Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Риф | +8 |
Клара и Солнце | +3 |
По словам Алексея Поляринова, Риф - это книга о сектах, о закрытых сообществах. О вечной войне прошлого с настоящим и о том, как настоящее манипулирует прошлым, а прошлое не дает настоящему состояться.
Риф - роман тройка :)
Три главные героини. Три места в пространстве и времени. Три главных смысловых пласта.
В маленьком, выдуманном закрытом северном городе Сулим, девушка по имени Кира знакомится с приезжим антропологом, который открывает ей глаза на целых ворох тайных, загадочных...
Риф - роман тройка :)
Три главные героини. Три места в пространстве и времени. Три главных смысловых пласта.
В маленьком, выдуманном закрытом северном городе Сулим, девушка по имени Кира знакомится с приезжим антропологом, который открывает ей глаза на целых ворох тайных, загадочных явлений и событий, которыми живёт её тихий городок, в котором в 1962 году в городе была расстреляна демонстрация. Погибли десятки людей, но ни власти ни местные жители предпочитают об этом не вспоминать. Мы погружаемся в северные предания и загадочный промысел, который круговой порукой объединяет жителей Сулима, скрепляет их замкнутость.
Вторая героиня Рифа - Ли. Она учится в университетском кампусе в США, где под руководством харизматичного профессора Гарина занимается исследованием на стыке современного искусства и антропологии.
Поляринов описывает нам весь путь Ли от наивной и увлечённой девочки, до глубоко травмированного и буквально застрявшего на границе безумия человека. Ли погружается в отношения, полные психологического насилия и именно через неё мы раскрываем и понимаем механику работы деструктивных культов, сект, являющихся одной из основных тем произведения.
И наконец третья героиня - Таня. В каком-то смысле связующее звено романа. Глубоко раскрывая её отношения с матерью, Поляринов продолжает оголять нюансы и межпоколенческие подводные камни, Рифы, если угодно. Благодаря влиянию и давлению матери, Таня работает учителем английского языка, но умудряется найти своё истинное призвание и находится уже буквально в шаге от счастья, когда мать преподносит ей очередной сюрприз - уходит в секту.
Как вы наверняка догадались, ближе к финалу сюжетные ветки главных героинь сойдутся в одну и разрозненное, казалось бы, повествование обретёт целостность.
Композиционно и структурно к произведению нет никаких претензий. Всё выверено, подано увлекательно и вовремя.
Дополнительно, сюжет стянут резервной тройкой внутренних механизмов романа.
Во-первых, это раскиданные по тексту то тут там мини лекции. Любознательный читатель откроет для себя новое и о современном искусстве, и об истории и мифологии российского севера и даже о структуре образования в США.
Во-вторых, хоть Алексей и открещивался от “прикрытия цитатами” любимая мной россыпь пасхалок и аллюзий все же представлена в Рифе и помимо очевидных и ожидаемых отсылок, мне было очень приятно встретить, например, и Ольгу Портную из “Центра тяжести”.
Ну и втретьих, символизм романа, обозначенный через внутренние смысловые рифмы. Не буду оригинальным и ткну вас в рога. Центральная тема промысла, прямо перекликающаяся с формированием личности Гарина. Эти детали очень интересно разматывать, но… Но.
Но давайте поговорим и большом, тройном но.
В одном из интервью, Поляринов отметил, что при написании Рифа, целью номер один для него было использовать как можно больше собственных ресурсов и перестать лезть на плечи гигантам. Кроме того, он неоднократно упоминал, что старался быть максимально лаконичным и кратким и судя по всему, он целенаправленно работал над непохожестью нового романа на “Центр тяжести”.
Итог получился технически очень интересным и привлекательным, но при этом сухим и немного пресным. После прочтения, у меня осталось ощущение “нехватки”. Всё вроде на месте, всё хорошо, всё выстрелило и разложилось по нужным полочкам. Видна работа автора и это и хорошо и плохо.
Хорошо, потому что работа и усердие - это то, что как правило и приносит результат. И я уверен, что помимо прочего, Риф можно считать заявкой на успех Алексея Поляринова в будущем. Но при этом сейчас, сегодня… Мне не хватило искры. Риф, для меня - ремесленное произведение. Технический набросок, выполненный на мастерском уровне, но так и оставшийся иллюстрацией техники, а не самостоятельно сильным произведением.
Подводя итог, я хочу еще раз сказать, что «Риф» – произведение многоплановое. Это и история расследования расстрела рабочей демонстрации, которая произошла в советские годы, и рассказ о сложных отношениях дочери и матери. В книге поднята и тема деструктивных культов, сект и закрытых городов, со своими особенностями и тайнами.
Однако помимо прочего, это еще и роман о том, как важно говорить. Книга неслучайно заканчивается фразой «Нам надо поговорить». И Татьяна, постепенно, но всё же приходит к осознанию, что единственный способ как-то изменить свою жизнь и освободиться – это поговорить наконец начистоту со своей матерью.
Ведь если этого не делать, то незаметно для нас самих, зло проникает в жизнь и грозит уничтожить всё что нам дорого. Риф - это роман о вечной войне поколений, и авторское исследование религиозных культов. Блестящая техническая реализация и возможно, легкий перебор с минимализмом. Как бы абсурдно это не звучало. Как сказано в аннотации, каждый из нас может натолкнуться на РИФ, но в конце концов важно только то, как мы переживем это крушение. Я пережил и сделал для себя три вывода:
Первое: Риф - отличная книга, которую я безусловно рекомендую к прочтению.
Второе: Алексей Поляринов остается для меня одним из самых интересных и подающих надежды русскоязычных писателей.
