Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Отравленные земли | +15 |
Серебряная клятва | +4 |
Рыцарь умер дважды | +4 |
Серебряная клятва | +1 |
Это я тебя убила | 0 |
Для меня эта книга подобна существу-метаморфу, постоянно меняющему облик. Очень символично, не так ли?
Сперва становится ясно: не стоит ожидать простого, редко отступающего от мифологической основы ретеллинга. Не считая таких ключевых элементов, как существование богов, диктующих людям некие правила, имена главных героев и необходимость спуститься в Подземное царство, история самобытна.
В остальном – вместо каноничных образов Орфея и Эвридики появляются боевая принцесса-волшебница Орфо,...
Сперва становится ясно: не стоит ожидать простого, редко отступающего от мифологической основы ретеллинга. Не считая таких ключевых элементов, как существование богов, диктующих людям некие правила, имена главных героев и необходимость спуститься в Подземное царство, история самобытна.
В остальном – вместо каноничных образов Орфея и Эвридики появляются боевая принцесса-волшебница Орфо, обречённая страдать от своего дара, и бывший раб Эвер, чьи способности должны помочь облегчить её участь. Местные боги напоминают сразу и древнегреческих, и древнеегипетских. А загробный мир вовсе не так похож на владения Аида, как можно было бы заподозрить, и куда более непредсказуем. Что, на мой взгляд, идёт истории на пользу. Возможность посмотреть на классические сюжеты под другим углом, узнать, как преобразился тот или иной миф в глазах автора, и открыть для себя что-то новое – опыт, за который я люблю подобные творческие эксперименты.
Потом легко решить, что «Это я тебя убила» – личная и почти камерная трагическая история о том, как Эвер пострадал от руки своей подопечной, и о попытках Орфо справиться со случившимся. Наверное, в какой-то мере история королевской семьи Каператис со всеми её тёмными и светлыми сторонами.
Стоит читателю в это поверить, как разрастается тема напрасной и жестокой войны, а также её последствий, с которыми приходится справляться всем – и победителям, и проигравшим. Тема личной вины главной героини накладывается на тему коллективной вины народа-захватчика. Орфо переживает с особой остротой и своё прегрешение, и то, наследницей которого её и всю страну сделала покойная королева. Она старается исправить свои и чужие роковые ошибки, предъявляя к себе жесткие требования, её ждут на этом пути свои взлёты и падения. Вероятно, в этом и суть?
Вот и нет. Шепчутся по углам замка тени прошлого. Становится очевидно, что на самом деле ещё чуть ли не в начале книги была запущена череда странных и жутких событий, причину для которых предстоит найти – и поскорее, пока есть, кого спасать. В чём же причина происходящего? Существуют ли призраки, или это лишь галлюцинации, можно наблюдать здесь игру воспалённого воображения или же дар предвидения? Ответ будет ускользать как от персонажей, так и от читателя до последних глав.
Едва начинает казаться, что вот теперь-то всё начинает проясняться, как метаморф снова взмахивает крылом, хвостом или жалом, являя нечто иное.
Повествование сначала ощущалось медленным и при этом – немного прерывистым, бросающим читателя то в прошлое, то в настоящее. Первая половина истории казалась мне размеренной, но постепенно темп нарастал, чтобы к кульминации и развязке уже буквально лететь. Как и во многих книгах Екатерины Звонцовой, множество причудливых сюжетных линий, которые сначала казались не связанными друг с другом, в финале собрались воедино. В последних главах «Это я тебя убила» сборка происходила стремительно, хаотично, но от этого не менее интересно. И, хотя часть сюжетных поворотов можно попробовать угадать заранее, развязка, на мой взгляд, способна удивить.
Привлекает внимание и мир, созданный автором – мир альтернативной Древней Греции с яркими описаниями местных традиций, быта, культуры, особенностей государственного строя Гирии и стран-соседей.
А ещё здесь очень человечные персонажи и при этом взрослые. Шестнадцатилетние принцессы и воины общаются, мыслят, ведут себя достаточно зрело. Положение обязывает. Конечно, бывали в компании порой и вспышки эмоций, и обиды, и импульсивные поступки, что естественно. И всё же юными Орфо и её окружение как-то сложно назвать. Герои постарше не менее симпатичны, хоть их и пришлось наблюдать реже. И тоже сражаются со своими демонами. Не всегда выигрывают, но однозначно делают из этого выводы и готовы что-то менять. Многих персонажей, появившихся на страницах этой книги, точно есть за что уважать.
Отдельно отмечу: отношения Эвера и Орфо не дадут заскучать. Особенно тем, кто хочет увидеть, как напряженные и болезненные настроения в духе «то, что мы до сих пор не убили друг друга, похоже на доброе волшебство», постепенно сменяются химией, нежностью и готовностью партнера слушать, слышать и беречь, даже когда это ужасно трудно, и оба в чём-то непоправимом виноваты.
