Маленький человек, малое зло
друзьям
Павел Селуков со сборником «Добыть Тарковского. Неинтеллигентные рассказы» (2019) стал финалистом «Большой книги» и «Национального бестселлера», в том же 2019-том году казахстанское издательство «Фолиант» выпустило другой сборник его рассказов — «Халулаец», книгу о русском холуйстве наших дней (к слову, в Пермском крае, откуда родом автор, холуй — это еще и все накопившееся на изгибе реки, в некотором смысле — содержимое народного тихого омута).
Выудить все, абсолютно все большой сетью из простого человека постоянно намеревается русская литература; и если Набоков писал, что Гоголь, «кроме всего прочего, не знал России», то наших современников в этом уже вряд ли можно упрекнуть, ибо они и есть народ, с которого сами же и снимают слепок. Гоголь лепил то новый миф, то галерею пробирок с архетипами, Горький и Шолохов идеализировали слепки, зажигая в них пламя революции, а современному русскому писателю остается — что? Буйда, Елизаров, Шепелев, Сенчин, Декина — ряд тех, кто взялся за портрет простого человека и не стал отшелушивать неприглядные черты, можно продолжать долго.
«Школьники жестоки. Хотя процент жестоких людей среди школьников точно такой же, как и среди взрослых. Просто дети честнее. Их жестокость не завуалирована. Они еще не научились прикрывать ее фиговым листочком стыда», — вот зачем Селукову понадобились школьники, а также взрослые обитатели придонных социальных слоев, таким нет смысла наглаживать воротнички и выстраивать картонный фасад вокруг ежедневной реальности, где вроде бы ведется временный ремонт, у персонажей Селукова внутри — вечная разруха. Послевоенная советская сплоченность и надежды на завтрашний день сменились разобщенностью, попыткой сбиться в мелкие стаи, уверенностью, что ничего с этим укладом и поделать нельзя, только упасть еще глубже на дно. Писатель не угощает своих героев губительной жалостью, не идеализирует, но спускается вместе с ними подобно Данте в тот круг ежедневного ада, в котором они пребывают; в этом аду найти спасение от страхов, вины и стыда легче, чем устремиться к сияющему совершенству.
В последние несколько десятилетий русский реализм тяготеет к стенографии впечатлений героя, таким способом будто пытаясь ухватить чудо за хвост, — чудо не в смысле явления ангелов, а в попытке текстом ухватить некую деталь, преломление привычного, смысл — все что угодно, что приблизило бы нас к разгадке: зачем мы живем, или хотя бы — что есть бытие. И как по логике сна великое может появиться из малого, так и современный писатель будто ждет появления ключа на изгибе речной косы или же между ручек-хвостиков фарфоровых чашек.
Итак, собственные впечатления героев не ставятся Селуковым под сомнение; трещины и сколы появляются в мироздании именно с ложью и лицемерием других, чаще всего взрослых — да вот хоть бы папа одного из героев, уже три года не возвращающийся из командировки (со слов мамы). Счастье измеряется не абстрактными понятиями, а вполне осязаемыми, идущими от ощущений тела: «на Кипре все такие довольные, будто с утра до вечера едят арбузы». Секс и смерть героям-мальчишкам пока не знакомы, явление эроса предстает как зримое взаимодействие тел без описания ощущений (еще неизвестных), танатоса — как необходимость ритуала погребения без сопутствующих ощущений, здесь тоже пока пробел.
Знакомство со смертью происходит без фактического столкновения с ней; почудившаяся сама только возможность смерти принимается на секунды за действительное, — и этого уже хватает для колоссальных изменений в восприятии маленького человечка; хтонические первоосновы мира узнаются им благодаря ощущению, разуму чувственному. «Я на обочину слинял и стал состав пережидать. Главное — пацанов нигде нет. Ни разговоров, ни криков, ничего. Только лязг в ушах стоит и маслом пахнет. Так прямо одиноко, хоть с кулаками на эту махину бросайся». Бей или беги, спасай или ударь сам — в этой действительности не до психоанализа, все так смешалось, что перетекает одно в другое.
«Как правило, перезрелые романтики ни на что не годны, кроме своевременной смерти и таскания на плечах образа надмирной красоты человеческого духа», — как бы между прочим вворачивает Селуков. Обманываться не стоит, за этими словами стоит не цинизм в отношении окружающего мира, а неверие в собственные силы; и все-таки из самой глубины проступает и несогласие с этим неверием, и осознание своих возможностей, и хрупкая надежда, которую старательно прячут-кутают от того, что снаружи, в теплый тулуп, — чтобы этот внешний мир не нашел надежду, не ударил, не украл.
Что поражает в рассказах, так это обыденность зла, к ней читателя не поворачивают лицом, не дергают за рукав и не кричат указующе: вот же оно, зло, бейте его. «А Виталька только с полотенцем пришел. У него батя бухал, и он по-тихому свинтил, чтобы не нагнетать», — вот оно, зло обыденное, малое зло, которое и есть тот самый ключ к большим бедам человечества.
