Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
Следы | +19 |
Как исчез директор школы | +15 |
Бабушка-кошка | +14 |
Едет мамин человечек | +9 |
Лошадь улетела | +7 |
Сказка Елены Григорьевой "Ферузе и компания" - из тех произведений, при чтении которых тепло становится на душе. Она - для маленьких детей, открывающих мир ,огромный и непонятный. Но Ферузе настолько хочет познать его, что смело, без колебаний идет навстречу приключениям. И мир, пока что ограниченный соседними улицами, принимает её, откликается новыми знаниями и добротой. И откликаются не только необыкновенные персонажи, встреченные ею: мышка Глаша, умеющая читать (и видно, много...
После множества приключений, опасных, а порой очень веселых, Ферузе возвращается в дом, где её любят, ждут, но, выполняя свою главную миссию, она будет продолжать изучать мир за пределами родного порога. Она уже иная: научилась читать и писать, сама стала сочинять стихи и продолжает думать о жизни. А вместе с ней задумаются и читатели. Ведь эта сказка, задушевная, при всей ясности, искренности и определенности чувств, идущих от сердца, окутанная тайной, как и жизнь маленького ребенка, - о сочувствии, милосердии. О любви. Григорьева - поэт, и её поэтическому взгляду открывается прекрасное там, где обычный человек его и не увидит. Именно это всегда увлекает детей, которым чудеса необходимы как часть их естественной среды обитания.
Без стеснения признаюсь, что повесть-сказка - мой любимый жанр. Сколько опросов среди детей сотрудниками Дома детской книги, где я работала всю жизнь, было проведено, и все они (если иметь в виду детей самого читающего возраста - младших школьников...хотя судя по тем же опросам, и многие подростки не хотят расставаться со сказками, и их любимые герои живут именно там) отмечали среди лидеров чтения повести-сказки. Или сказочные повести, что по смыслу - то же, хотя и не совсем. Не буду...
Я совершенно согласна с Николаем Джумакулиевым, который точно подметил, что создать свой собственный, отдельный, уникальный сказочный мир писателям удается не часто. Но во всей огромной сказочной Вселенной можно наблюдать яркие Галактики, или, если хотите, на карту Сказочной страны уже нанесены Пухова опушка и другие места, где живут герои Милна, Муми-дол, Цветочный город, фруктово-огородный мир Родари, особая страна, где обитают домовёнок Кузька и его друзья, Простоквашино...дополнения можно вносить и вносить...
Вот такой же небывалый, невероятный мир давным-давно придумали Светлана и Николай Пономарёвы и рассказали детям о сказочной стране Чумр и её очень необычных жителях, не похожих ни на зверей (хотя в самой сказке они, эти жители, названы зверями), ни на людей - разве что характеры их, поведение, взаимоотношения друг с другом совсем такие же, как у людей...Ну, почти...Вхождение в этот мир начинается с картинок - поэтичных, остроумных, завораживающих иллюстраций Анастасии Мошиной, которая стала блистательным сотворцом этого далеко не благостного, не беспроблемного, но в целом уютного, доброго, наполненного детской радостью и бесконечной любознательностью мира, в котором уживаются такие разные существа, как учёный Галынчик и его верный помощник Фюлька, философ и хранитель Законов Чумра Мудрик, стремительный и непредсказуемый Пуштиш, вредный Буломбас, болтливая глазофила Глафира, стесняющийся своего лукового запаха Флуоранд, маленький Сластик - это имя всё о нем говорит, а еще - обаятельный Чачундр и некто Жуй, который чуть что говорит любому: "Я тебя съем!"... И другие. Самое важное: любое сообщество, чтобы жить мирно и хорошо, не может не учитывать интересы каждого, но должно соблюдать и общие интересы, а для этого - придерживаться некоторых правил. Приходится учиться понимать друг друга, с какими-то свойствами характера каждого мириться, а кого-то и перевоспитывать, словно "перепрограммируя", открывать такие свойства и способности, которых герои и сами у себя не замечали. Через испытания, приключения, множество фантастических событий "продираются" жители Чумра к созданию доброжелательной, способствующей творчеству атмосферы, когда каждому становится в родной стране тепло и комфортно. Но у этих героев жизнь не может остановиться при достижении мира и благоденствия, в некоторых из них заложены и страсть в перемене мест, и страсть к открытиям. Проще говоря, эти "некоторые" собираются в путешествие. И путешествий может быть несколько, потому что авторская фантазия неиссякаема - это я знаю точно! То есть, очень хочется продолжения.
