Жизни аула и урмана тесно связаны. Порой молодые парни
берут себе в жены красивых зеленоглазых шуралих, и тогда рождаются дети — полулюди, полунечисть, принадлежащие к обоим мирам. Лесные духи захаживают в гости к своим аульскими родичами — банниками и духами хлева. Но одна всеми давно забытая история не дает установиться миру между аулом и урманом. И семь юных девушек погибают, чтобы вернуть старый долг.
Жизни аула и урмана тесно связаны. Порой молодые парни берут себе в жены красивых зеленоглазых шуралих, и тогда рождаются дети — полулюди, полунечисть, принадлежащие к обоим мирам. Лесные духи захаживают в гости к своим аульскими родичами — банниками и духами хлева. Но одна всеми давно забытая история не дает установиться миру между аулом и урманом. И семь юных девушек погибают, чтобы вернуть старый долг.
Светловолосый, веснушчатый русский мальчик из села Некрасовка. По совету дяди Игната Сашка с отцом отправился на поиски лучшей жизни в край башкирцев. Отец Сашки заболел и умер в пути, так что остался он в свои четырнадцать лет круглым сиротой. На дорожном тракте его подобрал мулла Агзам и отвез в свой аул, где Сашка устроился поденщиком к дядьке Миргали.
Мать Сашки. Бывшая дворовая, служившая у княгини Свицкой. Подалась в люди, зарабатывая на жизнь шитьем для купцов, и переехала в Некрасовку, где вышла замуж за Никиту Зайца. Умерла от надрыва сердца.
Отец Сашки, старший сын Праскевы Зайчихи. После смерти жены по совету брата отправился с сыном в край башкирцев, славившийся своей черной масленой землей, которую отдавали в наем за малую мзду. Попав под ливень в башкирских степях, заболел и умер от лихорадки.
Младший брат Никиты Зайца. Еще отроком наслушался историй о заводах и ушел на Урал, где обучился горному делу. В Некрасовку приезжает редко, только в пору сенокоса. Высокий, тощий, но всегда в рубахе из красного ситца и с подарками. Сыпет историями про свои пути-дороги и про друзей с завода. Убедил брата после смерти Аксюты переехать с Сашкой в Башкирию.
Байская дочка и единственная наследница старшины Муффазара и его жены Алтынбики-апай. Красавица, чье имя означает «золотая луна», с косами цвета осевшего меда, румяными щеками и пушистыми ресницами. Росла под неустанным приглядом матери и бабушки, запрещавших ей кататься с горы на санях, ходить с гулять с подругами и играть в игры с парнями. Да и к чему — за восемнадцать лет среди них не нашлось жениха, который угодил бы ее семье.
Жена старшины Муффазара. Вечно хворая, тихая, как стоячее озеро, но красивая — тонкая и хрупкая, с поседевшими медовыми волосами. После смерти семерых сыновей Алтынбика безропотно выполняла все, что велела мать Алтынсэс: увешивалась сердоликами, ездила к аулиям, щедро раздавала хаир и в итоге родила здоровое дитя — дочку Алтынай.
Знахарка. В молодости была красавицей с русыми косами, гордыми плечами и легкими руками. Ездила в Аксаит к старухе-травнице и к учившейся в Казани женщине-фельдшеру, говорила с повитухами, костоправами и травниками, искала настоящих святых — аулий, не чуралась гадалок. Кто-то звал Алтынсэс безбожницей, кто-то благодарно кланялся, а ее муж был недоволен тем, что к его молодой и нарядной жене шли пускать кровь и обсуждать гнойники. В старости воспитывала и баловала любимую внучку Алтынай.
Бай, старшина, первый человек в ауле. Высоченный, с медведя ростом, широкоплечий мужчина с темной бородой и уверенным голосом, любопытный, азартный и толковый в делах. Сотни коней ходят в его табунах, десятки поденщиков сеют для него хлеб, арба за арбой везут мед и мясо на ярмарки. Разъезжает на новеньком тарантасе, пахнет дегтем и железом, сметает на праздниках полбарашка и всегда привозит дочке с ярмарок яркие конфетки монпансье.
Дочка муллы Агзама, тоненькая, разговорчивая и решительная. С детства мечтала учиться: как-то раз даже обрезала себе косы, чтоб под видом бритоголового мальчишки прокрасться на занятие к отцу в медресе, и придумала план побега из аула. Всегда с нетерпением ждет, какую книгу привезет ей брат-шакирд Закир, рассказывает подружкам сказки про лесных чудовищ и задает мудреные загадки.
