Москва не сразу строилась… Современный мегаполис, столица самой большой страны мира, вырос из небольшого поселения среди полей и лесов. Приглашаем вас отправиться в путешествие во времени: давайте посмотрим, как появлялись знакомые каждому из нас с детства башни, церкви и площади, полюбуемся представителями различных архитектурных стилей на примере зданий, признанных шедеврами архитектуры. А поможет нам в этом книга Дениса Дроздова «Как строилась Москва» с великолепными детальными иллюстрациями Никиты Андреева.
Москва не сразу строилась… Современный мегаполис, столица самой большой страны мира, вырос из небольшого поселения среди полей и лесов. Приглашаем вас отправиться в путешествие во времени: давайте посмотрим, как появлялись знакомые каждому из нас с детства башни, церкви и площади, полюбуемся представителями различных архитектурных стилей на примере зданий, признанных шедеврами архитектуры. А поможет нам в этом книга Дениса Дроздова «Как строилась Москва» с великолепными детальными иллюстрациями Никиты Андреева.
Москва не сразу строилась… Современный мегаполис, столица самой большой страны мира, вырос из небольшого поселения среди полей и лесов. Приглашаем вас отправиться в путешествие во времени: давайте посмотрим, как появлялись знакомые каждому из нас с детства башни, церкви и площади, полюбуемся представителями различных архитектурных стилей на примере зданий, признанных шедеврами архитектуры. А поможет нам в этом книга Дениса Дроздова «Как строилась Москва» с великолепными детальными иллюстрациями Никиты Андреева.
Красная площадь
Доходный дом
Гостиница Ленинградская
Ленинградский вокзал
Большой театр
Дом Перцова
Церковь Троицы
Дом Пашкова
Доходный дом
Гостиница Ленинградская
Ленинградский вокзал
Большой театр
Дом Перцова
Церковь Троицы
Дом Пашкова
Красная площадь
Красная площадь
Красная площадь
Красная площадь — самое знаменитое место Москвы, именно здесь стремится побывать каждый турист. Знакомые нам очертания площадь приобрела в конце XVI столетия. А появилась она для того, чтобы… уберечь Кремль от пожаров!

Великий князь Иван III в конце XV века приказал избавить территорию вокруг крепости от застройки на расстоянии ста десяти саженей. Вдоль восточной стены Кремля возник свободный участок, который стали называть Пожаром (название «Красная» возникло только в следующем столетии и означало, скорее всего, «красивая»). Одной из границ Пожара был каменный ров с водой вдоль стен Кремля, другую границу образовывали деревянные торговые ряды на месте современного ГУМа. Это место стало городским общественным центром.

В память о победах Ивана Грозного над Казанским и Астраханским царствами в 1552—1554 годах здесь возвели собор Покрова Богородицы, что на Рву (известный как собор Василия Блаженного). Рядом с собором появилось каменное Лобное место — возвышение, с которого читали царские указы. Роскошное здание Государственного исторического музея было возведено в конце XIX века, ранее на этом месте поочередно располагались почтовый двор, Земский приказ, городская Дума в каменной ратуше.
Красная площадь — самое знаменитое место Москвы, именно здесь стремится побывать каждый турист. Знакомые нам очертания площадь приобрела в конце XVI столетия. А появилась она для того, чтобы… уберечь Кремль от пожаров!


Великий князь Иван III в конце XV века приказал избавить территорию вокруг крепости от застройки на расстоянии ста десяти саженей. Вдоль восточной стены Кремля возник свободный участок, который стали называть Пожаром (название «Красная» возникло только в следующем столетии и означало, скорее всего, «красивая»). Одной из границ Пожара был каменный ров с водой вдоль стен Кремля, другую границу образовывали деревянные торговые ряды на месте современного ГУМа. Это место стало городским общественным центром.