И еще надо сказать о том, что главнее главного - о том, как прекрасно эта книга написана: в ней свежий, яркий язык со множеством смешных и мудрых афоризмов, причудливо переплетенные сюжетные линии, поэтому интерес к повествованию не отпускает. А увлекательные события позволяют детям-читателям многое узнать о разнообразии мира.
Ольга Корф
Ольга Корф
Эту книгу я ждала несколько лет, с тех пор, как она получила 2 премию на КНИГУРУ в 2019 году. Тогда она называлась "Формула раззеркаливания", и это тоже хорошее название, потому что зеркало - как символ, как образ, как один из главных персонажей - это признак страшного мира: представьте себе бесконечные однообразные коридоры с монотонными зеркалами вместо стен. Это и есть мир зазеркалья, Тихий дом, самая мрачная, гибельная часть Дарк-нета, откуда исходит угроза всему...
Эту книгу я ждала несколько лет, с тех пор, как она получила 2 премию на КНИГУРУ в 2019 году. Тогда она называлась "Формула раззеркаливания", и это тоже хорошее название, потому что зеркало - как символ, как образ, как один из главных персонажей - это признак страшного мира: представьте себе бесконечные однообразные коридоры с монотонными зеркалами вместо стен. Это и есть мир зазеркалья, Тихий дом, самая мрачная, гибельная часть Дарк-нета, откуда исходит угроза всему человечеству. Фигуры, которые населяют Тихий дом, не отражаются в зеркалах, они - не люди, автор называет их манекенами, и это очень точно: они лишены индивидуальности, все одинаково бездушные и неживые. Ими легко управлять, потому что понятия свобода и собственная воля им недоступны, выхолощены, это слепая унифицированная масса, подчиненная силам зла.
И в эту "реальность" попадает главный герой - почти обычный подросток Саня, попадает с особой миссией - ни много ни мало спасти человечество. Только он один сможет это сделать, - уверяет его странная старушка, не раз появляющаяся на страницах книги, самый фантастический персонаж в этой фантастической повести. Она выделяется среди других героев, даже появляющийся и участвующий в разрушении Тихого дома Никола Тесла не воспринимается с таким удивлением.
Саня, конечно, особенный, хотя он не любит это слово и не называет так свою одноклассницу Яну, которая разгадала формулу Z, но враждебный мир одолел гениальную девочку, и продолжить её борьбу может только Саня, такой же "чуткий" (это термин), способный отделять ложь от правды.
Сюжет пленяет, разворачиваясь все круче, оставляя поначалу одни загадки, белые пятна, непроясненности, но постепенно эта "компьютерная игра", эта музыкальная пьеса обретает логические границы. Автор - потрясающие точный в постепенном приближении к раскрытию тайны человека и мира, в котором мы живем, мира "евклидова", одномерного, показывает суть: спасают живые чувства и множество возможностей добра, в противовес однообразию и примитивности зла. Живое спасает. Истинное. Первое предощущение любви. Неожиданное обретение друга. Забота о близких, родных людях.
Эта удивительная книга дает много поводов для раздумий, и все метаморфозы, которые происходят с героями, - это варианты развития событий. А как пойдет дело, куда повернет судьба - во многом зависит от тебя самого. И все колебания Сани, его неуверенность, слабости и желание смыться от этих ужасов зазеркалья - такие убедительные...Но он всякий раз находит в себе силы.
И еще об одной особенности этого повествования и актуальности его для подростков: всегда, и сейчас тоже, подростки, которые, как и Саня, бывают "вещью в себе", не могут наладить контакты не только со взрослыми , но и с ровесниками, часто уходят от реального мира в свои фантазии: в рассуждения о параллельных мирах, о многомерности пространства и времени (как свободно, виртуозно оперирует этими категориями Ляхович!), об антимирах, о мирах-отражениях, размышляют о бесконечности неевклидова мира, о тайных нитях судьбы. И эти поиски ответов на свои вопросы в мире фантастическом приводят к новому, более здравому и ответственному отношению к себе и окружающим в мире реальном. И более ясными становятся ответы на главные вопросы: кто ты? зачем ты? с кем ты?
Читаю книгу стихов Елены Григорьевой «ЖАБЛИК» и радуюсь новой встрече с любимым поэтом. Писать лирические стихи для самых маленьких – дар особенный, мало кому он дан. Григорьева – поэт тонких чувств. Открытие мира – это и открытие ранее неведомого в себе. Как будто поэт дает возможность маленькому человеку увидеть обратную сторону Луны, почувствовать что-то, пока непонятное, недоступное! И от этих новых переживаний растет душа. Эти стихи возвышают душу - безо всякого нажима и пафоса приходит...
В книге много стихов – коротких, ёмких, выразительных, с замечательной звукописью, сравнениями, образами. Это настоящие впечатления детства, это открытие поэзии в жизни ребенка, которому «на мир посмотреть ИНТЕРЕСНО»! Стихи очень разные по настроению, наполненные эмоциями. И не однозначные, не назидательные, не дающие прямых «правильных» ответов, а помогающие видеть, чувствовать, думать…Вспоминаю, как поразили в свое время строчки «Во мне сидят два голоса и ссорятся вполголоса…». Один из этих голосов – хвастун, а другой – «наверно, голос совести…». И второй голос постоянно побеждает. Голос совести является тому, кто умеет любить и сострадать, жалеть, отдавать любимым ласку и тепло. И особенное сердечное внимание - тем, кто уже стар, будь то любимая бабушка, рядом с которой приходит душевный покой, или старый ворчливый стул, без которого обитатели дома чувствуют себя неуютно…
А как чарующе прекрасно и ново «озвучена» любовь к маме в стихотворении «Тень» – одном из лучших на эту тему в отечественной детской поэзии. Тень «все за мамой повторила, а улыбку – не смогла!».
Невероятно добрая, теплая, радостная книга, в которой признанный мастер открывает малышам дверь в свой мир!
А изумительные иллюстрации Анны Силивончик раскрашивают этот мир всеми цветами радуги, создавая гармонию восприятия жизни.
Полнозвучная, живая, волшебная книга!
Книга очень понравилась! Но хочется «расширить горизонты»! Она не только для самых маленьких, до 3-х лет, а и для детей от 3-х до бесконечности, уж точно – для более старших дошкольников, да и младших школьников порадует. Далее, перепрыгивая через подростков, вижу взрослых читателей этих стихов, которые, вместе с детьми обретут нового прекрасного друга-поэта. Стихи Елены Ярышевской своеобразны, полны веселых выдумок, в них - смелая игра в ритмы и сравнения, они порою печальны, потому что...
Очень хороши рисунки Юлии Куршевой, в ее героях читатели наверняка узнАют себя и с еще бОльшим доверием проникнут в сказочно-реальный мир, где встретятся с любимыми героями – от невероятного семиголового дракона до привычных спутников детства – любимых игр и игрушек…
И еще важное: стихи эти легко запоминаются, изумительно звучат, а то, что придется к ним вернуться не раз, чтобы обнаружить новые глубины – какие неожиданные, мастерски придуманные концовки у лучших из них! – еще одна причины не убирать эту книжку на далекую полку.