Там, где не всегда можешь помочь другому, остается хотя бы самому убежать от разрушительного воздействия зла. Подобно колобку, сказка о котором повторяется или упоминается в книге не единожды. Истина прорастает там, где может: хотя бы в единственной сказке, которую успевает рассказать ребенку вернувшийся домой уголовник-рецидивист, хотя бы в разговоре с пьющим учителем, которого скоро вышвырнут из школы за хаос, идущий от внутреннего несогласия с малым злом.
Стилистические недостатки в тексте пока тоже имеются: зависимость от рубленых предложений, которая местами уж совсем торчит, как уши зайца, выпрыгивающего из цилиндра; канцеляризмы, возникающие в местах напускного цинизма, прикрывающего то сочувствие к миру, то страх перед смертью, — в действительности только разрушающие эмоциональный настрой. Но все это со временем большим талантом перерастается.
…Если ценность бытия безмерна, то отчего жизнь так чудовищно хрупка? Сколько еще колобку забавляться русской рулеткой? Можешь не верить в сказки, но возьми «улыбающееся яйцо без скорлупы» и сохрани его в кармане, позже сделаешь ему домик, — все мы пришли без панциря в этот мир, который готов стать еще более ужасным местом, если люди окончательно перестанут беречь друг друга.
Дарья Тоцкая, журнал «Формаслов».
-
КНИГИ 3
-
Художественная литература 3
-
-
Позвонить -
СообщенияУ вас пока нет сообщений! -
Mой Лабиринт50 р. Дарим 50р. за регистрацию. Правила30 р. Баллы за ваши отзывы на книги5% Постоянная скидка уже на 2-й заказ -
0
ОтложеноЗдесь будут храниться ваши отложенные товары.Вы сможете собирать коллекции книг, а мы предупредим, когда отсутствующие товары снова появятся в наличии! -
0
КорзинаВаша корзина невероятно пуста.Лабиринт.Сейчас
Не знаете, что почитать?Здесь наша редакция собирает для вас лучшие книги и важные события.Главные книгиА тут читатели выбирают все самое любимое.
Не знаете, что почитать?
- Доставка и оплата
- Сертификаты
- Рейтинги
- Новинки
- Скидки
-
+7 499 920-95-25
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
//= cDetectMobile::isMobile() ? "tel:{$geotargeting['showphone']}" : '/contact/'; ?>//= $geotargeting['showphone']; ?>
-
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
//= cDetectMobile::isMobile() ? "tel:{$geotargeting['showphone']}" : '/contact/'; ?>//= $geotargeting['showphone']; ?>
-
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
- Контакты
- Поддержка
- Главное 2024
- Все книги
- Билингвы
- Книги для детей
- Комиксы, Манга, Артбуки
- Молодежная литература
-
Нехудожественная литература
- Назад в «Книги»
- Все книги в жанре «Нехудожественная литература»
- Все книги жанра
- Бизнес. Экономика
- Государство и право. Юриспруденция
- Домашние ремесла. Рукоделие
- Домоводство
- Естественные науки
- Информационные технологии
- История. Исторические науки
- Книги для родителей
- Коллекционирование
- Красота. Этикет
- Кулинария
- Культура. Искусство
- Медицина и здоровье
- Охота. Рыбалка. Собирательство
- Психология
- Публицистика
- Развлечения. Праздники
- Растениеводство
- Ремонт. Строительство. Интерьер
- Секс. Камасутра
- Технические науки
- Туризм. Путеводители. Транспорт
- Универсальные энциклопедии
- Уход за животными
- Филологические науки
- Философские науки. Социология
- Фитнес. Спорт. Самооборона
- Эзотерика. Парапсихология
- Периодические издания
- Религия
-
Учебная, методическая литература и словари
- Назад в «Книги»
- Все книги в жанре «Учебная, методическая литература и словари»
- Все книги жанра
- Вспомогательные материалы для студентов
- Демонстрационные материалы
- Дополнительное образование для детей
- Дошкольное обучение
- Иностранные языки: грамматика и учебники
- Книги для школы
- Педагогика
- Подготовка в вуз
- Пособия для детей с ограниченными возможностями
- Словари и разговорники
- Художественная литература
- Скидки · Обзоры · Рецензии · Подборки читателей · Новинки · Рейтинг · Авторы · Изд-ва · Серии
- Все книги на иностранном языке
- Книги на английском языке
- Книги на других языках
- Книги на испанском языке
- Книги на итальянском языке
- Книги на китайском языке
-
Книги на немецком языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на немецком языке»
- Все книги жанра
- Адаптированная литература на немецком языке
- Классическая литература на немецком языке
- Курсы изучения языка
- Литература на немецком языке для детей
- Нехудожественная литература на немецком языке
- Современная литература на немецком языке
-
Книги на французском языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на французском языке»
- Все книги жанра
- Адаптированная литература на французском языке
- Графические романы на французском языке
- Классическая литература на французском языке
- Курсы изучения языка
