Лучшие рецензии автора | Рейтинг |
"Китайский Роузвел". Новые следы внеземных цивилизаций в Восточной Азии | +21 |
Вулфхолл | +9 |
Тень Эдгара По | +3 |
Красный сфинкс | +2 |
Русские народные сказки | +2 |
Книга, несомненно, познавательная. Но надо понимать, что она для фанатов Дюма. Сказанное в аннотации про события, произошедшие после взятия Ла-Рошели, верно. Но то же самое верно будет сказать и про "Графа Монте-Кристо". Тут нет ни мушкетеров, ни приключений, ни азарта, буйства чувств, любовь то или ненависть. Неспешное повествование из ниоткуда в никуда. Все равно что в компании скучающих людей травить анекдоты, которые интересны только тому, кто в данный момент этот анекдот...
В романе 4 части, и хоть они и связаны определенной сюжетной линией, все части разные по уровню написания. Каждый, кто не уснет на первых 72 страницах книги, в дальнейшем будет вознагражден информацией, лишней и в романе, и в жизни. Не раз Дюма сообщит читателям, что его цель – изложение исторических фактов, а кому скучно – тех здесь не задерживают.
Кажущийся интригующим на первых страницах, роман бодро вязнет в диалогах, которые как будто специально затянуты. Описание костюмов и характеров персонажей на вечере в особняке Рамбуйе, сопровождающееся лавиной сплетен и басен, любовно собранных и пересказанных автором, можно стерпеть только надеясь, что они ОЧЕНЬ важны для повествования, как постоянно подчеркивает автор. Однако большая часть из этих людей, да что там – практически ВСЕ, не то что не сыграют хоть какой-нибудь роли в рассказе, но в лучшем случае будут мимоходом упомянуты в медлительном и бессмысленном повествовании.
Основная мысль книги – как Ришелье нашел ключик к сердцу Людовика XIII. Устав от басен, сплетен и диалогов, часто выглядящих монологами, многие будут читать "по-диагонали", и просто не заметят эту "основную мысль". Но переживать не стоит. Не успев обрести влияние на короля, кардинал его тут же теряет. И теряет…., и снова теряет…
Если же, опираясь на аннотацию, кто-то прочитает "Красного сфинкса" после "Мушкетеров" и до "Двадцати лет спустя", он будет удивлен, как по-разному Дюма описывает отношения между кардиналом и королем. В "Мушкетерах" нам сообщают, что король всецело под влиянием кардинала (вспомнить хотя бы сарказм легендарного высказывания Ришелье, не королем ли подписана бумага?) и это в период Ла-Рошельских событий. В "Сфинксе" же Дюма ПОСЛЕ Ла-Рошели объясняет, что кардинал в лучшем случае через год обретет свою легендарную власть над Францией. Неожиданно для тех, кто до дыр зачитал "Мушкетеров", сформировав в своем сознании круг людей, окружающих короля, мы узнаем, что королем вертят как хотят (несмотря на "твердость обещаний", данных королем кардиналу): его 19-летний брат Месье, чья подлость прекрасно известна королю; королева-мать Мария Медичи, которую Людовик ненавидит, но становится воском в ее руках; и главное – Анна Австрийская. Анна, которую Людовик не хочет видеть, но приказы которой, как и приказы королевы-матери, выполняются подданными назло королю.
Удивительно читать, как король и кардинал проигрывают военные компании из-за интриг этих трех людей, и оба бессильны что-либо с ними сделать. Это – не те король и кардинал, которых 20 лет назад обессмертил в "Мушкетерах" Дюма. Король, на чей гомосексуализм Дюма не просто намекает, сравнивая его фаворитов с фаворитами Генриха Третьего, а напрямую сообщает про его тягу к пажам и конюшим на фоне отсутствия интереса к женщинам. Кардинал, чье положение настолько шатко, что он рад (!) помощи, которую, по мере сил, оказывает ему один из пажей-любовников короля Сен-Симон. Оказывает, как постоянно подчеркивает автор, в надежде на поддержку и расположение кардинала. На это же расположение рассчитывают и другие персонажи, помогая кардиналу опутывать Францию сетью информаторов. Возникает лишь один вопрос: если кардинал так слаб, что дуновение ветра в покоях Лувра может его свалить, чем же его расположение так ценно?