Юлию Симбирскую до сих пор знала как прекрасного поэта. Она в стихах бывает разной: то задумчиво-мечтательной, то веселой и озорной. Очень люблю цикл ее стихов про помойное ведро (а скоро книжка выйдет!), вот где фантазия поэта переливается всеми цветами радуги! И в таком прозаическом и даже печальном деле, как прощание с тем, что уже не нужно, что мы вынуждены выбрасывать, есть взрослое понимание, что по ненужному можно всерьез грустить. И детская память – сродни той памяти, которую мы храним...
«Бабушка-кошка» - сказка прозаическая, с очень интересным сюжетом, яркими героями, прозрачным, чистым, выразительным языком, полная юмора и житейской мудрости. И не только житейской. В некотором смысле это философская сказка об отношении к людям и между людьми, хотя, как это часто бывает в сказках, среди главных героев – кошка и попугай. Но как они человечны (не очеловечены - это в сказках как бы само собой подразумевается, - а именно человечны!), как понятны их мысли и порывы души. Нельзя пройти мимо такого, например, замечания: « С некоторых пор в жизни постоянно случается одно и то же. Например, с неудачниками – неудачи, с везунчиками – везение. Те, кто настроен всегда страдать – страдает, а стоит признать себя разиней – так и будешь постоянно терять ключи и забывать запереть входную дверь».
Событий и приключений в сказке много, но главное, что мне в ней так нравится, - это атмосфера доброжелательности, когда герои приходят на помощь тем, кто в этом нуждается, это доброта и открытость, это знание о том, что такое дружба. Автор придумала абсолютно оригинальную главную героиню: ее Бабушка-кошка, которая всё умеет, – восхитительная хозяйка, труженица, хлопотунья. Она - носительница комплекса заботы, которым обладают все женщины, и это важная их жизненная миссия, благодаря которой женщины, всегда думающие о других, в частности, дольше живут…
При всем своеобразии этой истории, она впитала в себя дух мировых литературных сказок, она продолжает традиции наших любимых писателей, которые создавали свои МИРЫ ДЕТСТВА. Родство со сказками Милна, Барри, Трэверс и другими знаменитыми авторскими сказками чувствуется, но мир героев Симбирской – особенный, узнаваемый. Это мир современный, в чем-то тревожный, в чем-то конфликтный, в котором иногда трудно, но всегда интересно жить.
Читателям с таким проводником, как автор книги, будет не страшно в поисках ответов на сложные вопросы, а присущие Юлии Симбирской мягкость и теплота сделают приключения увлекательными. И очень важно, что будут вызваны яркие эмоции: читатели обязательно, следя за развитием событий, будут сочувствовать героям, переживать за них, то есть сердца их наполнятся любовью и добром.
Мне кажется, эта книга – из тех, которые будут перечитываться, потому что она многослойная, и малыши откроют в ней своё, а когда подрастут, увидят гораздо больше.
Ольга Корф
Что главнее в книжке-картинке - иллюстрации или текст? Обе составляющие важны, но главнее - погружение в мир автора, в его неповторимый мир, чувство, которое вызвано ЕГО взглядом. "Все видели кота" - это не только бестселлер и радость для детей и родителей, это философия жизни! Я не стану писать ни рецензию, ни отзыв. Это будет "воспоминалка". Может, я и нарушаю законы жанра, но это для меня важно, потому и делюсь.
На заре туманной моей детгизовской юности обсуждали на...
