привлекательности главным и дополняют мир, в котором происходит действо.
Мир – это ещё один плюс книги.
Во-первых, география. Есть настоящая карта, по которой ориентируешься, как у себя дома. Реки, моря и горы, ресурсные запасы – вы будете разбираться в этом, словно сами выросли на полуострове.
Во-вторых, религия. Она здесь удерживает интересную философию и подана так грамотно и понятно, что вы сами начнёте верить в одних богов и сдержанно уважать других.
В третьих, политика. На ней завязан сюжет и главная интрига.
Читателю порционно выдают условия и дипломатические отношения, и он не замечает, как сам начинает выстраивать победные стратегии и думать вместе с героями о насущном.
В-четвёртых, легенды и история. Как известно, эта парочка способна оказывает влияние на людей и двигать механизмы власти, чем они и займутся в романе.
Каким образом авторам удалось всё это настолько гармонично уместить в одну книгу – ума не приложу, но факт остаётся фактом.
Теперь мы подобрались к самому интересному.
Сюжет.
Если книги давно не удивляли вас сюжетными поворотами и последний раз вы кричали “ДА ЛАДНО! ДА НУ НАФИГ!” в далёкой наивной молодости, то добро пожаловать в “Шаг в Безмолвие”!
Клянусь, в 99% книг я всегда догадываюсь, что будет в конце. Но “Шаг…” так хитро сделан, что я абсолютно не догадалась, что же на самом деле творится. Когда наступила кульминация, я впала в ступор и блаженный восторг, осознавая, что авторам удалось меня провести. Никаких осточертевших роялей! Всё грамотно и логично (в том-то и вся соль!)
Ещё хочу сказать про слог. Он профессиональный и литературный, и это отдельный плюс. Помимо житейской мудрости, впечатляющих метафор и тонко выпиленных словом менталитетов, проделана огромная работа: тут стилистически и исторически всё настолько достоверно и продумано, что даже самый взыскательный гурман вряд ли найдёт, к чему придраться.
Я никак не могу заткнуться!
Потому что о книге хочется говорить, хочется обсудить её с кем-то ещё, вместе поискать визуализации героев и поспорить о том, кто из них лучше. Как раз тот момент, когда не хочется расставаться с миром и персонажами, а хочется наоборот – больше, глубже, объёмнее!
И какое счастье, что тот самый сказочный пролог существует. Он открыл мне настоящий “роман в романе”, яркий и взрывной эпизод из жизни четвёрки траблшутеров, которые непременно встретятся ещё… но в другом мире и уже в совершенно новых телах!
Ну, а пока...
Приключение начинается!
Летняя, ароматная, лёгкая и приятная история с безупречным слогом и изящной философией. Евгению Сафонову всегда очень увлекательно читать, потому что за простотой и складностью текста скрывается нечто большее, особый смысл и тайные знаки. А уж пасхалки и отсылки, которые встречаются в книге, делают автора и читателя друзьями и тайными заговорщиками.
Не могу назвать книгу стройной фэнтези-историей, всё же это роман нравов, идеально сделанная классическая любовная история про трепетную юную...
Не могу назвать книгу стройной фэнтези-историей, всё же это роман нравов, идеально сделанная классическая любовная история про трепетную юную девушку и зрелого мужчину с грузом прошлого. Джентльмены остаются джентльменами, леди остаются леди, хоть и острыми на язычок, а произведение — отлично рассказанной любовной историей, насыщенной красками, лёгкими сквозняками от взмаха юбок, летящими лепестками цветущих яблонь, ароматом вереска, звоном хрустального водопада и стуком копыт лошадей.
Отдельно хочу отметить, что при своей невесомости и лёгкости чтения, «Лунный ветер» — история не "пустая", в ней есть мощный пласт личной идеологии героев, с которой можно либо согласиться, либо поспорить. В любом случае, произведение Евгении Сафоновой — абсолютно точно заслуживающая внимания книга, строго выдержанная в заявленном жанре.
Эта светлая история, не тронутая жестокостью и безнадёгой, повествует в первую очередь о нерушимой верности. Будь то верность мужу, другу, своему слову или даже - своей земле. Незыблемая и твёрдая, как каменистая скала, преданность здесь ценится больше серебра и доброй стали, почитается не меньше отваги и является видом наиглавнейшей добродетели. И соперничать с ней могла бы иная, не менее могущественная сила - сила любви. Если бы только пожелала. Но, конечно, любовь - как женщина - как сама...
“Берегини” - это исцеляющая сказка. Это не роман о героях и не сказ о приключениях, это сага о мире, людях и человечности. Пронзительно-женская, добросердечная, доведённая до абсолютной веры в идеалы.