Несомненно, что повествование имеет сквозное действие. Но несомненно и другое – книга "собрана" из 4 частей случайно. Они словно разные и плохо состыкованные части разных книг, написанных с разными целями, с разными героями, наспех соединенными перед подачей в типографию. Нет никакой "недосказанности" финала, как пишет один из рецензентов. Финала просто нет. Четвертая часть – это сплошное прыганье по верхам, которое лет 20 назад Дюма бы изложил совершенно иначе. Излишнее описание фортификаций, планов баталий и их неудачное воплощение, генеалогия исторических персонажей, имевших место в истории, но не в повествовании – все это превратило финал в бессмысленное нагромождение фактов. Ярко выраженный намек на то, что отцом Людовика Четырнадцатого стал граф де Море (истинный сын Генриха Четвертого, по мнению Дюма), а не король Людовик Тринадцатый (по мнению Дюма, сын любовника Марии Медичи), засунутый в конец романа ни к селу ни к городу – более чем достойный финал этого повествования.
Как ни удивительно, редактура книги соответствует ей в полной мере. Названия глав 13 и 14 в части первой перепутаны, иллюстрации (и без того немногочисленные) в начале каждой части помещены ошибочно: кардинал на поле боя перед 1 частью мог быть помещен только перед 4 частью, а те, что перед 2 и 4 частью – явно не оттуда.
Для ОЧЕНЬ БОЛЬШИХ ЦЕНИТЕЛЕЙ Дюма.
Надо понимать, что издательство, позиционировавшее себя как ищущее "книги из детства" и дающее им новую жизнь, изменило свою позицию? Серии "Классика Речи" и "Малая классика Речи" - это путь многократно пройденный многими издательствами. Драйзер и Диккенс - не самые "детские" авторы, а уж об иллюстрациях 1950-х годов в детских книгах и вовсе забыли. Расцвет издательства позади?
Долго ждал, когда будет допечатка тиража. Счастлив, что дождался. Один вопрос - почему в книге нет иллюстрации к сказке "Репка", которая есть в наборе открыток ИДМ - когда все тянут репку? Теперь будем ждать допечатку набора открыток.
Книга, без сомнения, чудесная. Но возникает вопрос: "Амфора" издала "Сказки" в двух томах. Один называется "В гостях у матушки Мидоус" и на его обложке рисунок Калиновского с Мидоус. На обложке второго тома, названного "Братец Лис и братец Кролик" сам Кролик, и этот рисунок в издании "Речи" на обоих форзацах. Ясно, что специально для "Амфоры" матушку Мидоус не рисовали. Так почему его нет на втором форзаце "Речи"??
Скажем прямо - "хуже можно, но сложно". Размытые иллюстрации, словно их сфотографировали через линзу, под которой вода. Где умудрились найти такие оригиналы??? Даже открытки 50-х годов с рисунками из этой книги смотрятся лучше, чем современная книга! А ведь могли порадовать людей - все-таки набор иллюстраций редкий, сейчас все издания идут с другим вариантом
Трудно писать не эмоционально о книге, пропитанной эмоциями.
Книга издана удовлетворительно. Твердый переплет, цветные фотографии и отвратительная бумага.
Текст не соответствует аннотации. Вначале, для затравки, действительно несколько невнятных рассказов о китайских пирамидах. Затем МНОЖЕСТВО рассказов о похищениях на территории США (видимо, как будущей части Восточной Азии), и в конце патетические заклинания "А может, инопланетяне имеют право как создатели человека производить над ним...
Книга издана удовлетворительно. Твердый переплет, цветные фотографии и отвратительная бумага.
Текст не соответствует аннотации. Вначале, для затравки, действительно несколько невнятных рассказов о китайских пирамидах. Затем МНОЖЕСТВО рассказов о похищениях на территории США (видимо, как будущей части Восточной Азии), и в конце патетические заклинания "А может, инопланетяне имеют право как создатели человека производить над ним эксперименты?". Постоянные (и часто не к месту) самовосхваления: я был первым, кого пустили на китайские пирамиды; я возил группы исследователей; мои безвременно ушедшие гениальные соавторы (о которых никто не слышал). Много эмоциональных отступлений о моральных качествах пришельцев, почти нет НОВЫХ фактов, которых ожидаешь от подзаголовка и бесконечные прыжки от одной темы к другой: в главе о Китае - "позже я упомяну о похожем случае в Японии". В главе о Японии - "я уже мельком упоминал в главе о Китае..." Все, что есть ценного в книге, уместится в лучшем случае на 15 страницах. Остальное вода.
