Эту небольшую, но невероятно емкую по содержанию книжку мне вернули спустя год, как я ее – еще даже не прочитав – отдал «ненадолго», ну вы знаете, как это бывает. И моментально утонул в ней, потому что то, как пишет Дарья, я не умею, завидую ей и хочу хоть немного научиться насыщать жизнью тексты, как она. Ее тексты живые, они пульсируют, как сердце – то сжимаясь в точные и емкие формулировки, то разливаясь художественными и эмоциональными образами, передавая эмоции и настроение.
Эта книга –...
Эта книга – сборник эссе, которые, по сути, объединены вокруг вопроса, заданного в одной из глав: «Что нужно сделать в жизни, чтобы заслужить свое к себе хорошее отношение?». Даша не учит – она размышляет о себе, о других людях, об отношениях – и всё, абсолютно всё пропущено через личный опыт, поэтому книга эта иногда даже интимная по своей тональности. Естественным образом примеряешь ее опыт к своему, радуешься узнаванию или удивляешься разнице. А это очень важно – ведь для того, чтобы узнать себя, нам как раз нужен неповторимый другой.
Результат от прочтения… Он тоже изложен в книге. «Так рождается новое мышление, основная суть которого в уважительном, спокойном, принимающем отношении к себе, в уважении к своим особенностям, которые не нуждаются в сокрытии, а скорее в постоянном открытии и узнавании, потому что они – уникальные. Процесс не быстрый, но увлекательный. Сегодня я думаю так».
Давно я с таким удовольствием не читал книгу по антропологии, со времен книг Джареда Даймонда («Коллапс» и «Ружья, микробы и сталь»). Интуиция меня не подвела, когда в московском книжном магазине я вцепился в книгу Дэниела Эверетта «Не спи – кругом змеи!» с подзаголовком «Быт и язык индейцев амазонских джунглей».
Индейцы правда, не простые. Это пираха (пирахан) – о них не так давно по интернету ходили многочисленные, хоть и однотипные, статьи с подзаголовками вроде «Самые счастливые люди на...
Индейцы правда, не простые. Это пираха (пирахан) – о них не так давно по интернету ходили многочисленные, хоть и однотипные, статьи с подзаголовками вроде «Самые счастливые люди на планете», «Самое беззаботно дикое племя мира», а то и «Рецепты счастья от самого безмятежного народа на планете». И вот у меня в руках книга от того самого автора, который и рассказал большому миру про это племя, описав свой опыт жизни среди пираха (и заодно перевернув лингвистику и антропологию верх дном).
Они не знаю чисел, кроме «один» и «два». В их языке нет форм прошедшего и будущего времени. У них нет мифологии и религии – никаких преданий о сотворении мира, богах и героях. Для них мир был таким всегда. Они проявляют очень слабый интерес к западной цивилизации, подходя к ней с убийственным прагматизмом – что удобно и что вписывается в наш привычный образ жизни, то берем, а что неудобно или может серьезно повлиять на наш образ жизни - отвергаем. Они не делают запасов и не заготавливают еду впрок. У них отсутствует присущий большинству людей планеты ритм жизни «день-ночь». Базовый принцип их существования – принцип непосредственного восприятия. У них много чего еще есть…
Проведя в общей сложности 7 лет жизни среди Пираха, ревностный протестантский миссионер Дэниел Эверетт, автор книги, стал атеистом и полностью разочаровался в религии вообще (признаюсь, что желание узнать, почему и как это произошло, было одним из мотивов приобретения книги). Глава 17-я, «Обращение миссионера», посвященная этому разочарованию, одна из наиболее веселых и одновременно глубоких в этой книге. «…Я снова обдумывал тяжелую задачу миссионера: убедить счастливое, всем довольное племя в том, что они – заблудшие овцы и нуждаются в Иисусе Христе, чтобы спасти душу, каждый свою… Мой учитель по предмету проповеди… говорил обычно: «Чтобы они узрели спасение, сначала они должны узреть погибель».
При этом в книге вовсе нет идиллического описания и сказочных блаженных индейцев из Золотого века или Эдемского сада. Болезни, смерти, убийства, голод, ложь, алкоголизм, дикие животные и облака кровососов – все «прелести» жизни в одном из самых диких уголков Земли, в самом сердце Амазонии. Периодически к пираха я начинал испытывать что-то вроде отвращения, иногда возмущался. Но вот как-то они умудряются быть безмятежными, и контраст между издерганным от беспокойства и тревоги Эвереттом и спокойными индейцами очень заметен.
«Им (пираха) приходится хуже, чем мне. Каждому индейцу приходится смотреть, как умирают его близкие. Они видят мертвые тела своих родных, могут до них дотронуться, хоронят их в лесу недалеко от селения. У них нет ни врачей, ни больниц, которые бы вылечили большинство заболеваний, как у нас… Если умерла ваша мать, ваш ребенок, муж, то вам все равно надо охотиться, ловить рыбу и собирать плоды. Никто за вас это не сделает. Жизнь не снисходит к смерти… Пираха неведомо, что белые люди на Западе живут почти в два раза дольше. Более того, мы не просто ожидаем, что проживем дальше, мы считаем, что это наше право… Американцам в особенности чужд этот стоицизм индейцев. Т дело не в том, что пираха равнодушны к смерти. Индеец так же, как и я, способен много дней плыть за помощью, если от этого зависит жизнь его детей. Меня не раз будили по ночам отчаявшиеся индейцы и умоляли прийти поскорее вылечить больного ребенка или жену. Боль и волнение, которые читались в их лицах, были ничуть не слабее, чему у других людей. Но я никогда не видел, чтобы пираха вели себя так, будто все вокруг обязаны им помогать в беде или нужно перестать заниматься обычными делами только потому, что кто-то болен или при смерти. Это не черствость, а здравый смысл».