Уфимский шакирд, стройный, строгий, будто выписанный пером. Совсем не похож на рыхлых и серолицых учеников медресе. Сила у него идет в помощь уму — побеждал бы и в байге, и в борьбе на поясах, но почему-то не выходит состязаться с аульскими парнями. Еще в детстве отец, мулла Агзам, сосватал сыну невесту — Нэркэс, дочь его друга Миргали-агая.
Аульский мулла. Похожий на волка, с темными волосами, пересыпанными сединой, и взглядом, полным горечи и свободы. В тринадцать лет с мамой сбежал в Аксаит, где поступил на учебу в медресе. Читал Фирдоуси, Саади, Хафиза, Ахмеда Яссави и Аллаяр-суфия, повторяя каждую поэтическую строку по сотне раз. Изучал арифметику, показавшую ему всю логику и соразмерность мира. Слушал рассуждения учителей-мугалимов. Вернувшись в аул, построил новую беленую мечеть на подаяния прихожан.
Жена муллы Агзама, подруга Алтынбики-апай. Учит аульских девочек.
Дочь муллы Абдулгалима. Вышла замуж за красивого темнокудрого пастуха, которому пророчили судьбу сэсэна. Муж погиб на охоте, и осталась Зухра в доме свекра с трехлетним сыном Агзамом. Когда сыну исполнилось тринадцать, они вместе сбежали в крупное село Аксаит, где Агзам поступил на учебу в медресе, а Зухра устроилась помощницей по хозяйству в дом муллы. Умерла вскоре после рождения внуков — Закира и Зайнаб.
Дочка охотника Якупа, высоченная, с широкими плечами и с ногами, как стволы деревьев, за что аульские девчонки прозвали ее Иргиз, то есть девушка-батыр. После смерти братьев Ахата и Ахмета начала ходить с отцом на охоту. Загоняет лосей и косуль, как аульские парни не умеют. Может полдня идти по бурелому и вязать ловушки для тетеревов. Сильная, как лошадка, она никогда не жалуется и не плачет.
Охотник с бородой лопатой и хмурыми лохматыми бровями. Бирюк был тот еще: ни с одной живой душой не сдружился к тридцати годам. Когда шел по аулу со скатанной медвежьей шкурой, дети в страхе разбегались. Что такое улыбка, и не слыхивал. Жил один в берлоге — небольшой землянке, пока рядом не поставили свой шалаш тихая тетушка Гаухар и ее робкая дочка Гусильна. Спустя три года Якуп женился на Гульсине, и у них родились сыновья Ахат и Ахмет и дочка Шаура.
Жена Якупа, статная, не боящаяся ни леса, ни тяжелой работы. В юности слыла первой наездницей в ауле — крепкая, загорелая, с неохватной косой, румянцем во всю щеку, монисто во всю грудь… Но потом парни из Улянли крепко ее обидели, и больше она верхом не ездила, перестала показываться на глаза людям и переселилась с матерью Гаухар в лес, где и встретила своего будущего мужа — охотника Якупа.
Мать Гульсины, сухонькая невеличка. В юности ездила верхами лучше, чем все парни в роду. Однажды встретила на дороге бегущих от карателей бунтовщиков и взялась выходить раненого егета. В последствии вышла за него замуж и родила дочку Гульсину.
Темнокудрый егет из Троицкого уезда, участвовавший в хлебном бунте против власти генерал-губернатора Перовского. Его спасла и выходила Гаухар, на которой он в последствии женился.
Старшие братья Шауры. Сильные и ловкие батыры, погибшие зимой на охоте. Простые и добрые парни, на которых заглядывались все аульские девчонки.
Старшие братья Шауры. Сильные и ловкие батыры, погибшие зимой на охоте. Простые и добрые парни, на которых заглядывались все аульские девчонки.
Старшие братья Шауры. Сильные и ловкие батыры, погибшие зимой на охоте. Простые и добрые парни, на которых заглядывались все аульские девчонки.
Дочь пастуха Хариса, тоненькая, смуглая и совсем юная. С темными волосами и зеленющими глазами. Робкая и молчаливая. Аульские девушки считают Хадию, привыкшую проводить время с отцом на пастбищах, дикаркой. Ходят слухи, что ее мать была шуралихой, сбежавшей из темного леса-урмана.