- Литература на французском языке для детей
- Нехудожественная литература на французском языке
- Современная литература на французском языке
- Комиксы и манга на иностранных языках
- Все игрушки
-
Детское творчество
- Назад в «Игрушки»
- Все товары в разделе «Детское творчество»
- Все товары раздела
- Алмазные мозаики
- Витражная роспись
- Гравюры
- Другие виды творчества
- Конструирование из бумаги и другого материала
- Лепка
- Наборы для рукоделия
- Наклейки детские
- Панч-дыроколы фигурные
- Работаем с воском, гелем, мылом
- Работаем с гипсом
- Работаем с деревом
- Скрапбук
- Сопутствующие товары для детского творчества
- Творческие наборы для раскрашивания
- Фрески
-
Игры и Игрушки
- Назад в «Игрушки»
- Все товары в разделе «Игры и Игрушки»
- Все товары раздела
- Все для праздника
- Головоломки
- Детские сувениры
- Детские часы
- Другие виды игрушек
- Игрушка-антистресс
- Игрушки для самых маленьких
- Игры для активного отдыха
- Игры с мишенью
- Книжки-игрушки
- Конструкторы
- Куклы и аксессуары для кукол
- Кукольный театр
- Магнитные буквы, цифры, игры
- Машинки и Транспорт
- Музыкальные инструменты
- Мягкие игрушки
- Наборы для тематических игр
- Настольные игры
- Научные игры для детей
- Пазлы
- Роботы и трансформеры
- Ростомеры
- Сборные модели
- Слаймы
- Фигурки
- Электронные игры
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Все канцтовары
-
Аксессуары для книг
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Аксессуары для книг»
- Все товары раздела
- Закладки для книг
- Обложки для книг
- Глобусы
-
Обложки для документов
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Обложки для документов»
- Все товары раздела
- Другие обложки
- Конверты для путешествий
- Обложки для автодокументов
- Обложки для военных билетов
- Обложки для зачетных книжек
- Обложки для паспортов
- Обложки для проездных билетов
- Обложки для студенческих билетов
- Чехлы для карт, обложки для пропусков
- Офисная канцелярия
- Папки, скоросшиватели, разделители
-
Письменные принадлежности
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Письменные принадлежности»
- Все товары раздела
- Карандаши черногрифельные
- Ручки
- Принадлежности для черчения
-
Рисование
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Рисование»
- Все товары раздела
- Аксессуары для рисования
- Инструменты и материалы для каллиграфии
- Карандаши цветные
- Кисти
- Краски
- Линеры для творчества
- Мелки
- Наборы для рисования
- Палитры, стаканы-непроливайки
- Папки для чертежей и рисунков
- Пастель
- Тушь, перья
- Уголь художественный
- Фломастеры
- Холсты. Мольберты
- Сумки
-
Товары для школы
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Товары для школы»
- Все товары раздела
- Веера, счетный материал, счетные палочки
- Другие виды школьной канцелярии
- Канцелярские наборы
- Косметички, кошельки
- Ластики
- Мешки для обуви
- Ножницы школьные
- Обложки для тетрадей и книг
- Папки для школьных тетрадей. Папки для труда
- Пеналы
- Пластилин
- Подставки для книг
- Рюкзаки, портфели
- Точилки
- Фартуки. Клеенки для уроков труда
- Школьная бумажно-беловая продукция
- Школьные наборы, подставки, органайзеры
- Для школы · Скидки · Отзывы · Новинки · Производители · Серии
- Все CD/DVD
-
Аудио
- Назад в «CD/DVD»
- Все товары в разделе «Аудио»
- Все товары раздела
- Аудиокниги
- Музыка
- Религия
- Видео
- Софт
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Все сувениры
- Календари
-
Сувенирная продукция
- Назад в «Сувениры»
- Все товары в разделе «Сувенирная продукция»
- Все товары раздела
- Альбомы, рамки для фотографий
- Воздушные шары
- Детские сувениры
- Значки и медали
- Игрушки для животных
- Конверты для денег
- Магниты
- Новогодние сувениры
- Открытки
- Пакеты подарочные
- Подарочная упаковка
- Подарочные сертификаты
- Постеры и наклейки
- Праздничные аксессуары
- Таблички и статусы для рабочего стола
- Шкатулки
- Другое
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Весь клуб
- Журнал
-
Скидки и подарки
- Назад в «Клуб»
- Акции
- Бонус за рецензию
-
Только у нас
- Назад в «Клуб»
- Главные книги
- Подарочные сертификаты
- Эксклюзивы
- Предзаказы
-
Развлечения
- Назад в «Клуб»
- Литтесты
- Конкурсы
- Дома с детьми
-
Лабиринт — всем
- Назад в «Клуб»
- Партнерство
-
Приложения Лабиринта
- Назад в «Клуб»
- Apple App Store
- Google Play
- Huawei AppGallery
Мы используем файлы cookie и другие средства сохранения предпочтений и анализа действий посетителей сайта. Подробнее в пользовательском соглашении. Нажмите «Принять», если даете согласие на это.
- Перейти к отложенным
- Убрать из отложенных
- Добавить к сравнению
-
Поделиться и получить бонус
- Написать рецензию
Специально для таких случаев мы каждый
день выбираем лучшие книги: