Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Униженные и оскорбленные | +2 |
Процесс. Рассказы | +1 |
Армен | 0 |
это история о смелой девушке, которая осмелилась пойти против воли маменьки и папеньки и жить с тем человеком, которого любит. но особое внимание стоит уделить тому, как и почему она любит человека, с которым у нее, кажется, мало общего. действительно, они разные люди. по характеру и поступкам она скорее годится ему в матери, чем в спутницы жизни.
она может напомнить нам ленского. мы можем сказать, мол, она не видит недостатков в своем избраннике, она - романтическая натура, не видящая...
она может напомнить нам ленского. мы можем сказать, мол, она не видит недостатков в своем избраннике, она - романтическая натура, не видящая сущность своей любви из-за розовых очков, которые она никак не может снять с себя. но это нет так. она отнюдь не ленский. она видит его несерьезность, слабохарактерность, подверженность чужому влиянию (тем более отца). она чувствует, что скоро потеряет его, оттого силы ее иссякают и она готова упасть. поглотит ли ее пропасть безудержного отчаяния?..
история их любви поражает читателя. можно до конца возмущаться: что такая девушка нашла в таком молодом человеке? мы можем презирать героиню и фыркать при имени героя. но не хочется этого делать. невольно начинаешь жалеть бедную девушку, чьи чувства в роковую минуту одержали вверх над разумом. и эта роковая минута решила всё. время невозвратно. сделанного не воротишь. да и изменила бы она свой выбор, если бы ей было подвластно само время?..
не видит она ничего,кроме своего ненаглядного. он один свет. он один по особому улыбается и пр., пр. слушает людей вполуха, отвечает невпопад. он занял все ее мысли, он наполнил собою все ее сердце. она в полной мере не понимает того, сколько боли доставляет окружающим. встречи с человеком, который ее любит, но которого она любит как брата, способ убежать от своих мыслей и немного расслабиться. тут можно смело говорить об эгоизме. и правда, не видит она, как сердце его кровью обливается при виде нее. она получает от него некую поддержку, он же мучается, но все равно идет к ней, потому что без нее только хуже.
сюжетная линия, посвященная униженному и оскорбленному ребенку Нелли, в полной мере отображает будущее героини. Нелли - вероятный ребенок героини, который будет так же страдать всю жизнь,как и ее мать. судьба матери нелли - вероятная судьба героини, что пошла наперекор тем, кто ее любит и действительно желает только лучшего. отец Нелли - возможное "преображение" возлюбленного героини. страшное будущее. и все это поняли только к концу. когда уже, кажется, поздно что-либо пытаться исправить.
как прекрасен и реалистичен образ отца героини!.. о! да. такие отцы существуют и поныне. гордые, принципиальные, твердолобые. они не извинятся перед тобой даже тогда, когда они виноваты. будут бросать на тебя взгляд исподлобья и молча уходить. не подойдут. не извинятся. а тут она ушла от родителей, значит, она виновата, ей идти и на колени падать, молить прощения. все равно не простит. больно обидчив отец. и обида эта, посрамленная честь не позволяют ему предвидеть страшное будущее без своего ребенка.
что же? Достоевский говорит о том, что нельзя идти наперекор родителям, если того желает твоя воля? не думаю. скорее, он призывает читателя задуматься и немного заглянуть в будущее. спросить себя: что будет со мной и другими, если я сделаю так? нужно поддерживать чувства и разум в гармонии. дисбаланс только все портит.
этот роман нужно читать в первую очередь тем, кто уже ничего не ждет от жизни и тем более от литературы. эта книга разорвет ваше сердце.
прочитав аннотацию, я осталась довольна: много слов, несущих за собой шлейф загадочности. тем более, что роман обещает быть немного философским. я с уверенностью заказала эту книгу и стала ждать ее прибытия.
роман нисколько не разочаровал. главный герой напоминает раскольникова: рефлексирующий и неуверенный ипохондрик, очень добрый и сострадательный. человек, готовый прийти на помощь любому, и не важно, знает он нуждающегося или нет. потому невольно возникают мысли: а не убийца ли наш армен,...
роман нисколько не разочаровал. главный герой напоминает раскольникова: рефлексирующий и неуверенный ипохондрик, очень добрый и сострадательный. человек, готовый прийти на помощь любому, и не важно, знает он нуждающегося или нет. потому невольно возникают мысли: а не убийца ли наш Армен, как и родион? тем более, что в начале романа упоминается убийство двенадцатилетнего мальчика, сына старосты. все жители китака считают,что убил мальчика чужак.
армен едет в китак из армении. можно предположить, что действия романа разворачиваются в конце восьмидесятых годов, так как армен говорит, что на его родине дом оказался разрушенным землетрясением. а землетрясение в армении, как известно, произошло 7 декабря 1988 года. тем более, что в своем предисловии севак арамазд (к слову, арамазд - бог грома в армянском пантеоне. настоящая фамилия автора -ованесян) недвусмысленно намекает, что весь этот роман - итог его ностальгии и "уборки" в памяти.