Простые люди здесь живут простой жизнью: добывают еду, встречают закаты, исследуют новые берега, ткут полотна, рожают детей и верят в благословение богов, которые неизменно, непременно наградят добро и накажут зло. И как в любой сказке, именно это и происходит. Вы станете одним из местных простых людей - сядете на берегу за починку рыболовной сети или выйдете на порог улыбнуться холодному солнышку. И увидите, как мимо пронесётся Йорунн с алой рубахой для своего суженного, как седой Сигурд тренирует мальчишек на каменистом берегу, как сёстры Зорянка и Весна отправляются за морошкой в пролесок. А на горизонте, слепящем морскими бликами, покажется драккар с богатой добычей. И душа наполнится гармонией.
Отличительная черта авторов - прямо-таки фирменный стиль - четверо главных героев. Хоть я и оговорилась, что это книга не про отдельных персонажей, а всё же про поселение и житие-бытие, выделить основных действующих лиц можно. И их, как и в других книгах - четверо. Две девушки и их возлюбленные викинги.
Хорошие, милые, честные девушки и благородные, ответственные и заботливые мужчины соревнуются друг с другом разве что в великодушии и нравственности. По сказочному правилу абсолютно все герои книги имеют совершенно однозначные типажи. Их характеры доведены до предела: если это хороший протагонист, то он будет славным верным воином, добрым и великодушным, открытым и справедливым, идеальным по меркам морали. И ему в противоположность по аналогии предлагается абсолютный злодей: если это плохой персонаж, то он воплощение зла - изверг и предатель, который бьёт женщин и ненавидит детей.
Никаких полутонов и сложных личностей! Добро есть добро, зло есть зло. Поэтому в романе “Берегини” вы найдёте классических “доблестных рыцарей” и “подлых негодяев”. То же относится и ко второстепенным героям - каждый имеет белую или чёрную окраску.
Но при этом все персонажи вполне себе объёмные, живые, понятные. Ментальности и мотивы в большинстве своём соответствуют моим представлениям о людях тех времён и широт. Естественно, с очень серьёзной скидкой на сказочность истории. Уже в который раз обращаю на это внимание - “Берегини” история про добро, свет и всяческие благости, максимально романтизированная и вычищенная от всякой чернухи. Как раз типичный представитель тех сказаний, где с самого начала всё происходит сладенько, гладенько и с верой в лучшее. (Например, попавшие в рабство девушки находят в нём счастье и лучшую жизнь: пленители оказываются “ванильными викингами” - удивительно благородными, трепетными и цивилизованными. Даже знающими слова любви. Никакого насилия и в помине! Вместо унижений и лишений многочисленным пленённым словенкам достаётся по доброму мужу и крепкому дому. Каждой Марье по паре, да.) Поэтому “Берегини” отлично подойдут для тех, кто хочет отдохнуть душой в ласке и неге, а не кусать локти в переживаниях. Авторы и герои с большим уважением относятся к человеческой жизни и чести.
Матушка, милая, да что же это?! Почему люди такие жестокие, почему в них столько ненависти, злобы и алчности? На земле места много, отчего бы не жить всем в ладу и мире, храня самое священное из дарованного богами - жизнь!
©“Берегини”
Если говорить о стиле, то он безупречен - напевный, протяжный слог профессионального повествователя, с аптекарской точностью отмеряющего ритм и баланс.
Основной сюжет сам по себе скучноват, но выезжает за счёт роскошной ветвистости. Вокруг главного пути выстроено очень много мелких историй: трудностей, бытовых дрязг, многочисленных взаимоотношений между героями, переплетённых подобно искусной вышивке на простом льняном полотне. Проживать эти будни с героями интересно и занятно, особенно учитывая тонкую и ненавязчивую философию человеколюбия и честности.
Ближе к концу история набирает небольшой уровень эпичности, без которого не получилось бы достойного окончания, и выходит на ожидаемый хэппи-энд с лёгкой горчинкой ) Вот тут я кайфанула: особое умение авторов поставить в истории трогательную точку, вызвать читателя на финальную эмоцию трепетного сожаления и удовлетворения от прочитанного. Здесь-то, на последних страницах, меня наконец и настигло ощущение гармонии и какого-то светлого, почти религиозного смирения.
Норвежская сказка “Берегини” призвана не столько развлечь своего читателя, сколько сделать его лучше, чище, добрее и терпимее. Это буквально притча о нравственности и преданности, где награда находит того, кто сумел остаться хорошим человеком. Наивная и почти детская вера в добро превращается здесь в реальность. Высшие силы олицетворяют идеальную справедливость, которая непременно торжествует, вопреки всем горестям и невзгодам. И каждому воздаётся по его деяниям.
Иногда людской суд бывает менее суровым, чем суд богов.
© “Берегини”
Кому читать: любителям фольклорной мифологии, высоконравственным людям, ищущим гармонии и света, добрякам и впечатлительным девушкам с верой в чудо.