Пастух. С малолетства ходил в подпасках, вся его жизнь — это летовки: гнать стада старшины на луга с густой травой, на закате пить кумыс и обсуждать с другими пастухами прошедший день, слушать протяжные, томящие душу песни. В молодости влюбился в красавицу-шуралиху, которая родила ему дочь Хадию. Живет с дочерью в кибитке на колесах.
Мать Хариса, остроглазая, языкастая, злая и бойкая. Муж ее вечно по дальним пасекам разъезжал, пчелы ему были дороже семьи. Сыновья выросли ему под стать: выдалбливающего борти в высоких соснах Мустафу стоящим на земле мать и не видела, а Харис все свое время проводил в полях со стадами, да еще и на шуралихе женился.
Юная шурале, с волосами темней земли, кожей светлей снега и глазами зеленее летних лесов. Красивая и стройная, как ива, с вольным сердцем и бесхитростным умом. Уводила по ночам коней с пастбищ и каталась под звездами. Влюбилась в пастуха Хариса и согласилась жить с ним в ауле. Не заплетала кос, не покрывала голову, обходила мечеть стороной, а за работу было и вовсе не усадить. Могла поцеловать мужа при всем честном народе, а дочку Хадию привязывала ее к себе какой-то тряпицей и бродила с ней по лесу, знакомя с деревьями.
Призрак человека, умершего неестественной смертью. Отвязывает с одинокой березы ленточки, которые вешают аульские девушки, — пугает их скорой смертью. Ее приказы выполняют артаки и банники, а с сыном албасты Кулканом она заключила сделку. Ездит верхом на гигантском медведе — духе борти — в сопровождении стаи захматов.
Древний лесной клан, правящий урманом. Существа с длиннющими руками, прыгучими ногами и кожей, напоминающей кору дерева. У них болотные глаза, отливающие зеленью волосы и рог во лбу. Клан шурале возглавляет трехсотлетняя мать Тулуа, самая древняя, крупная и опасная из всех лесовиков. Кровь в ее жилах давно остыла — ей безразличны подарки, посулы и лесть.
Самый дикий клан лесовиков, ненавидящий жителей аула. В полтора раза выше людей, сутулые, покрытые с ног до головы рыжеватой шерстью. Рождены для драк и битв — с острыми рогами во лбу, шестипалыми когтистыми руками и мощными копытами. В бою они напоминают не людей, а кошек: так же выгибают хребты, щерят зубы и сцепляются.
Злые духи, насылающие болезни. Могут принимать разный облик, в том числе представать в виде громадных темных псов, с длинными ногами, плоскими мордами и красными глазами. Духи болезни слышат только приказы хозяина и глухи ко всему остальному миру.
Духи аула, старики со скрюченными пальцами, вокруг которых стелется облако густого и едкого банного дыма. Могут запарить до смерти, отравить воздух или подменить младенца на бесенка. Единственные из духов аула тесно общаются с обитателями леса-урмана.
Четырехглазая бесовка, с медным носом и медными когтями. Живет в искореженных, уродливых деревьях. Любит темные дела, а еще слушать сказки.
Дух хлева, родственник домового. Любит поиграть с телятами и ягнятами и подкрепиться хлебными крошками и плошкой молока. Старичок с ноготок, ходит в овечьем тулупчике, ворчит и шаркает ногами.
Громадный медведь, дух дупла с пчелиным ульем. С лесной нечистью он общается снисходительно и доброжелательно, как дядя или старший брат, а к духам деревьев относится как к родным детям. Может разгневаться, показать мощные клыки, но никогда никого не загрызет и не растерзает.
Бесы, живущие в страшных скрюченных деревьях. Умеют быстро и незаметно перемещаться в древнем замысловатом танце, вращать ветвями, подобно крыльям мельницы, и создавать живой острог, окружая свою жертву.
Демоница. Живет в селе под видом знахарки и травницы, знает заклинания, умеет предсказывать будущее и готовить приворотные зелья. Может обращаться молодой прекрасной женщиной с бледной кожей и глубокими немолодыми глазами, но ее истинное обличье — беззубая старуха с грудями до колен.
Уродливый бес. Седой, с серой кожей, звериной шерстью на щеках, рогом во лбу, тонкими черными губами, хищным острым носом и одним глазом. То ли в дар, то ли в проклятье ему достались особые отношения со снами: порой ему видится в них будущее, а порой он усыпляет врагов смертельным сном, но каждый раз лишается сна сам. Однажды Ярымтык влюбился в человеческую девушку и ушел жить в аул на Юрюзани.