«Это я тебя убила» определённо войдёт в небольшой список самых необычных ретеллингов, которые я прочла. Если вас не пугает тема насилия, в том числе сексуального, психологических/психических травм и рейтинг 18+, если вы ждёте чего-то нестандартного и готовы как размышлять о вечных проблемах человечества, так и наблюдать за непростой любовной линией, находить пасхалки и отсылки ко многим книгам и медиа и слушать шуточки и подколы черного крылатого кота-фамильяра, рекомендую попробовать и вам познакомиться с миром Тысячи правил.
На мой взгляд, хороший ретеллинг – это не только узнаваемое отображение событий какой-либо истории в изменившихся условиях. Это ещё и умение автора создать свою историю-над-историей, которая будет живой и интересной независимо от того, знаком ли читатель с первоисточником. Это работа с образами персонажей, направленная на то, чтобы сделать их не настолько близкими к своим реальным прототипам, чтобы стало скучно, но и не настолько далёкими, чтобы любое сходство стало иллюзорным.
Исторический...
Исторический ретеллинг требует также внимания к конкретному временному периоду, условиям жизни людей, ключевым фигурам (правителям, полководцам, советникам) и выдающимся личностям. Поэтому качественный исторический ретеллинг, ещё и с элементами фэнтези – настоящий творческий вызов.
Так вот, «Серебряная клятва» стала ретеллингом, который достойно отвечает на этот вызов. Благодаря замечательному языку повествования, проработке условно фэнтезийного мира и героев, вдумчивому подходу к изучению исторических источников и тому самому умению создать сюжет, способный привлечь внимание читателя. И независимо от того, хорошо ли вы знакомы с историей России, много ли знаете о Смутном времени, этой книге есть чем вас удивить и заинтересовать.
Тем не менее, я должна предупредить: книга очень насыщенная, местами тяжёлая, может читаться долго, и свой рейтинг она получила вполне заслуженно. Не рассчитывайте на то, что здесь все проблемы решаются магией, а победы в военных походах даются легко.
Во время чтения мной то и дело овладевали ощущение напряжённости, тревожность и постоянное ожидание «двойного дна». Фразы, смысл которых раскроется ближе к финалу, искажённые и будто бы нарочно спрятанные в снах, видениях и детских воспоминаниях события прошлых лет, множество символов – и сложно сразу понять, предупреждает автор читателя о том, что случится дальше, или запутывает ещё сильнее…
Несмотря на то, что «Серебряная клятва» не только о войне, страшной судьбе царской семьи, безумии, боли и предательстве, но и о настоящей дружбе, внутренней силе и любви, мне потребовалось много времени, чтобы дочитать и осмыслить её.
Что же делает трудный путь, пройденный читателем вместе с героями, легче?
Как ни странно, некоторая сказочность всего окружающего и яркие краски. Прекрасные города с многолетней историей. Волшебство – например, Злато-Птица, живая вода или крылатые люди. Персонажи, прописанные как герои с большой буквы и умеющие поступать правильно. Персонажи, в тот или иной момент совершившие нечто страшное – просто кто-то смог повернуть назад и искупить свою вину, а у кого-то такого шанса не было. Искренние чувства, похожие на вспышки пламени – стремительно разгорающаяся страсть, тёплый живительный огонь дружбы и поддержки.
Грязь и кровь чуть отступают, если поверх ложатся мазки снежно-белого, огненно-рыжего, золотого и изумрудно-зелёного. Но, разумеется, красота созданного автором мира не всегда отвлекает от войн и заговоров. А стены храмов, расписные маски, драгоценности и красивые одежды часто скрывают жуткие помыслы и дела, но ненадолго – всё тайное рано или поздно становится явным. Персонажам остаётся лишь правильно распорядиться знаниями о раскрытых тайнах.
Вернусь к сказочности – финал показался мне тоже именно таким, сказочным. К сожалению, большего сказать не могу, выйдет слишком явный спойлер.
Если у вас нет предубеждений против приёма «Бог из машины», если вы не боитесь жестоких сцен, любите ярких и живых героев, а также качественные ретеллинги исторических событий, которые при этом вроде бы фэнтези, а вроде бы и нет – смело могу рекомендовать «Серебряную клятву» к прочтению.
Герард ван Свитен, главный герой и герой-рассказчик – врач и учёный, обладающий при дворе заслуженным авторитетом. Герард ван Свитен не подвержен суевериям и готов найти рациональные объяснения для любых мистических событий – тем более по личному приказу императрицы. Однако то, с чем ему придётся столкнуться, куда опаснее и серьёзнее заблуждений простого народа или страшных сказок…
Вместе с главным героем читатель будет искать подтверждения тому, что всё услышанное – лишь преувеличения и...
Вместе с главным героем читатель будет искать подтверждения тому, что всё услышанное – лишь преувеличения и домыслы, сомневаться и бороться со страхом, узнавать больше о Моравии и её истории, о людях, которые играют определённые роли во всём происходящем (но какие именно – станет ясно в конце). Через дневниковые записи, несмотря ни на что, выдающие тревожность и неоднозначность описываемых событий, можно пройти весь путь к пониманию реальности тьмы.
