Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Рассказ Служанки | +26 |
И повсюду тлеют пожары | +22 |
Безмолвный пациент | +16 |
Медвежий угол | +8 |
Чернобыльская молитва. Хроника будущего | +7 |
Это один из лучших детективов, которые я прочла. Хотя глубина романа Натта-о-Дага такова, что рамками детектива его ограничить невозможно. Роман, действительно, очень историчен (и еще невероятно психологичен и философичен). Но историчен он не сухим перечислением поличитеских событий, которые разворачивались на мировой арене. Он очень историчен описанием жизни обычных людей. Он полон мельчайших деталей: красивых и ужасающих. Последнее (судя по некоторым отзывам) сильно ранит людей с тонкой...
Всем остальным искренне советую к прочтению. Натт-о-Даг описал мир в 1793 с помощью истории одного убийства исторически беспристрастно и честно. Каждая мерзкая подробность, как называют это некоторые рецензенты, оправдана. И кроме того, что его герои какают, как и все люди, они видят красоту мира. Даже в нужде и нищете они чувствуют гармонию природы и стать города. Они живые!
Натт-о-Даг показывает человека таким, как он есть - рассуждающим, ослепшим от власти, претерпевающим боль и лишения, любящим, ненавидящим, униженным, цепляющимся за жизнь, протягивающим руку помощи, милосердным и безжалостным. Среди его героев в каждом есть душераздирающее противоречие. И каждый из них прекрасен.
После нескольких скандинаских мэтров детективного жанра, которые напрочь разочаровали, не ожидала такой - по-настоящему достойной - книги. Восхищена!
P.S. Повторяю, если Вы не привыкли и не приемлете в книге честных физиологических подробностей, не терзайтесь, эта книга не для Вас. Но это не делает ее менее глубокой и прекрасной.
С замиранием сердца смотрела все сезоны сериала "Убийство", и реплика в титрах "автор сценария Сорен Свайструп" глубоко въелась в подкорку, так, что я стала ассоциировать с этим именем качественный контент. Купила "Каштанового человечка" без размышлений и ожидала такого же лихого триллера, какой он смог показать будучи автором сценария.
И лодка моих ожиданий разбилась о жестокую банальность реальности. Во-первых, конечно, перевод. Уважаемые издатели, не экономьте...
И лодка моих ожиданий разбилась о жестокую банальность реальности. Во-первых, конечно, перевод. Уважаемые издатели, не экономьте на времени, которое вы предоставляете своим переводчикам, редакторам и корректорам. Вам воздастся сторицей. А пока только недоумение и чувство лёгкого отвращения от надругательства над русским языком. А в книге иногда сюжет не так важен, если язык хорош.
Во-вторых, слишком прямолинейный текст. Герои без прорисовки полутонов характера, наспех выкрашены каждый в свой единственный цвет. Повороты сюжета и интриги обставлены намеками такой величины, что становится не интересно, как будто Свайструп боится за понимание и разумность читателя и хочет рассказать так, чтобы уж наверняка!
Единственное, в чем я убедилась, Свайструп - действительно, отличный сценарист. Если по этой книге снимут сериал и пригласят достойных актёров, это будет бомба! Но в виде романа, увы, скучно и топорно, слишком прямолинейно и в лоб.
Восхищение росло во мне постепенно и достигло накала ровно в тот момент, когда книга закончилась.
Сюжет втянул меня внутрь почти с первых строк и не отпускал уже до финала. Сюжет животрепещущий, остросоциальный. Про родителей и детей, и детей, которые стали или могли бы стать родителями. Про справедливость, у которой много сторон и граней. Про мир, для которого мало двух красок - чёрной и белой - даже если все взрослые люди придумали для себя и живут по черно-белым правилам.
Я читала и...