Мир не обязан нам ничем – в этом одна из основ спокойствия пираха. Но лучше, конечно же, прочитать книгу. Мне очень понравилась, и заставила задуматься.
P.S. Книга состоит из двух частей, и вторая, посвященная уникальному языку пираха, больше ориентирована на людей, интересующихся лингвистикой, но даже в ней есть немало очень интересных зарисовок из жизни и психологии индейцев. В конце концов язык, с одной стороны, отражает, а с другой – формирует мышление и восприятие человека.
Мне определенно повезло в этой жизни. Повезло в том, что в моем детстве не было того, что описал известный детский психиатр и психотерапевт Б.Перри. У меня есть свой опыт трехлетней травли в школе — травматичный, и до сих пор отзывающийся в некоторых реакциях, которые я усвоил тогда, чтобы приспособиться к ситуации травли. Но все же вокруг меня были люди, на которых можно было бы опереться, и жизнь не была сплошным безресурсным кошмаром, ведущим к тому, что человек сворачивается в своей травме...
«Она (четырехлетний ребенок) медленно и монотонно, как робот, стала рассказывать про эту ночь. Один знакомый ее мамы позвонил в дверь, и она открыла ему.
- Мама очень кричала, этот парень делал ей больно… Я бы просто убила его… Когда я вышла из своей комнаты, мама спала, а он порезал меня и сказал «Так будет лучше для тебя, детка».
Преступник дважды полоснул ее по горлу. Сэнди потеряла сознание. Через какое-то время она пришла в себя и попыталась «разбудить» маму. Она взяла из холодильника молоко и хотела попить, но молоко просачивалось сквозь разрез на ее горле. Она пыталась дать молока маме, но та «не хотела пить», рассказала мне Сэнди. Она бродила по квартире одиннадцать часов. Потом одна родственница, обеспокоенная тем, что мама Сэнди не отвечает на телефонные звонки, зашла к ним и обнаружила весь этот кошмар».
А в этой книге есть еще дети-жертвы религиозной секты, юный психопат-убийца, массовая антисатанинская истерия, ребенок из российского детского дома, дети-жертвы матери с синдромом Мюнгхаузена и еще несколько жутких историй о том, как могут взрослые травмировать детей — и как детская психика в отчаянной попытке сохранить свою функциональность и целостность, не развалиться в полное безумие, пытается совладать с запредельным ужасом тех ситуаций, в которых оказались дети. И еще о том, как этим детям пытались и пытаются помочь.
Вот странно, но, несмотря на описанные ужасы (которые происходят во всех странах мира), эта книга — добрая и сдержанно-оптимистичная. Наверное, потому, что, по словам Б.Перри, «травма и наши реакции на нее не могут быть поняты вне контекста человеческих отношений… Самые травматичные аспекты всех несчастий включают разрушение человеческих отношений… Но, как следствие, процесс исцеления от влияния травмы и заброшенности тоже связан с отношениями — восстановления доверия, возвращения чувства безопасности и способности любить». Поэтому эта книга — про доверие, безопасность и любовь. И про человеческие отношения, способствующим исцелению.
Мне очень нравится как содержание, так и тональность книги. Автор не только будоражит страшными историями о травме. Он рассказывает еще и о том, как произошедшее сказывается на состоянии детского организма, в особенности — на мозге. Как мозг и психика меняются, чтобы организм выжил после чудовищного стресса. Что необходимо, чтобы искореженная душа снова нашла в себе потенциал выпрямиться. И еще в книге нет безудержного оптимизма — она безжалостно честная, и некоторые истории просто не могли закончиться счастливым хэппи-эндом — они и не заканчиваются. Есть вред, который уже нельзя компенсировать, есть вещи, которые уже не исправить. Но всегда есть что-то — пусть минимум — что мы все-таки можем сделать.
Мне нравится отношение в книге к родителям. Обычно, читая про равнодушных/жестоких родителей, нередко испытываешь много злости или ненависти к ним. Здесь такого нет. Много тепла и сочувствия к тем родителям, которые пытались выживать в этом мире, но не смогли поддержать детей. Не оправдания, а именно сочувствия. И даже по отношению к наиболее отталкивающим героям книги чувствуется стремление автора понять их мотивацию и жизненный мир, а не размахивать знаменами праведного гнева с криками «на дыбу их!!!» На дыбу легко, и распять легко, а вот увидеть, как в ответ на невыносимые условия существования рождается не менее невыносимое существо — это трудно, но очень важно.
В общем, рекомендую прочитать эту книгу всем.
P.S. “Когда мы раскрашивали картинки, я спросил: «Питер, ты помнишь свою жизнь в России?» Он остановился и посмотрел на меня. Я уже собирался повторить вопрос, когда он взял чистый лист бумаги и нарисовал большой голубой круг на весь лист.
- Это Россия, - сказал он и показал мне лист.
Потом он положил его обратно, взял цветной карандаш и поставил одну крохотную, почти невидимую точку.
- А это я».
Хорошая книга. Небольшая по объему, зато емкая по содержанию: от краткого введения в строение мозга и функции полушарий, до очень эмоционального и в чем-то пугающего описания того, что происходит во время инсульта и после него. При прочтении я не смог остаться эмоционально-отстраненным, как нередко происходит при чтении научно-популярной литературы... Полезная книга и с точки зрения общего образования, и с практической: много полезной информации по помощи при инсульте.
Не знаете, что почитать?