В память о победах Ивана Грозного над Казанским и Астраханским царствами в 1552—1554 годах здесь возвели собор Покрова Богородицы, что на Рву (известный как собор Василия Блаженного). Рядом с собором появилось каменное Лобное место — возвышение, с которого читали царские указы. Роскошное здание Государственного исторического музея было возведено в конце XIX века, ранее на этом месте поочередно располагались почтовый двор, Земский приказ, городская Дума в каменной ратуше.
Церковь Троицы
в Никитниках
Церковь Троицы
в Никитниках

При первых Романовых появился и достиг расцвета новый стиль архитектуры — русское (или московское) узорочье. Первым его представителем стала церковь Троицы в Никитниках, построенная в 1630-е годы. Возведенная на земле богатого купца Григория Никитникова, церковь отличается великолепным внешним декором, которому соответствует роскошное внутреннее убранство. Над ней работали лучшие мастера своего времени.

Характерные черты узорочья — пятиглавие на горке кокошников, шатровая колокольня, крыльцо с обходной галереей. Но главное — яркие украшения фасадов, созданные с помощью обычных кирпичей: их части выступают из кладки и формируют узоры.

Любимое москвичами узорочье главенствовало в архитектуре всего XVII столетия, а Троицкая церковь стала образцом для постройки многих храмов того времени.
При первых Романовых появился и достиг расцвета новый стиль архитектуры — русское (или московское) узорочье. Первым его представителем стала церковь Троицы в Никитниках, построенная в 1630-е годы. Возведенная на земле богатого купца Григория Никитникова, церковь отличается великолепным внешним декором, которому соответствует роскошное внутреннее убранство. Над ней работали лучшие мастера своего времени.


Характерные черты узорочья — пятиглавие на горке кокошников, шатровая колокольня, крыльцо с обходной галереей. Но главное — яркие украшения фасадов, созданные с помощью обычных кирпичей: их части выступают из кладки и формируют узоры.


Любимое москвичами узорочье главенствовало в архитектуре всего XVII столетия, а Троицкая церковь стала образцом для постройки многих храмов того времени.
Дом Пашкова
Дом Пашкова
Иногда главные дома дворянских усадеб возводили на вершинах холмов. На холме напротив Кремля в 1780-х годах для состоятельного дворянина Петра Пашкова был построен великолепный особняк, который теперь считают главным шедевром московского классицизма.

Дворец стоит на холме, словно на постаменте, подчеркивающем его роскошь и величие. Торжественный фасад с колоннами обращен к Кремлю. Есть, однако, у этого особняка уникальная деталь, несвойственная классицизму: его парадный фасад обращен во двор и скрыт в глубине владения!

Долгое время это было единственное светское здание Москвы, откуда можно было смотреть на Кремль не снизу, а сверху. Не зря именно сюда Михаил Булгаков помещает своих героев в одной из сцен знаменитого романа: «На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев».

В середине XIX столетия в Доме Пашкова была размещены коллекции Румянцевского музея, в том числе библиотека рукописных и печатных книг графа Николая Румянцева. Она впоследствии легла в основу фондов Российской государственной библиотеки, и в прошлом веке в доме Пашкова находилась знаменитая Ленинка (так в советское время называли главную библиотеку страны), в том числе общий читальный зал. В наши дни здесь располагаются три библиотечных отдела.
Иногда главные дома дворянских усадеб возводили на вершинах холмов. На холме напротив Кремля в 1780-х годах для состоятельного дворянина Петра Пашкова был построен великолепный особняк, который теперь считают главным шедевром московского классицизма.


Дворец стоит на холме, словно на постаменте, подчеркивающем его роскошь и величие. Торжественный фасад с колоннами обращен к Кремлю. Есть, однако, у этого особняка уникальная деталь, несвойственная классицизму: его парадный фасад обращен во двор и скрыт в глубине владения!


Долгое время это было единственное светское здание Москвы, откуда можно было смотреть на Кремль не снизу, а сверху. Не зря именно сюда Михаил Булгаков помещает своих героев в одной из сцен знаменитого романа: «На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев».