Cын албасты. Умеет принимать любое обличье: и мужское, и женское, и звериное — но мало кто видел его при рогах и копытах, доставшихся ему при рождении. Долгое время жил в Уфе под именем напомаженного франтоватого купца Мусы Дусаева. В урмане живет в белых юртах, а прислуживают ему дивной красоты пери.
Первая большая группа — это обращения к родственникам и односельчанам. Маму и папу башкиры называют эсэй и атай. Взрослую женщину окликнут на улице: «Апай!» или «Енге!» — это тетушки разной степени родства. Бабушек величают иней или олэсэй, а девочек — кызым или хылыу, доченька или сестренка. Пожилому мужчине пожмут руки с почтительным зуратай, к дяде обратятся агай, а к мальчику — улым или кустым, сынок или братишка. Для самых маленьких не пожалеют и других ласковых слов: матурым — моя красивая, алтыным — мое золото.
После свадебного обряда — никаха девушку станут звать килен, невестка, а старших женщин в семье — кайнэ. Это и свекровь, и теща. Может быть, кто-то из них даже удостоится звания остабики — самой знающей и уважаемой женщины в селении.
Жители башкирских аулов с почтением относятся к священнослужителям и людям, получившим образование. Для них есть специальные обращения: хазрат, хальфа. Жену муллы тоже называют по-особенному — абыстай.
Следующая группа незнакомых слов связана с деревенским бытом. Наши герои ложатся спать на перину-ястык, берут в руки блюда-тустаки, в бане парятся на специальной полке — ляука, подкидывают дрова в печки-чувалы. В этой истории много героинь-девушек, так что без названий нарядов тоже не обойтись. Поверх рубашки-кульдэк накидывается камзол-елян, голову покрывает платок-кушъяулык, звенят накосники — сулпы и сэскапы, блестят роскошные нагрудные украшения из монет и кораллов — хакалы, на ногах красуются сапожки или ката.
Особенно старательно девочки наряжаются, конечно, на большой праздник — йыйын. Туда собираются жители сразу нескольких деревень, приезжают со своими песнями и сказители-сэсэны. Нередко бывают конные скачки — байга. Для когда-то полукочевого народа лошади священны, и редкий эпос обходится без упоминания крылатого коня Акбузата и его потомков.
Тем, кто не попал на веселье, обязательно принесут вкусный гостинец — кустэнэс. Вот бы еще ночью его не утащила домашняя нечисть — бисура. Вокруг караулят и другие злые силы — чего стоят кровопийцы мэскей и убыр! Если хотите узнать о них побольше, рекомендуем книги Шамиля Идиатуллина. Татарские духи состоят в тесном родстве с башкирскими.
А еще, как и в других языках, в башкирском есть диалекты, и иногда одни и те же понятия могут обозначаться разными словами. Не удивляйтесь, если приедете в гости в Башкортостан, а дедушку при вас назовут не зуратай, а картатай или бабыкай. Республика большая, и наречий в ней немало.
Первая большая группа — это обращения к родственникам и односельчанам. Маму и папу башкиры называют эсэй и атай. Взрослую женщину окликнут на улице: «Апай!» или «Енге!» — это тетушки разной степени родства. Бабушек величают иней или олэсэй, а девочек — кызым или хылыу, доченька или сестренка. Пожилому мужчине пожмут руки с почтительным зуратай, к дяде обратятся агай, а к мальчику — улым или кустым, сынок или братишка. Для самых маленьких не пожалеют и других ласковых слов: матурым — моя красивая, алтыным — мое золото.
После свадебного обряда — никаха девушку станут звать килен, невестка, а старших женщин в семье — кайнэ. Это и свекровь, и теща. Может быть, кто-то из них даже удостоится звания остабики — самой знающей и уважаемой женщины в селении.
Жители башкирских аулов с почтением относятся к священнослужителям и людям, получившим образование. Для них есть специальные обращения: хазрат, хальфа. Жену муллы тоже называют по-особенному — абыстай.
Следующая группа незнакомых слов связана с деревенским бытом. Наши герои ложатся спать на перину-ястык, берут в руки блюда-тустаки, в бане парятся на специальной полке — ляука, подкидывают дрова в печки-чувалы. В этой истории много героинь-девушек, так что без названий нарядов тоже не обойтись. Поверх рубашки-кульдэк накидывается камзол-елян, голову покрывает платок-кушъяулык, звенят накосники — сулпы и сэскапы, блестят роскошные нагрудные украшения из монет и кораллов — хакалы, на ногах красуются сапожки или ката.
Особенно старательно девочки наряжаются, конечно, на большой праздник — йыйын. Туда собираются жители сразу нескольких деревень, приезжают со своими песнями и сказители-сэсэны. Нередко бывают конные скачки — байга. Для когда-то полукочевого народа лошади священны, и редкий эпос обходится без упоминания крылатого коня Акбузата и его потомков.
Тем, кто не попал на веселье, обязательно принесут вкусный гостинец — кустэнэс. Вот бы еще ночью его не утащила домашняя нечисть — бисура. Вокруг караулят и другие злые силы — чего стоят кровопийцы мэскей и убыр! Если хотите узнать о них побольше, рекомендуем книги Шамиля Идиатуллина. Татарские духи состоят в тесном родстве с башкирскими.
А еще, как и в других языках, в башкирском есть диалекты, и иногда одни и те же понятия могут обозначаться разными словами. Не удивляйтесь, если приедете в гости в Башкортостан, а дедушку при вас назовут не зуратай, а картатай или бабыкай. Республика большая, и наречий в ней немало.
Кушъяулык
Женский платок на голову.
В центре стояла Алтынсэс в алом кушъяулык и тяжелых старинных украшениях — наверняка еще от ее матери, еще от ее бабушки.
Кашмау
Чепец из коралловых нитей с отверстием на затылке и длинной лопастью, спускающейся вдоль спины. Украшался монетами, ювелирными подвесками, наспинная лопасть — цветным бисером и ракушками-каури.
Но куда Алтынай пока до мамы и бабушки! Те были царицы! Шахини! Те вышли на битву! Нагрудники-хакалы были их кольчугами, драгоценные кашмау — шлемами, тустаки с угощеньем — щитами.
Кульдэк
Просторная и длинная рубаха, которую носили не подпоясывая.
Солнце припекало, цветы и травы пахли остро, как заваренные, кульдэк прилипал к спине, Хадия чаще оступалась, но шла на голос Салимы-енге.
Елян
Распашной камзол, обшитый по бортам позументом и сукном; женские еляны украшались монетами и кораллами.
Брела с подружками к лугу, где несколько аулов собирались для веселья. Тонкие косы, белое платье, расшитый мамой елян, украшения из серебряных монет и ракушек-каури.
Елян
Распашной камзол, обшитый по бортам позументом и сукном; женские еляны украшались монетами и кораллами.
Брела с подружками к лугу, где несколько аулов собирались для веселья. Тонкие косы, белое платье, расшитый мамой елян, украшения из серебряных монет и ракушек-каури.
Хакал
Женский тканевый нагрудник овальной формы, украшенный монетами и кораллами.
…На тот праздник Рабига-абыстай отправила Зайнаб почти силой. Мол, сколько можно перебирать записи отца и брата, пойди повеселись и потанцуй. Проследила, чтобы дочка причесала волосы, вплела в косы сулпы, надела тяжеленный, еще прабабушкин хакал.
Сэскап
Женское украшение в виде полосы ткани с нашитыми монетами, которое вешали на косу.
Но вот диво — мужа Алтынсэс и его друзей она не запомнила, а спины одиннадцати девушек стояли перед глазами и через полвека. Их сулпы и сэскапы, их темные и светлые косы, их тонкие и крепкие станы.
Традиционное женское парное украшение в виде серебряных или медных подвесок.
Всю минувшую весну Алтынай размышляла, как привлечь внимание Закира. Плыть под его окнами с коромыслом, звенеть сулпами, поглядывать из-под тяжелых ресниц? Но сколько драгоценных летних дней может пройти зря…
что им интересно.
В изображении девушек есть важная деталь: у некоторых из них головы не покрыты, хотя, согласно историческому контексту, должны быть. С головными уборами все оказалось непросто, потому что они менялись в зависимости от статуса женщины. Вначале я ошиблась и нарядила всех в кашмау — убор замужних женщин. Позже пришлось их „снять“ и придумать, что делать дальше. Дочку старшины Алтынай, „правильную“ и скромную девушку, я в итоге нарисовала в платке, а дочка муллы Зайнаб, мечтающая о знаниях и свободе, осталась с непокрытой головой. Шаура, дочь охотника, и Хадия, дочь пастуха, тоже ходят с непокрытыми косами — потому что они как бы вне аула, чужие для него.
Сашка, как и девочки, нарисовался сразу. Светловолосый, слегка веснушчатый, немного нелепый и растерянный. Но все-таки самыми интересными персонажами для рисования стали не главные герои, а создания из башкирского фольклора. Я вообще очень люблю рисовать нелюдь. Здесь можно оторваться по полной — делать странные лица и фигуры, страшные глаза и руки… красота! С описаниями нечисти мне помогла автор, прислав выдержки из словаря башкирской мифологии. Единственными, у кого уже сложился общепринятый облик, оказались шурале (лесной люд), поэтому тут референсы я нашла легко. Внешность остальных лесных персонажей — мои выдумки на основе описания из словаря. Любимые из них, конечно, артаки, духи болезней и маленькая четырехглазая бесовка.

В изображении девушек есть важная деталь: у некоторых из них головы не покрыты, хотя, согласно историческому контексту, должны быть. С головными уборами все оказалось непросто, потому что они менялись в зависимости от статуса женщины. Вначале я ошиблась и нарядила всех в кашпау — убор замужних женщин. Позже пришлось их „снять“ и придумать, что делать дальше. Дочку старшины Алтынай, „правильную“ и скромную девушку, я в итоге нарисовала в платке, а дочка муллы Зайнаб, мечтающая о знаниях и свободе, осталась с непокрытой головой. Шаура, дочь охотника, и Хадия, дочь пастуха, тоже ходят с непокрытыми косами — потому что они как бы вне аула, чужие для него.
Сашка, как и девочки, нарисовался сразу. Светловолосый, слегка веснушчатый, немного нелепый и растерянный. Но все-таки самыми интересными персонажами для рисования стали не главные герои, а создания из башкирского фольклора. Я вообще очень люблю рисовать нелюдь. Здесь можно оторваться по полной — делать странные лица и фигуры, страшные глаза и руки… красота!
С описаниями нечисти мне помогла автор, прислав выдержки из словаря башкирской мифологии. Единственными, у кого уже сложился общепринятый облик, оказались шурале (лесной люд), поэтому тут референсы я нашла легко. Внешность остальных лесных персонажей — мои выдумки на основе описания из словаря. Любимые из них, конечно, артаки, духи болезней и маленькая четырехглазая бесовка».



Особое место в повествовании занимают шурале — древний лесной народ, живущий по своим законам. Есть башкирский миф, повествующий о том, как в давние времена один мужчина стал замечать, что его лошади к утру покрыты пеной. Он принялся следить и обнаружил, что по ночам на них катается прекрасная женщина с длинными волосами, совершенно нагая, сидя задом наперед. Мужчина поймал ее, влюбился и женился. От его жены пошел род, названный родом шурале в честь прародительницы. Ее потомков отличают высокий рост и руки длиннее обычных — таким людям бывает трудно подобрать костюм, зато в домашнем хозяйстве или драке им нет равных благодаря огромным кулачищам.
Кого же на самом деле башкиры считали шурале? Сказочных леших, приходящих из чащи? Или действительно жившие племена, рассказы о которых обросли небылицами?
Особое место в повествовании занимают шурале — древний лесной народ, живущий по своим законам. Есть башкирский миф, повествующий о том, как в давние времена один мужчина стал замечать, что его лошади к утру покрыты пеной. Он принялся следить и обнаружил, что по ночам на них катается прекрасная женщина с длинными волосами, совершенно нагая, сидя задом наперед. Мужчина поймал ее, влюбился и женился. От его жены пошел род, названный родом шурале в честь прародительницы. Ее потомков отличают высокий рост и руки длиннее обычных — таким людям бывает трудно подобрать костюм, зато в домашнем хозяйстве или драке им нет равных благодаря огромным кулачищам.
Кого же на самом деле башкиры считали шурале? Сказочных леших, приходящих из чащи? Или действительно жившие племена, рассказы о которых обросли небылицами?
Башкир у своего дома. Деревня Яхья. Лето 1910 года
Башкирка в национальном костюме. Деревня Яхья.
Лето 1910 года
Башкир у своего дома. Деревня Яхья.
Лето 1910 года
Башкирка в национальном костюме.
Деревня Яхья. Лето 1910 года
Двор башкира. Деревня Яхья. Лето 1910 года
Мечеть в Башкирской деревне Яхья. Лето 1910 года
Двор башкира. Деревня Яхья. Лето 1910 года
Мечеть в Башкирской деревне Яхья.
Лето 1910 года
Возможно, степняки, дивясь обычаям обитателей леса, считали их существами другого вида, и степные бабушки сочиняли о них сказки, укладывая внуков. Возможно, самую обычную девушку, когда-то взятую замуж из чужого племени, стали считать шурале. Кстати, такие истории есть не только о леших — говорят, что и албасты, и другие мифические создания заключали браки с людьми, и было у них многочисленное потомство.
В течение многих столетий башкиры занимались кочевым и полукочевым скотоводством и перегоняли свои стада на большие расстояния. Их летние пастбища в разное время простирались от Волги до Иртыша, от Камы до Арала. Когда начали наступать монголы, башкиры сражались против них много лет, но в конце концов заключили договор и присоединились к Золотой Орде. В башкирских родословных-шежере перечислены имена правителей-биев, которые ездили на присягу к монгольскому хану и получили от него клич, тамгу, родовое дерево и птицу.
Возможно, степняки, дивясь обычаям обитателей леса, считали их существами другого вида, и степные бабушки сочиняли о них сказки, укладывая внуков. Возможно, самую обычную девушку, когда-то взятую замуж из чужого племени, стали считать шурале. Кстати, такие истории есть не только о леших — говорят, что и албасты, и другие мифические создания заключали браки с людьми, и было у них многочисленное потомство.
В течение многих столетий башкиры занимались кочевым и полукочевым скотоводством и перегоняли свои стада на большие расстояния. Их летние пастбища в разное время простирались от Волги до Иртыша, от Камы до Арала. Когда начали наступать монголы, башкиры сражались против них много лет, но в конце концов заключили договор и присоединились к Золотой Орде. В башкирских родословных-шежере перечислены имена правителей-биев, которые ездили на присягу к монгольскому хану и получили от него клич, тамгу, родовое дерево и птицу.
Молодой башкир. Деревня Яхья. Лето 1910 года
Общий вид башкирской деревни Яхья. Лето 1910 года
Молодой башкир. Деревня Яхья. Лето 1910 года
Общий вид башкирской деревни Яхья.
Лето 1910 года
Все это звучало неплохо, но царская власть сразу же начала нарушать условия договора. Несколько веков Башкортостан сотрясали кровопролитные восстания. Самое крупное из них — Крестьянская война во главе с Емельяном Пугачевым. Особенность ее состояла в том, что это была совместная борьба башкир, русских крестьян и других народов, проживающих на Урале и в Поволжье. Вы знаете о ней по повести «Капитанская дочка» Александра Пушкина.
Чтобы сдержать бунты башкир, в конце XVIII века их объявили военным сословием, подобным казакам. Они были обязаны нести военную службу и участвовать в войнах России. К тому же им приходилось строить дороги, укреплять границы, заготавливать лес и выполнять другие невоенные работы.
Башкиры беднели, и, когда было объявлено о строительстве хлебных магазинов в 1835 году, вспыхнуло последнее восстание. О нем упоминается и в романе «Аул». Хлебные магазины, по сути склады, предполагалось заполнять зерном, взимаемым с населения. Башкиры, к тому времени еще не перешедшие полностью к земледелию, заготавливали мало зерна, а новые обязательства оставили бы их вовсе без хлеба. Восстание было жестоко подавлено, но затем правительство пошло на некоторые уступки.
Башкирское население тяжело воспринимало переход от полукочевого скотоводства к оседлости. Но из-за сокращения пастбищ это стало насущной необходимостью — башкиры уже давно не вели такую привольную жизнь, как в старину. Сравните: если в начале XVIII века богачом считался человек, владевший пятью тысячами лошадей (баранов даже не считали), то в начале ХХ века весьма состоятельным называли того, кто мог позволить себе пятьдесят голов. Но башкиры все еще продолжали выезжать на летние кочевки, в зависимости от региона — вплоть до середины ХХ века. А кто-то просто ставил юрту во дворе — настолько сильной оставалась любовь к вольной жизни на свежем воздухе.
кинорежиссер
Все это звучало неплохо, но царская власть сразу же начала нарушать условия договора. Несколько веков Башкортостан сотрясали кровопролитные восстания. Самое крупное из них — Крестьянская война во главе с Емельяном Пугачевым. Особенность ее состояла в том, что это была совместная борьба башкир, русских крестьян и других народов, проживающих на Урале и в Поволжье. Вы знаете о ней по повести «Капитанская дочка» Александра Пушкина.
Чтобы сдержать бунты башкир, в конце XVIII века их объявили военным сословием, подобным казакам. Они были обязаны нести военную службу и участвовать в войнах России. К тому же им приходилось строить дороги, укреплять границы, заготавливать лес и выполнять другие невоенные работы.