Некоторые книги созданы для того, чтобы их именно перечитывали. В первом прочтении они бывают непонятны, сложны и заковыристы, но стоит дойти до финала, как хочется тут же вернуться в начало и окинуть текст новым, вовлечённым взглядом. «Тёмные игры Лиара» именно из таких историй. Её хочется изучать, конспектировать, обдумывать и обсуждать. Для меня это уже гарантия шикарной истории. А если прибавить сюда абсолютное попадание в личные вкусы…
Как долго я искала нечто подобное! Сколько обила...
Как долго я искала нечто подобное! Сколько обила прологов, сколько обсудила магий, сколько загубила времени на поиск по-настоящему умного, структурного и круто сделанного фэнтези с объёмным миром и сложным сюжетом. И наконец нашла! Серия Евгении Сафоновой обещала хитрые ходы, интриги, классные манипуляции и философию — именно то, чего я ждала от книг с названием «Кукольная королева» и «Карнавал лжи» — и дала это в полном объёме и даже больше. Это был долгий, тернистый и не самый прямой книжный путь к финальной эмоции, которая заставила меня прыгать на диване с громким «УУууиииааааааа!» и бить поклоны автору. Оно того однозначно стоило! Финал дилогии огорошил и привёл в ряды многочисленных фанатов Евгении Сафоновой. Хоть серия не является законченной, она завершается вполне конкретными финальными событиями и долгожданным сбросом масок. Так что читать «Тёмные игры Лиара» можно. И даже нужно! Как я уже сказала, хорошая книга стоит того, чтобы её не только читали, но и перечитывали. Один крутой ход может изменить ваше отношение, довершить картинку, а крохотная деталь соберёт паззл из множества элементов, и в это мгновение наступает эйфория. О да! Я в восторге.
«Кукольная королева», первая часть, мне не очень понравилась. Поэтому к чтению «Карнавала лжи» я приступила с излишним скептицизмом. Но только в финале поняла, что это не две книги, а одна история, из которой не выкинуть слов и сцен. Все те фрагменты, рассыпанные в первой части, получили своё продолжение. Я поняла, зачем я читала те или иные не очень интересные мне куски истории. В конце они сработали на эмоцию.
Здесь скажу ещё немного про знаменитый слог, про который говорят вообще все в отзывах на эту серию: он высокопрофессиональный и ёмкий. Много метафор, много сравнений. Чуть меньше архитектуры и описаний, но они даются не отдельными абзацами, которые хочется пролистать, а во взаимодействиях с героями. Т.е. герои не просто смотрят на то, как красиво вокруг, они с этим живут, они этим пользуются и высказывают своё личное мнение, что, на мой вкус, является высшим писательским пилотажем фэнтезиста.
Отдельного упоминания заслуживает философия, которой книга пропитана от начала и до конца. Как же я кайфовала от всех этих двойных подтекстов фраз, игры слов, граней лжи и правды в диалогах, где непонятно, что из этого есть благо, а что — вред. Конечно, до части авторских интриг я всё-таки догадалась (кто знает этого Лиара Сафонова — может, он ХОТЕЛ, чтобы я до них догадалась!), но это только прибавило удовольствия от чтения. Когда я видела, как герой балансирует на тонкой грани светы и тьмы, правды и обмана, я буквально мурчала от изящества разговоров. О, это особое удовольствие, которое раскроется в том числе в перечитывании.
Вообще, чем дальше забираешься в текст «Тёмных игр Лиара», тем сильнее стираются грани и искажается мораль. Евгения Сафонова меняет не только читательское отношение к героям серии, но и личные взгляды, мысли и рассуждения. Начинаешь понимать, что благие намерения хороших персонажей могут привести к плачевным последствиям, а здоровая жестокость негодяев — спасти мир. Здесь у каждого героя своя правда и своя ложь, которая делает его порой и не героем вовсе, а вполне человечишкой. Ненависть сменяется пониманием, понимание — жалостью, а жалость превращается в снисходительность. Но какой бы безумный коктейль эмоций ни бередил души героев и читателей серии, какие бы изощрённые пытки ни выстраивал им автор, важно помнить, что все в мире «Тёмных игр Лиара» происходит во имя любви. Порой непостижимой, чудовищной, уродующей. Требовательной и жестокой. Превращающей людей в зависимых эгоистов, но неизменно — могущественной.
«— И какова же мораль этой истории?
— А морали нет, девочка моя. Это правда жизни. Либо ты идёшь по головам и живёшь долго и счастливо, либо помогаешь другим, но теряешь всякое право на личное благополучие. И я рад, что существует религия, которая сулит хорошим людям хорошую жизнь хотя бы после смерти. Иначе очень для многих быть хорошим человеком не было бы никакого резона.»
Не знаете, что почитать?