атмосфера произведения завораживающая. создается впечатление, что всё это - мираж, какой-то сон героя. чего стоят сцены, когда герой входит в лес. возникает чувство, что герой растворяется в лесу. и не может оттуда выбраться.
армен - это мы. мы тоже ищем не только дом, который хотим построить для своих родителей, но и свое место в это огромном мире. мир такой большой. неужели для нас в нем нет места? так мучается и армен, потому герой хоть на каплю похож на каждого из нас. любовь, счастье, дом, уют, спокойствие - ничего у героя нет. а вот страданий вдоволь. на всех хватит.
это было первое армянское произведение, которое я прочитала. однозначно, что не последнее. тем более у севака арамазда.
"страх - основа моего могущества", — говорил о себе кафка. последнее слово я прочла как "существования". кажется, смысл фразы не меняется, а становится только понятнее.
роман с самого начала поражает своим абсурдизмом. так, главного героя - йозефа к. - навещают двое стражей порядка и сообщают ему, что тот вовлечен в процесс, но ничего большего они сказать не могут. йозеф поражается:
Ищете смысл, а творите такую бессмыслицу, что и не придумаешь.
эта фраза,...
роман с самого начала поражает своим абсурдизмом. так, главного героя - йозефа к. - навещают двое стражей порядка и сообщают ему, что тот вовлечен в процесс, но ничего большего они сказать не могут. йозеф поражается:
Ищете смысл, а творите такую бессмыслицу, что и не придумаешь.
эта фраза, прозвучавшая в самом начале романа, очень важна для понимания произведения в целом. йозеф к., по сути, "маленький человек". да-да, тот самый маленький человек, о котором у нас начал писать пушкин еще в "станционном смотрителе". характерно, что кафка очень любил гоголя и достоевского. возможно, именно башмачкиным и мармеладовым кафка и вдохновлялся, когда писал "процесс".
и всё же это не тот забитый мармеладов и не мечтающий о шинели башмачкин. перед нами иной маленький человек. к. - богат, работает в банке, сделал довольно успешную карьеру. и вдруг в его тридцатилетие грянули эти двое стражей порядка...
абсурдным выглядит недоарест йозефа. ему говорят, он вовлечен в процесс, к нему приходят в комнату, но при этом не помещают в тюремную камеру. его обвиняют, но не говорят, в чем. о его "деле" знает, кажется, весь город, и говорит, что "процесс" очень серьезный, однако сам йозеф не сильно обеспокоен. до поры до времени.
йозеф к. очень напоминает фамилию нашего дорогого автора. кафка. между героем и францом кафкой много общего, вплоть до служебного положения, потому что кафка, между прочим, имел степень доктора права и поступал на службу чиновником в страховом ведомстве.
всё в этом романе говорит о сильном тоталитарном государстве, о том, что оно ставит себя выше интересов личности (собственно, поэтому "процесс" долгое время не публиковался в советском союзе.) один адвокат часто кичился тем, чего не имеет. вообще в этом романе "власть имущие" не могут похвастаться никаким достоинствами, поэтому заказывают у художников свои портреты, где они изображены такими, какими себя видят, но не каковыми они являются она самом деле. и сами эти картины построены очень интересно: на них не только фемида, но и ника. причем в одном лице. эта картина, увиденная йозефом, так и кричит ему: "твой процесс будет проигран, ты не сможешь победить, потому что ника на стороне власти".
еще одним ярким признаком тоталитарного государства является то, что
решения суда не публикуются, даже судьям доступ к ним закрыт
да и судебный процесс не происходит так, как его представляем себе мы. мы не видим строгого судью, свидетелей, понятых, экспертов, адвоката и уж тем более зрителей. публичного суда, как и суда обычного, тут нет. всё решено заранее, над обвиняемыми (не решаюсь назвать их подсудимыми) банально потешаются.
они настолько уверены в непоколебимости своей власти, что не могут и представить себе, чтобы кто-то смел оказывать сопротивление. да и зачем? смогут ли они противостоять столь сильной системе?
смех сквозь слезы вызывают у читателя слова коммерсанта блока о том, что его процесс (у каждого героя есть процесс. все вовлечены в процесс, все в чем-то виновны) длится более пяти лет. поразительно, но у этого человека целых шесть адвокатов, но в его действиях все же видна некая обреченность, легкое осознание того, что всё это бесполезно. зачем он продолжает ползать на коленях перед адвокатами, так унижать собственное "я", втаптывать его в грязь. ради чего? или кого? вся эта возня с бумагами, попытка понять юридические термины, разобраться во всем самостоятельно, походы к адвокатам, самоунижение... все это превратилось для коммерсанта в привычку.
нитью через весь роман тянется такая яркая деталь, как окно. оно всегда закрыто. закрыто у художника, закрыто в лачуге, где поместились "следователи". его не открыть. и никто не замечает, что дышать нечем. только йозеф задыхается. задыхается в этом обществе, где личности-то и нет. откроется ли когда-нибудь окно? и откроет ли его йозеф? он сможет вдохнуть чистого воздуха? или нет?
Не знаете, что почитать?