Сюжет втянул меня внутрь почти с первых строк и не отпускал уже до финала. Сюжет животрепещущий, остросоциальный. Про родителей и детей, и детей, которые стали или могли бы стать родителями. Про справедливость, у которой много сторон и граней. Про мир, для которого мало двух красок - чёрной и белой - даже если все взрослые люди придумали для себя и живут по черно-белым правилам.
Я читала и размышляла, что давно не встречала автора, который бы был настолько вопрошающим, а не глаголящим истину посредством одного из героев. Инг полно и психологически достоверно описала состояние каждой из противоборствующих сторон, так, что читатель, рассчитывая на очередную плевую однозначночность и скучную двуцветность, с разбегу влетает в ситуацию, где вообще-то нет правильного выбора. Есть только ответсвенность за содеянное.
Причем главный конфликт оттеняет еще тройка-другая второстепенных, и в них тоже нет верных решений.
Вот он, талант настоящего писателя - раскрыть банальность так, чтобы она перестала быть банальностью, чтобы она цепляла, выла, трепетала, кровоточила, давала возможность очнуться от стереотипов мышления и начать размышлять.
Нельзя сказать, что это совсем другой Бакман. Нельзя взять и стать другим человеком. Но Бакман в "Медвежьем углу" - это не тёплый сказочный смех "Бабушки" и не угрюмый пронзительный смех "Уве". Здесь за всю книгу я улыбнулась, может быть, раза три.
Но этот Бакман по-прежнему знает, как заставить читателя сдерживать слезы или не сдерживать, а просто рыдать.
В "Медвежьем углу" по-прежнему огромное количество героев. Но с лёгкой руки автора все они быстро...
Но этот Бакман по-прежнему знает, как заставить читателя сдерживать слезы или не сдерживать, а просто рыдать.
В "Медвежьем углу" по-прежнему огромное количество героев. Но с лёгкой руки автора все они быстро запоминаются и становятся родными или чужими. С каждым из них хочется вступить в диалог, как со старыми знакомыми. Откуда этот его талант - делать героев узнаваемыми для абсолютно разношерстной аудитории? Ведь он пишет на шведском о шведах. Но и читая по-русски об этих людях, кажется, что они живут на соседней улице. В них столько человеческого, которое больше нации или языка!
В "Медвежьем углу" рассказывается о городке, который живет хоккеем. И я думала, что о тонкостях хоккейных соревнований мне будет читать не очень интересно, ведь я не люблю хоккей. Но оказалось, что в романе о хоккее можно рассказать об обычных человеческих чувствах, страхах, о добре и зле, которые больше и самого хоккея, и всех людей, в него играющих.
В "Медвежьем углу" Бакман поднимает острые социальные вопросы. На первый взгляд, они банальны. Но только на первый. Потому что каждый из этих вопросов острием раскраивает сознание. И больно, и страшно, и невыносимо.
Но.
Бакман оставляет человеку шанс. Он неисправимый романтик и гуманист. Он верит, что добро победит зло, что справедливость восторжествует. И от этого становится спокойнее. Потому что сам не замечая как, начинаешь верить вместе с ним.
Полнейшее разочарование. Язык беден, угловат, повествование очень напоминает сочинение девятиклассника, который отрабатывает употребление деепричастных оборотов. Герои плоские и бледные, им не хочется ни сочувствовать, ни противостоять. Сюжет вялый, интрига прозрачная и скучная. Доверилась мнению Стивена Фрая на обложке: "Просто гениально". Теперь понимаю, что это была ирония. Зацепиться в книге вообще не за что.
Великолепная антиутопия! - мой ответ всем, кому не хватило изысканности языка, чистоты пунктуации и редактуры, логичности сюжета.
Прочитав отзывы здесь, на Лабиринте, я почти отказалась от решения купить книгу. Ну в самом деле, подумала я, плохая редактура, неуклюжий язык, отсутствие логики - зачем такое читать?!
А потом все же решилась, купила и прочитала (уж больно сериал зацепил: а если такой сильный сюжет у сериала, то не могли же они его высосать из плохой книги, снова подумала я). И чем...
Прочитав отзывы здесь, на Лабиринте, я почти отказалась от решения купить книгу. Ну в самом деле, подумала я, плохая редактура, неуклюжий язык, отсутствие логики - зачем такое читать?!
А потом все же решилась, купила и прочитала (уж больно сериал зацепил: а если такой сильный сюжет у сериала, то не могли же они его высосать из плохой книги, снова подумала я). И чем больше читала, тем больше убеждалась в том, что пишущие рецензии либо читали другую книгу, либо совершенно не понимают ни в антиутопиях, ни в авторской пунктуации, ни в художественных особенностях рассказа от первого лица, ни в других средствах изобразительности.
Что увидела я: блестящий язык, передающий особенности характера и эмоций главной героини, попавшей в страшный мир. Мир, описанный ей, объёмный, звучащий, острый, наносящий невыносимую боль от несправедливости, легшей в его основу. Рассказ читается на одном дыхании. Потому что дыхание от описанного ужаса перехватывает.
Именно такая глубокая книга и могла стать основой такого глубокого сериала. Для меня паззл сложился.
Если Вы сомневаетесь, не сомневайтесь, обязательно прочтите. Книга одна из достойных.
P.S. Диалоги преподносятся совершенно логично: в классической пунктуации - диалоги, происходящие в "реальном времени"; в авторской пунктуации - диалоги, которые героиня вспоминает, диалоги из флешбэков. Не понимаю, как эту логику можно не разглядеть.
У Светланы Алексиевич узнаваемый способ создавать свои книги-полотна. Он кропотливый, точный и во многом безжалостный, потому что без искажений передает голос каждого рассказчика. Так Алексиевич, пропуская расшаркивания, бросает читателя посреди реальности, того места и того времени, где находились ее рассказчики, и заставляет видеть их глазами, переживать вместе с их душами.
"Чернобыльская молитва" написана именно так.
Я бы сравнила ее работу с детальным, изящным, сумасшедшим по...
"Чернобыльская молитва" написана именно так.
Я бы сравнила ее работу с детальным, изящным, сумасшедшим по глубине открывшегося целого - витражом. Каждый голос - это стеклянная деталь, которая сама по себе не может получить достаточных силы и значимости. Таких силы и значимости, которые получает каждый голос, когда начинает звучать рядом с другими голосами, собранными Алексиевич в потрясающее полотно жизни. Будто луч, проходящий сквозь стеклянный осколок, автор высвечивает каждого рассказчика, а ты оказываешься свидетелем того, как рождается невероятный по масштабу и многогранности оттенков человеческого витраж.
Лейтмотив "Чернобыльской молитвы" - осознание того, что человек оказался не готов к произошедшей катастрофе, дочернобыльская картина мира, где человеку было подвластно все, взорвалась вместе с реактором. Нового врага не видно - то же высокое прекрасное солнце, то же синее весеннее небо, шум деревьев и трав... Ничего, кажется, не произошло. Но тысячи людей заставили выполнять страшную работу, скрыв ее страшные последствия, тысячи людей заставили навсегда переселиться, бросить всю их жизнь целиком, в одночасье, без предупреждения и прощаний, тысячи людей умерли в мучениях. И оценить произошедшее не дано ни нашему поколению, ни тому, что придет за нами. Потому что жизнь не человека, а человечества в сравнении с "жизнью мирного атома" - это миг. И именно это не умещается в сознании.
"Чернобыльская молитва" - это то, что нужно читать. Обязательно нужно.
Я была очень рада, когда в 2015 Светлана Алексиевич получила Нобелевскую премию. Работу, которую она проделывает, чтобы создать каждое из своих полотен, трудно переоценить. Нобелевская премия - возможно, подходящий масштаб, а может быть, нужно что-то более значимое.
Не знаете, что почитать?