Башкиры беднели, и, когда было объявлено о строительстве хлебных магазинов в 1835 году, вспыхнуло последнее восстание. О нем упоминается и в романе «Аул». Хлебные магазины, по сути склады, предполагалось заполнять зерном, взимаемым с населения. Башкиры, к тому времени еще не перешедшие полностью к земледелию, заготавливали мало зерна, а новые обязательства оставили бы их вовсе без хлеба. Восстание было жестоко подавлено, но затем правительство пошло на некоторые уступки.
Башкирское население тяжело воспринимало переход от полукочевого скотоводства к оседлости. Но из-за сокращения пастбищ это стало насущной необходимостью — башкиры уже давно не вели такую привольную жизнь, как в старину. Сравните: если в начале XVIII века богачом считался человек, владевший пятью тысячами лошадей (баранов даже не считали), то в начале ХХ века весьма состоятельным называли того, кто мог позволить себе пятьдесят голов. Но башкиры все еще продолжали выезжать на летние кочевки, в зависимости от региона — вплоть до середины ХХ века. А кто-то просто ставил юрту во дворе — настолько сильной оставалась любовь к вольной жизни на свежем воздухе.
Скала «Смирный камень» на р. Юрезани у моста.
Лето 1910 года
Стог сена у станции Шакши. Лето 1910 года
Скала «Смирный камень» на р. Юрезани у моста.
Лето 1910 года
Стог сена у станции Шакши. Лето 1910 года
Ученик медресе рассказывает о семейной трагедии. Его двоюродная сестра влюбилась в юношу из своего аула, но сельским ханжам это не понравилось. Травлю затеяли по высоким стандартам XIX века — чтобы Кабаниха позавидовала.
Россыпь историй о взрослении в башкирской деревне в первой половине ХХ века. Семейные драмы перемежаются веселыми мальчишескими приключениями. Главный писатель Башкирии становится собой, путешествуя по аулу вместе со старшей женой своего отца — повитухой.
Еще одна история взросления — на этот раз девочки в 1910-е годы. Если чуток отскрести соцреализм, то вполне себе энциклопедия башкирской жизни. Как рождались, влюблялись, женились, умирали на фоне южных степей Башкирии и катящего волны Большого Ика.
И бонус для сильных духом: переложение эпоса «Урал-батыр». Это не самое легкое чтение, но оно того стоит. Разъезжающий на льве главный герой — не только воин, но и философ. Его брат — сложный и яркий, как всякий уважающий себя злодей. Девчонки — тоже огонь: оборачиваются в птиц и вершат большие дела. Ну, и если надумаете писать фэнтэзи, мотивов можно утащить гору.
и нравы башкирского аула. При этом „Аул“ не очерк и даже не попытка погрузить читателей в прошлое с помощью детективного сюжета. В книге оживает фольклор: артаки, банники, шурале и другие лесные существа оказываются действующими лицами наряду с русским сиротой Сашкой
и с дочерью муллы Зайнаб. Сюжет стартует именно с Сашки, который, потеряв в дороге отца, по счастливой случайности устроился работать к одному из жителей аула — доброму дядьке Миргали. Однако в доме загадочным образом умерли сразу несколько девушек, и Сашка стал главным подозреваемым. В расследовании убийств даже красавице Алтынай предстоит вспомнить свои давние секреты. Не обойдётся и без вмешательства духов, с которыми кое-кто из персонажей познакомится ближе. „Аул“ — многоголосое повествование, где фантастическое сливается с историческим, а национальный колорит соседствует с общечеловеческими вопросами о любви и справедливости. Сложная и насыщенная оригинальными подробностями, но оттого лишь ещё сильнее затягивающая повесть».
«Библиогид»
«Библиогид»
по-разному: и как захватывающее
фэнтези или страшную сказку,
как завораживающее национальное полотно башкирской жизни,
как историю чужака, обретшего новый дом, и как собрание разных женских судеб —в них-то скрывается ключ ко всему произошедшему».
Проверьте свои познания в башкирской истории и культуре
Проверить! |
Дальше |
Результаты |
Дальше |
Результаты |
Дальше |
Результаты |
Дальше |
Результаты |
Дальше |
Результаты |
Дальше |
Результаты |
Дальше |
Результаты |
Дальше |
Результаты |
Дальше |
Результаты |
Дальше |
Результаты |
Начать заново |
Начать заново |
Начать заново |