На заре туманной моей детгизовской юности обсуждали на редсовете в издательстве "Детская литература", где я работала почти всю жизнь, фотокнижку Святослава Сахарнова "Куланы". Там я промолчала, а потом, в родной редакции дошкольной литературы сказала редактору этой книги Марине Титовой: знаешь, мне не кажется, что эта книга будет понятной детям, в ней ясности не хватает...И тут в комнату вошёл Сахарнов. Марина быстро обратилась к нему: вот, Слава, вас тут Дом детской книги критикует...Слава, как и я, сразу сделался бордовым, но внимательно на меня посмотрел и приготовился слушать. И я залепетала: вот здесь начинается, сразу, с описания стремительного бега кулана, но он ни разу не упомянут в тексте, где он сам-то? Марина быстро показала: да вот же он, нарисован! Но дети не сообразят, что это - кулан! - возразила я... В таком духе разговор некоторое время продолжался, а потом мы со Славой признались, что надо подумать...И думали над его книгами долго, всю его жизнь, а я продолжаю и сейчас.
Я это к тому, что в книжке-картинке - три составляющие. Те, о которых сказала выше.
Книга Брендана Венцеля - замечательное тому подтверждение. Это невероятной красоты и выразительности рисунки, это лаконичный, но объемный текст, и это грандиозная, способная "войти" даже в очень маленького ребенка идея. Все видели кота, каждый по-своему. И кот видел всех по-своему. И реагировал соответственно - одно дело, когда перед тобою рыба, и совсем другое - когда летучая мышь! И когда всех "встреченных "сосчитали - да, вспоминается и козленок Пройсена, и поиски того, кто сказал "мяу", и могучее слово "традиция" вспоминается, - основание, на котором покоится (в смысле, развивается дальше) вся литература...
Но главное тут - конец. А что увидел кот у воды? То есть, ребенок, размышляя и сопоставляя увиденное с прежним знанием, приходит к новому вопросу и необходимости искать свой ответ. Он входит на территорию воображения! Он открывает, пока неосознанно, на уровне чувства и догадки, знание о том, что все мы разные, что каждый - особенный! И то, что кот, познакомившийся с разными персонажами, убежавший от своих врагов, кот свободный, веселый, готовый к новым приключениям, должен увидеть в воде...кота - это и есть простая радость от понимания того, что Я есть Я. Так и начинается открытие мира.
Ольга Корф
Вот как выбрать между предлагаемой нам градации по возрастам правильную, на мой взгляд? А я думаю, что это для 10 - 12 лет, для среднего школьного возраста, если говорить о массовом читателе. А вообще-то можно и в 7 лет, и, естественно, гораздо старше...Артур Гиваргизов пишет про детей то в стихах, то в прозе. Пишет про обычную школьную жизнь и про необыкновенные путешествия. Эта книга – о школе, об учителях и учениках, которые свое собственное необыкновенное путешествие переживают. Переживают...
Вот я смеюсь, а читая Гиваргизова, всегда вспоминаю фразу бабушки главной героини из сказки «Королевство кривых зеркал» о том, что Оле надо посмотреть на себя со стороны…Вот мы и смотрим вместе с писателем со стороны. И понимаем – и дети тоже, - что сами иногда находимся по ту сторону кривых зеркал, что эта выдуманная жизнь, описанная Гиваргизовым, - неправильная, но очень часто именно она – вокруг нас.
Когда я впервые увидела книги издательства «Август», то просто была потрясена, настолько смелые, авангардные, перечеркивающие все шаблоны это были книги! В старом Детгизе наверняка их раскритиковали бы примерно в таком роде: но это же совершенно невозможно так делать макет в детской книжке! ребенок не поймет, что здесь нарисовано – ноги от слона внизу, а сам слон где? ну, нельзя так, это не по правилам!
И точно – не по правилам разжевывания и примитивного толкования текста, а призывая...
И точно – не по правилам разжевывания и примитивного толкования текста, а призывая читателя к сотворчеству, к полету воображения.