В середине XIX столетия в Доме Пашкова была размещены коллекции Румянцевского музея, в том числе библиотека рукописных и печатных книг графа Николая Румянцева. Она впоследствии легла в основу фондов Российской государственной библиотеки, и в прошлом веке в доме Пашкова находилась знаменитая Ленинка (так в советское время называли главную библиотеку страны), в том числе общий читальный зал. В наши дни здесь располагаются три библиотечных отдела.
Большой театр
Большой театр
Большой театр — одно из самых узнаваемых зданий Москвы. Возвели его в конце XVIII века на берегу реки Неглинки, на улице Петровка. Благодаря улице театр и получил свое первое название — Петровский. Вокруг теснились хаотично построенные дома.

После разрушительного пожара 1812 года, уничтожившего до 70 % жилой застройки, за восстановление города отвечала специальная Комиссия о строении Москвы во главе с архитектором Осипом Бове. Он засыпал ров на Красной площади, а также принял решение увести под землю реку Неглинку, освободив тем самым значительные территории. Это позволило спроектировать огромную прямоугольную площадь перед зданием Петровского театра. Восьмиколонный портик специально был построен со значительным отступом, что сделало его связующим звеном между зданием и пространством тогда Петровской, а теперь Театральной площади. По замыслу создателей, величественное здание театра, возвышающееся над строгой площадью, восславляло победу в Отечественной войне 1812 года.

Над входным портиком в нише красовалась скульптура Аполлона в колеснице, запряженной тройкой лошадей. Да-да, сначала лошадей было три. А уже в середине века пострадавшую гипсовую композицию сменила бронзовая — знаменитая квадрига работы Петра Клодта, которая и сегодня парит над портиком и хорошо знакома каждому, кто держал в руках сторублевую купюру.
Большой театр — одно из самых узнаваемых зданий Москвы. Возвели его в конце XVIII века на берегу реки Неглинки, на улице Петровка. Благодаря улице театр и получил свое первое название — Петровский. Вокруг теснились хаотично построенные дома.


После разрушительного пожара 1812 года, уничтожившего до 70 % жилой застройки, за восстановление города отвечала специальная Комиссия о строении Москвы во главе с архитектором Осипом Бове. Он засыпал ров на Красной площади, а также принял решение увести под землю реку Неглинку, освободив тем самым значительные территории. Это позволило спроектировать огромную прямоугольную площадь перед зданием Петровского театра. Восьмиколонный портик специально был построен со значительным отступом, что сделало его связующим звеном между зданием и пространством тогда Петровской, а теперь Театральной площади. По замыслу создателей, величественное здание театра, возвышающееся над строгой площадью, восславляло победу в Отечественной войне
1812 года.


Над входным портиком в нише красовалась скульптура Аполлона в колеснице, запряженной тройкой лошадей. Да-да, сначала лошадей было три. А уже в середине века пострадавшую гипсовую композицию сменила бронзовая — знаменитая квадрига работы Петра Клодта, которая и сегодня парит над портиком и хорошо знакома каждому, кто держал в руках сторублевую купюру.

Ленинградский вокзал
Ленинградский вокзал
С конца XVIII века Российская империя развивала железнодорожный транспорт. В 1830-х годах была построена первая железнодорожная линия, соединяющая столицу — Петербург — и Царское село. К середине столетия начала действовать Николаевская железная дорога между Петербургом и Москвой. К ее открытию в 1851 году построили вокзалы в обоих городах по единому архитектурному проекту знаменитого архитектора Константина Андреевича Тона. С тех пор Москва стала железнодорожным центром России.

Первый вокзал города логично назвали Петербургским (позже он именовался Николаевским, а затем Ленинградским). Место для него выбрали на окраине города, чтобы спокойствие горожан не отравлял шум поездов. Строгий и лаконичный классический главный фасад с приставными колоннами выходил на Каланчёвскую (ныне Комсомольскую) площадь. Верхние части здания со сдвоенными оконными проемами оформлены в стилистике итальянского Возрождения. Высокий нижний этаж имеет черты русского стиля с характерными для архитектуры XVII века гирьками (деталь в виде перевернутой пирамидки, украшающая место смыкания двух декоративных арочек).