Конфликты, перерастающие в бунты, сложные условия жизни, улучшающиеся слишком медленно, и амбиции способных людей, ломающиеся в бездействие – или в злобу и зависть. Что из этого – политика, а что – влияние неведомых злых сил? Ещё предстоит разобраться. Вот только цена за подобное вмешательство будет очень высокой.
«Отравленные земли» – намного больше, чем история о вампирах. Здесь вы не встретите штампов или простого обыгрывания известных клише. На мой взгляд, именно такой сложной и интересной подачи в теме пугающих историй о тёмном и сверхъестественном давно не хватало.
Одна из любимых историй среди тех, что построены на основе исторических событий, но не повторяют их, держат интерес отнюдь не только за их счёт и привносят что-то своё. "Сказочная" и яркая по части сеттинга, совсем не сказочная и не детская по смыслу книга. Читала ещё до выхода, очень жду бумажную версию, чтобы перечитать и поставить на полку :) Надеюсь написать полноценную рецензию, когда перечитаю.
Кроме того, обложка очень классная и привлекающая внимание, отдельная благодарность...
Кроме того, обложка очень классная и привлекающая внимание, отдельная благодарность тому, кто её делал.
В историях о других мирах и волшебстве читатель видит в основном тех героев, которые оказываются в эпицентре событий: открывают портал в собственном шкафу, воспитывают домашнего дракона, охотятся на демонов. Я не хочу сказать, что это плохо – наблюдать за приключениями, погружаться в атмосферу сказки. Но когда привыкаешь к подобным сюжетам, а затем сталкиваешься с книгой, которая показывает, в первую очередь, не взгляд «изнутри», от добровольного участника захватывающей миссии, а «снаружи», это...
«Рыцарь умер дважды» начинается довольно непривычно. Вместо того, чтобы внимать героине, повествующей о своих победах и поражениях, приходится начинать с конца – с эпитафии на её смерть. Смелая девушка, любимая многими и обожествляемая при жизни, пережившая много опасных приключений по своей воле, должна была оказаться на первом плане – это кажется правильным, не так ли? Вот только она уже не может рассказать свою историю. Зато могут другие люди – её сестра, её соратники, её… враги? По сути, сюжетные линии переплетаются и путаются, чтобы в итоге неожиданно образовать чёткий узор, из-за одного вопроса: что именно случилось с погибшей героиней, с Джейн Бернфилд? Ответ на этот вопрос связан и с причиной её смерти, и с причинами её довольно противоречивых поступков.
Ещё немного о непривычном. Знакомство с иным миром представляется не просто пугающим – оно способно разрушить жизнь человека. И красота нового мира не утешит вас, если взамен пришлось лишиться чего-то – кого-то – гораздо более важного. Особенно при условии, что от вас ожидают помощи и принятия роли, которую вы не собирались играть, как от Эммы, сестры Джейн. Кроме того, для неподготовленных людей встреча с магией оказывается серьёзным испытанием: загадочные и страшные смерти, мучительные видения, события, которым невозможно найти объяснение без помощи религии или психиатрии… Неудивительно, что не все выдерживают. И реалистично.
О привычном – о том, чему можно радоваться во многих историях автора. Приятно видеть разнообразие персонажей, у каждого из которых есть своя теневая сторона: девушка-символ удачи, народная героиня, использующая людей в своих целях и скрывающая слишком многое; «хорошая девочка», которая открывает в себе стойкость и способность сопротивляться; священник, готовый в нужный момент сбросить сутану и выхватить револьвер; наследник престола, харизматичный и отважный настолько же, насколько самолюбивый, неосмотрительный и жестокий в минуты гнева. Я могла бы перечислять долго, но, по-моему, общая картина уже складывается. Приятно видеть и самобытный Зелёный мир, и более привычный нам мир, который не уступает ему в красочности (никаких вам противопоставлений серой действительности и яркой магической реальности). И, как всегда, благодарю за увлекательные и достоверные исторические факты, упоминания о которых можно найти, если захочется проверить информацию или почитать о заинтересовавшем периоде побольше, и за погружение в фольклор (и немного язык) индейцев яна-яхи.
Последнее, но не по значимости – здесь снова нет однозначно хорошего и плохого, демонстрация негативных сторон взаимодействия с Зелёным миром не превращается в нравоучение «сидите, дети, дома, не шатайтесь по лесам, а то умрёте насмерть», а та же самая магия не обеспечивает никому ни неуязвимость, ни счастье, ни возможность воссоединиться с любимым человеком – хотя почти безграничное могущество, казалось бы. И, на самом деле, хотя не все герои близки мне и не всех я люблю, по-человечески понимаю я всех – а это, по-моему, очень важно для любой хорошей книги. Так что – спасибо за необычную и живую историю.
Не знаете, что почитать?