Все книги стихов Александра Коняшова, которые также можно купить в Лабиринте: «Куда девалось мыло?», «Мы рисуем дом», «Сверчок. Скажите, где живет река» - и несколько других, уже мною не обнаруженных, - это книги стихов для самых маленьких, для тех, кто только начинает свои полёты воображения, и, как это и должно быть, начинает их не один, а в сопровождении доброго, мудрого, веселого спутника. Имя этого поэта не известно широкой читающей публике, в начале одной из книг он даже назван забытым. Эту большую несправедливость и пробелы в читательских знаниях необходимо устранить. Эти стихи – воздушные, звонкие, легко запоминающиеся, всегда передающие важное сообщение о мире, о жизни, о человеческих отношениях – да-да, именно так для малышей! – показывают поэта настолько высокого класса, что пройти мимо совершенно невозможно. Простая история, заложенная в словосочетании «как нитка с иголкой» превращается в сказочную историю о дружбе, почти притчу о необходимости найти того, кто тебе близок, с кем столько великих (и не очень, но тоже очень нужных) дел можно совершить. Поэт точно передает детское мироощущение – радость, восторг, удивление от встречи с обычными, на первый взгляд, предметами и существами наполняют жизнь малыша. И хочется петь. Потому так уместны в книге ноты песни, сочиненной на стихи Александра Коняшова Григорием Гладковым. А работа художницы Иры Киреевой передает эту полетность поэзии Коняшова ярче яркого.
Уже не смогу сосчитать, скольких знакомых и родственников, у которых есть в семье маленькие дети, одарила я этими книгами, но каждый раз, когда опять покупаю их и читаю, - это праздник.
Ольга Корф
После того, как с удовольствием - как и любую другую книгу Михаила Яснова, - прочитала, подумала: а почему издатели поставили такой возрастной адрес? Ведь не для младших школьников она, а для дошкольников, в первую очередь! А...Ну, да, это же "Текст" - издательство столь же уважаемое, сколь и взрослое! Да и название куда-то во взрослые ассициации целится. Конечно, на инь и янь наводят линь и язь, но мы сейчас на детской площадке находимся, так что взрослые игры оставим на потом. Яснов...
У филина Фили
Два филинёнка -
Филька и Филимонка.
Филин с филинихой
Лелеют филинят -
Фильке с Филимонкой
Клеваться не велят.
Я ошиблась раза три...
Подчеркиваю: прежде всего эта книга - для малышей, которым нужно потренироваться. И для взрослых, которым не мешает потренироваться тоже. И делать это радостно, весело и ненатужно! А то, что в словосочинении и в словоговорении Михаил Яснов - большой Мастер, сомнений как не было, так и нет! И еще - прекрасны иллюстрации Натальи Салиенко, разглядывание которых - отдельное творчество и удовольствие.
Евгения Басова - один из самых мощных современных прозаиков. Ее книги, как взрослые, так и детские, всегда касаются важнейших в жизни любого человека вопросов, а ответы каждый должен находить сам. Автор не учит, не призывает, не "ведет за собой", он просто рассказывает истории, впуская читателей в свой, особенный мир. Впервые я прочитала эту повесть в журнальном варианте и сразу подумала: как хорошо было бы, чтобы мимо этой повести не прошли современные продвинутые подростки и, тем...
Каждую новую книгу стихов Маши Рупасовой я жду с предощущением чуда. А появления этой дожидалась с особенным трепетом. «Едет мамин человечек» - сборник с редчайшим в истории детской литературы возрастным адресом: в него вошли стихи для самых-самых маленьких, для «грудничков», писать для которых умели немногие. По пальцам одной руки могу пересчитать таких авторов, начиная с XIX века и до наших дней, а по пальцам другой – современников, точнее, современниц. Был даже такой термин: «мамина лирика»...
Ольга Корф
Эта книга представляет лучшие образцы авангардной литературы. Издательство "Август", пожалуй, первым представило читателям новый тип дизайна. Ранее а издательстве "Детская литература" такие иллюстрации были бы подвергнуты жесткой критике. потому что считалось недопустимым оставлять так много пространства на странице, изображать (условно) только хвосты от убегающих кошек. Моя взрослая дочь, высоко оценив и стихи Александра Коняшова, и иллюстрации, заметила, однако, что малыши...
Не знаете, что почитать?