Общественное значение вокзала подчеркивает двухъярусная часовая башня. Внутри почти все пространство первого этажа занимает просторный зал ожидания.
С конца XVIII века Российская империя развивала железнодорожный транспорт. В 1830-х годах была построена первая железнодорожная линия, соединяющая столицу — Петербург — и Царское село. К середине столетия начала действовать Николаевская железная дорога между Петербургом и Москвой. К ее открытию в 1851 году построили вокзалы в обоих городах по единому архитектурному проекту знаменитого архитектора Константина Андреевича Тона. С тех пор Москва стала железнодорожным центром России.


Первый вокзал города логично назвали Петербургским (позже он именовался Николаевским, а затем Ленинградским). Место для него выбрали на окраине города, чтобы спокойствие горожан не отравлял шум поездов. Строгий и лаконичный классический главный фасад с приставными колоннами выходил на Каланчёвскую (ныне Комсомольскую) площадь. Верхние части здания со сдвоенными оконными проемами оформлены в стилистике итальянского Возрождения. Высокий нижний этаж имеет черты русского стиля с характерными для архитектуры XVII века гирьками (деталь в виде перевернутой пирамидки, украшающая место смыкания двух декоративных арочек).
Общественное значение вокзала подчеркивает двухъярусная часовая башня. Внутри почти все пространство первого этажа занимает просторный зал ожидания.
Дом Перцова
Дом Перцова
Это удивительное здание на Пречистенской набережной было построено в 1905—1907 годах в неорусском стиле. Инженер путей сообщения и предприниматель Петр Перцов купил участок на набережной ради прекрасного вида на Москву-реку, Кремль и Храм Христа-Спасителя. Изначально это был доходный дом для творческой интеллигенции. Официально дом принадлежал жене Петра Перцова Зинаиде.

Дом Перцовой получил прозвище «Дом-сказка». И это неудивительно! Здание напоминает сказочный терем. Здесь приемы древнерусского зодчества искусно соединены с эстетикой модерна. Балконы-теремки, майоликовые панно с мифическими существами, кронштейны в виде драконов, искусная резьба — его детали можно рассматривать бесконечно. Здесь не просто выдающаяся архитектура, здесь синтез искусства, объединение всех элементов здания в единый художественный образ. Это одна из важных идей модерна, который в это время главенствовал в мировой архитектуре.

Интересно, что, как и у других доходных домов, задняя часть дома по сравнению с роскошными фасадами оформлена просто и без изысков.
Это удивительное здание на Пречистенской набережной было построено в 1905—1907 годах в неорусском стиле. Инженер путей сообщения и предприниматель Петр Перцов купил участок на набережной ради прекрасного вида на Москву-реку, Кремль и Храм Христа-Спасителя. Изначально это был доходный дом для творческой интеллигенции. Официально дом принадлежал жене Петра Перцова Зинаиде.


Дом Перцовой получил прозвище «Дом-сказка». И это неудивительно! Здание напоминает сказочный терем. Здесь приемы древнерусского зодчества искусно соединены с эстетикой модерна. Балконы-теремки, майоликовые панно с мифическими существами, кронштейны в виде драконов, искусная резьба — его детали можно рассматривать бесконечно. Здесь не просто выдающаяся архитектура, здесь синтез искусства, объединение всех элементов здания в единый художественный образ. Это одна из важных идей модерна, который в это время главенствовал в мировой архитектуре.


Интересно, что, как и у других доходных домов, задняя часть дома по сравнению с роскошными фасадами оформлена просто и без изысков.