И наконец, третье: Предыдущий его роман “Центр тяжести” - понравился мне больше. :)
Исигуро - один из самых титулованных современных авторов. В его копилке есть и Букер и Нобель и еще целая россыпь регалий и, что интересно в свете последних тенденций, свои награды он получает не за политически, или социально оправданные, или уместные тексты. Он получает их исключительно за своё писательское мастерство.
Как точно заметил Быков - Исигуро очень элегантно объединяет в себе Восток и Запад.
Рождён в Японии, в Нагасаки. Вырос в Англии.
Прекрасно знает японский, но пишет на...
Как точно заметил Быков - Исигуро очень элегантно объединяет в себе Восток и Запад.
Рождён в Японии, в Нагасаки. Вырос в Англии.
Прекрасно знает японский, но пишет на английском и является автором одного из самых английских романов последних лет - Остаток дня. Который, к слову, принёс ему Букеровскую премию и всемирную славу. Но при этом Исигуро несёт в себе и частичку японской культуры и литературной традиции. В его работах почти всегда присутствуют некая недосказанность, меланхоличность, грусть, если угодно. И в конце концов - смирение.
Его почти никогда не называют писателем-фантастом, но невозможно отрицать, что пишет он именно фантастику. Но фантастику не о далёких звёздах. Его книги - это скорее социальные работы, призванные оголить и визуализировать проблемы человека и современного общества. В его романах доминируют атмосферность и почти кафкианское внимание к деталям. И это на фоне общей сложности и недосказанности происходящего.
Со слов самого автора, изначально книга задумывалась как история для детей. И первая часть во многом унаследовала эту наивную, детскую атмосферу. Перед нами своеобразное переосмысление Пиксаровской Истории Игрушек, Плюшевого Мишки, Дона Фримана и даже Пиноккио.
Повествование начинается в магазине, в котором выставлены для продажи Искусственные друзья. Клара, чьими глазами мы смотрим на мир и от чьего имени ведётся повествование - как раз такой искусственный друг. Она адроид, ИИ, цель и смысл существования которого - быть компаньоном для ребёнка.
Сюжет разворачивается в недалеком будущем и хотя время не указано, но очень многое покажется вам знакомым. Ключевые отличия и особенности раскрываются по мере развития сюжета. ИИ активно эволюционирует и отвоевывает у людей рабочие места и чтоб оставаться конкурентным, человечество вынуждено идти на радикальные шаги. На помощь приходит генная инженерия, но корректировка происходит в довольно позднем возрасте и сама процедура опасна. Я всеми силами стараюсь избегать спойлеров, но кажется уже сказал больше, чем хотел. Отмечу только, что помимо истории, которую рассказывает нам Клара как нарратор, очень интересно наблюдать и за тем, как она познает мир, как открывает для себя новое и как встраивает новообретенные знания в свою, по своему стройную, картину мира.
Если вы знакомы с творчеством Исигуро, то буквально с первых строк вас не будет отпускать мысль, что написанное вызывает прямые ассоциации с другим романом: Не отпускай меня. И действительно, Исигуро в одном из интервью признал, что часто копирует себя в своих работах и его книги зачастую являются переосмыслением уже написанного ранее. Клару и Солнце он назвал книгой-компаньоном романа “Не отпускай меня”. И может возникнуть мысль о вторичности, но поверьте, это не так.
Клара и Солнце настолько же компаньон для Не отпускай меня, как Клара - компаньон Джози. И это очень хорошая аналогия.
Намешав в своём новом романе практически все ингредиенты классической антиутопии, Исигуро убрал из него оценку происходящего и это полностью изменило атмосферу. Клара смотрит на мир, на людей вокруг - глазами робота. Она видит всё иначе, анализирует иначе, понимает иначе. Исигуро подарил нам возможность взглянуть на самих себя под новым углом. Это не то чтобы революционная идея, но то, как она исполнена - несомненно заслуживает самой высокой оценки.
Читал в одной из рецензий, что роман «Не отпускай меня» сформировал тренд на полемику о границах человеческого. А масштабный «Погребенный великан» - всколыхнул в общественном сознании все проблемы, связанные с памятью, на несколько лет сделав эту тему центральной как в литературе, так и в медиа.
А что может всколыхнуть робот Клара? Какой тренд задать?
Клара, функционирующая на солнечных батареях, верит, что помочь Джози сможет именно Солнце - если помолиться и пообещать что-то взамен. И это кажется таким странным, таким неправильным, иррациональным. Ведь робот должен быть воплощением разума, научного подхода.
Но нет. Клара верит. Делает это по-детски наивно, но за её спокойными и размеренными рассуждениями видна огромная невысказанная боль, ведущая к самообману, и готовность к полному самоотречению и даже самопожертвованию. А за самой историей, виден вечный вопрос, может ли любовь победить смерть.
По сути, в романе нет ничего нового и ко всем этим темам и вопросам Исигуро обращается и возвращается во всех своих работах. Но при этом, он умудряется подсвечивать их с разных сторон и очерчивать совершенно разными сюжетными рамками.
В этот раз акцент делается еще и на дегуманизации людей и на зарождении человечности там, где мы этого не ждём. Роза, еще один андроид, смотрит через витрину на драку на улице и не верит, что люди могут вести себя таким образом. Она уверена, что они просто играют. И эта тема, наивной доброты и даже человечности, резко контрастирует с тем, во что превращается сам человек и во что он превращает общество. Поневоле задумываешься, мечтают ли андроиды об электроовцах или всё же о большом и всеобщем благе.
"Клару и Солнце" можно читать как красивую историю о детстве и преданности, любви и дружбе и в то же время, при желании, за простыми рассуждениями и лёгкой, на первый взгляд историей, скрывается мощный антиутопический посыл.
Именно этим уникален Исигуро. А "Клара и солнце" - отличная книга, которую действительно стоило ждать шесть лет.
Не знаете, что почитать?