Выброшенные впустую деньги, и книгу выброшу - стыдно отдавать кому-нибудь.
Наверное, это будет последняя книга Перла, которую я купил. "Дантов клуб" был открытием, шедевром детективной литературы. "Тайное общество" вызвало недоумение: детектив ли это, как анонсировано, или история Массачусетского технологического института?
"Тень Эдгара По" - не детектив. Аннотация издательства с одной стороны верно отражает канву рассказа, а с другой... Давайте покажем эту другую сторону.
27-летний "мальчик" занимается адвокатской практикой....
"Тень Эдгара По" - не детектив. Аннотация издательства с одной стороны верно отражает канву рассказа, а с другой... Давайте покажем эту другую сторону.
27-летний "мальчик" занимается адвокатской практикой. Именно занимается. Ему не интересно быть адвокатом, он стал им по настоянию отца. В 27 лет он витает в эмпиреях, все еще "дружит" с девушкой, за которой с детства ухаживает как за невестой (и так их отношения и воспринимаются всем небольшим "высшим светом" Балтимора), и не понимает, почему все хотят, чтобы он объявил хотя бы о помолвке. Родители недавно погибли, но гораздо большей трагедией для него становится смерть его божества - Эдгара По. Сумрачный мир По завораживает героя, что также вызывает непонимание друзей и знакомых. Более чем посредственный адвокат и совсем никакой сыщик, герой решает лично раскрыть тайну смерти Эдгара По.
В романе более 500 страниц, из них собственно разгадке смерти По посвящены от силы 35. Остальное время посвящено блистательному с литературной точки зрения описанию мыслей и метаний героя. При этом способность 27-летнего мужчины прямо-таки лезть во все проблемы американского и европейского общества вызывает подозрения в его умственной отсталости. И надо отдать должное автору, к концу романа эти подозрения появляются и у всего Балтимора, в результате чего герой пытается в суде доказать, что он психически здоров.
Роман охватывает 2 года из жизни героя, но к 29 годам он умнее не становится. Время от времени его посещают "озарения" в расследовании смерти По, но все они оказываются неумелым копированием сыщика Дюпена из рассказов По.
В исторической справке, которой заканчивается роман, автор претендует на раскрытие тайны смерти По, но если отжать бесконечные отступления от основной идеи романа, то вывод будет неутешителен - версия смерти По натянута, многие моменты остались неясными, хотя о них говорилось чрезмерно много. Перл попросту утопил расследование в версиях, окончательно запутав все бесконечными "прыжками", ярким примером которых является стр. 517. "Мы вернемся через несколько минут", "Но вернемся", "Оставим и вернемся" и это только в 23 строках. В итоге вместо стройной и логичной версии хаотичное нагромождение фактов, от которых то отказываются, то принимают.
Складывается впечатление, что основная идея - разгадка смерти По - занимала страниц 50, и на нее пришлось наживлять сюжет. Перл мастер слова, и словесные кружева затягивают вас, но в конце концов остается лишь недоумение. Финал романа смят. Герой, который еще полчаса назад должен был по решению суда потерять любимую, состояние и даже дом, спасти которого могло только чудо, получает его как "бога из машины", но отказывается им пользоваться, и - о, чудо! - побеждает в суде (автор не стал рассказывать, как именно). Обещанный интеллектуальный детектив обернулся переживаниями и хамскими выходками недалекого инфантильного бесталанного человека, которому автор (как бог из машины) в финале сделал подарок - вместо виселицы счастливая жизнь уважаемого человека. Причем здесь Эдгар А. По?
"Кто скажет?"
Сравнить можно только с "Проклятыми королями" Дрюона. Возможно, не так увлекательно, но смотря что считать увлекательным. Не успокоился, пока не прочитал до конца, и пожалел, перевернув последнюю страницу. Дрюон наполняет средневековый мир интригами и любовью, Мантел - прагматизмом и реалиями. Сцены, которые в ином изложении показались бы пошлостью, излишним натурализмом, - здесь изящны. Не соглашусь с аннотацией - Кромвель не преданный служака короля. Он - яркий пример человека...
Не знаете, что почитать?