Доходный дом Северного страхового общества на Ильинке
Доходный дом Северного страхового общества на Ильинке
Модерн просуществовал недолго, оставив после себя великолепные здания и великие имена. А уже в 1910-х годах архитекторы вернулись к канонам классического стиля, и в столице стали появляться дома в стиле неоклассицизма. В условиях эклектичной застройки вернулось желание создавать стройные городские ансамбли.

Дом Северного страхового общества (1909-1911 годы) как раз и построен так, как возводили значимые здания в эпоху классицизма: он играет ведущую роль в застройке Новой площади в полукилометре от Кремля. Большой пяти-шестиэтажный дом, состоящий сразу из двух корпусов, для того времени был чем-то новым и удивительным. Архитекторы органично вписали громаду в существующую застройку: рядом находилась Китайгородская стена, Ильинские ворота и храм Николая Чудотворца. Они уже исчезли, а здание Северного страхового общества радует взгляд и сегодня. Особенно выделяются вертикальные части, замыкающие два крыла здания — башня с часами и мощная ротонда с куполом. Ротонду под куполом опоясывают два ряда небольших окошек: полукруглые и под ними прямоугольные, перемежающиеся с барельефами (к сожалению, утраченными). Зато сохранились барельефы на часовой башне.

Другие яркие представители московского неоклассицизма — главное здание Пушкинского музея и Киевский вокзал (в строительстве которого принимали участие архитекторы, спроектировавшие доходный дом на Ильинке).
Модерн просуществовал недолго, оставив после себя великолепные здания и великие имена. А уже в 1910-х годах архитекторы вернулись к канонам классического стиля, и в столице стали появляться дома в стиле неоклассицизма. В условиях эклектичной застройки вернулось желание создавать стройные городские ансамбли.


Дом Северного страхового общества (1909-1911 годы) как раз и построен так, как возводили значимые здания в эпоху классицизма: он играет ведущую роль в застройке Новой площади в полукилометре от Кремля. Большой пяти-шестиэтажный дом, состоящий сразу из двух корпусов, для того времени был чем-то новым и удивительным. Архитекторы органично вписали громаду в существующую застройку: рядом находилась Китайгородская стена, Ильинские ворота и храм Николая Чудотворца. Они уже исчезли, а здание Северного страхового общества радует взгляд и сегодня. Особенно выделяются вертикальные части, замыкающие два крыла здания — башня с часами и мощная ротонда с куполом. Ротонду под куполом опоясывают два ряда небольших окошек: полукруглые и под ними прямоугольные, перемежающиеся с барельефами (к сожалению, утраченными). Зато сохранились барельефы на часовой башне.


Другие яркие представители московского неоклассицизма — главное здание Пушкинского музея и Киевский вокзал (в строительстве которого принимали участие архитекторы, спроектировавшие доходный дом на Ильинке).

Гостиница Ленинградская на Комсомольской площади

Гостиница Ленинградская на Комсомольской площади

Советская эпоха оставила немало сооружений, без которых сегодня невозможно представить Москву. Одним из достижений советской архитектуры стали высотные здания, появившиеся после Великой Отечественной войны. Идея их строительства возникла в 1947 году, когда Москва праздновала восьмисотлетний юбилей. Предполагалось, что будет построено восемь зданий — по одному на каждые сто лет московской истории, но одну высотку так и не возвели. Здания решили не возводить рядом, как это практиковалось в Америке, а распределили по историческому центру, чтобы они стали важнейшими доминантами разных частей Москвы. Все высотки органично сочетаются с окружающей застройкой.

Расскажем подробнее о стиле «сталинских высоток» на примере гостиницы «Ленинградская» на Комсомольской площади. Ее высота — 139 метров. Поскольку при строительстве выяснилось, что через площадь протекают подземные реки, потребовалось дополнительно укреплять фундамент.

Архитектурный стиль, в котором спроектированы высотные здания, впоследствии назвали сталинским ампиром, или стилем триумф. В оформлении зданий есть аллюзии на средневековое русское зодчество: центральная секция напоминает кремлевскую башню, главный вход похож на теремное крыльцо. На смену минимализму приходит декоративность, среди украшений — многопрофильные карнизы, гирьки, барельефы и горельефы, пинакли (декоративные башенки). Некоторые декоративные элементы (ребра шпиля, розетки между пилонами, шары на обелисках) позолочены. «Сталинские высотки» и сегодня остаются украшением Москвы. Огромные здания увенчаны шпилями, что связывало их с остроконечными башнями Кремля, древнейшей цитадели, с которой и началась Москва…
Советская эпоха оставила немало сооружений, без которых сегодня невозможно представить Москву. Одним из достижений советской архитектуры стали высотные здания, появившиеся после Великой Отечественной войны. Идея их строительства возникла в 1947 году, когда Москва праздновала восьмисотлетний юбилей. Предполагалось, что будет построено восемь зданий — по одному на каждые сто лет московской истории, но одну высотку так и не возвели. Здания решили не возводить рядом, как это практиковалось в Америке, а распределили по историческому центру, чтобы они стали важнейшими доминантами разных частей Москвы. Все высотки органично сочетаются с окружающей застройкой.


Расскажем подробнее о стиле «сталинских высоток» на примере гостиницы «Ленинградская» на Комсомольской площади. Ее высота — 139 метров. Поскольку при строительстве выяснилось, что через площадь протекают подземные реки, потребовалось дополнительно укреплять фундамент.


Архитектурный стиль, в котором спроектированы высотные здания, впоследствии назвали сталинским ампиром, или стилем триумф. В оформлении зданий есть аллюзии на средневековое русское зодчество: центральная секция напоминает кремлевскую башню, главный вход похож на теремное крыльцо. На смену минимализму приходит декоративность, среди украшений — многопрофильные карнизы, гирьки, барельефы и горельефы, пинакли (декоративные башенки). Некоторые декоративные элементы (ребра шпиля, розетки между пилонами, шары на обелисках) позолочены. «Сталинские высотки» и сегодня остаются украшением Москвы. Огромные здания увенчаны шпилями, что связывало их с остроконечными башнями Кремля, древнейшей цитадели, с которой и началась Москва…
Полный доступ к Лабиринту
Найдем вас в Лабиринте или зарегистрируем
Мы отправили SMS с кодом на
Не получили код?
Можно повторить сек. Отправить еще раз
Ответьте на звонок
В течение минуты на позвонит робот и сообщит код подтверждения
Не поступил звонок?
Можно повторить через сек. Позвонить еще раз
Новый пользователь
Мы отправили SMS с кодом на
Не получили код?
Можно повторить через сек. Отправить еще раз
Ответьте на звонок
В течение минуты на позвонит робот и сообщит код подтверждения
Не поступил звонок?
Можно повторить через сек. Позвонить еще раз
Подтвердите почту
Не получили письмо? Можно повторить через сек. Отправить еще раз
Мы отправили код на вашу эл.почту
Не получили письмо? Можно повторить через сек. Отправить еще раз
Ожидание

Подождите, пожалуйста, идет обработка данных...

Добавьте контактные данные
В вашем профиле нет контактных данных
Вы зарегистрированы!

Теперь вы можете использовать для входа кнопку или свой код скидки .

Подключение

В Лабиринте уже зарегистрирован пользователь с телефоном .
Он сможет входить в Лабиринт через , и заполнить свой профиль данными, предоставленными этим сервисом.

Вернуться и выбрать другой способ входа
Подключение

В Лабиринте уже зарегистрирован пользователь с адресом .
Он сможет входить в Лабиринт через , и заполнить свой профиль данными, предоставленными этим сервисом.

Вернуться и выбрать другой способ входа
Спасибо!

Ваш сохранён.

клуб ЖЖ
Введите Ваш логин в ЖЖ, и цена товаров пересчитается согласно величине Вашей скидки
Введите Логин в ЖЖ:
  
пример: username