Небольшой отгороженный от мира башкирский аул. По одну сторону — склоны гор и бурная речка Бурэлэ, по другую — темный лес урман. В нем правит древний лесной клан — длиннорукие шурале, с серо-зеленой кожей и рогом во лбу. Оттуда доносятся звуки домбры и гортанные крики шестипалых артаков, пляшущих воинский танец перед юртой сына ведьмы-албасты. Духи болезней в обличье скалящих зубы громадных темных псов рыщут по лесу в поисках добычи. Четырехглазая бесовка с медным носом и когтями прячется за скрюченными стволами, в которых живут души деревьев.

Жизни аула и урмана тесно связаны. Порой молодые парни
берут себе в жены красивых зеленоглазых шуралих, и тогда рождаются дети — полулюди, полунечисть, принадлежащие к обоим мирам. Лесные духи захаживают в гости к своим аульскими родичами — банниками и духами хлева. Но одна всеми давно забытая история не дает установиться миру между аулом и урманом. И семь юных девушек погибают, чтобы вернуть старый долг.
Небольшой отгороженный от мира башкирский аул. По одну сторону — склоны гор и бурная речка Бурэлэ, по другую — темный лес урман. В нем правит древний лесной клан — длиннорукие шурале, с серо-зеленой кожей и рогом во лбу. Оттуда доносятся звуки домбры и гортанные крики шестипалых артаков, пляшущих воинский танец перед юртой сына ведьмы-албасты. Духи болезней в обличье скалящих зубы громадных темных псов рыщут по лесу в поисках добычи. Четырехглазая бесовка с медным носом и когтями прячется за скрюченными стволами, в которых живут души деревьев.

Жизни аула и урмана тесно связаны. Порой молодые парни берут себе в жены красивых зеленоглазых шуралих, и тогда рождаются дети — полулюди, полунечисть, принадлежащие к обоим мирам. Лесные духи захаживают в гости к своим аульскими родичами — банниками и духами хлева. Но одна всеми давно забытая история не дает установиться миру между аулом и урманом. И семь юных девушек погибают, чтобы вернуть старый долг.

В «Ауле» вам встретилось немало слов на башкирском языке. Значение некоторых легко понять из контекста, а вот другие могут остаться загадкой.

Первая большая группа — это обращения к родственникам и односельчанам. Маму и папу башкиры называют эсэй и атай. Взрослую женщину окликнут на улице: «Апай или «Енге!» — это тетушки разной степени родства. Бабушек величают иней или олэсэй, а девочек — кызым или хылыу, доченька или сестренка. Пожилому мужчине пожмут руки с почтительным зуратай, к дяде обратятся агай, а к мальчику — улым или кустым, сынок или братишка. Для самых маленьких не пожалеют и других ласковых слов: матурым — моя красивая, алтыным — мое золото.

После свадебного обряда — никаха девушку станут звать килен, невестка, а старших женщин в семье — кайнэ. Это и свекровь, и теща. Может быть, кто-то из них даже удостоится звания остабики — самой знающей и уважаемой женщины в селении.

Жители башкирских аулов с почтением относятся к священнослужителям и людям, получившим образование. Для них есть специальные обращения: хазрат, хальфа. Жену муллы тоже называют по-особенному — абыстай.

Следующая группа незнакомых слов связана с деревенским бытом. Наши герои ложатся спать на перину-ястык, берут в руки блюда-тустаки, в бане парятся на специальной полке — ляука, подкидывают дрова в печки-чувалы. В этой истории много героинь-девушек, так что без названий нарядов тоже не обойтись. Поверх рубашки-кульдэк накидывается камзол-елян, голову покрывает платок-кушъяулык, звенят накосники — сулпы и сэскапы, блестят роскошные нагрудные украшения из монет и кораллов — хакалы, на ногах красуются сапожки или ката.

Особенно старательно девочки наряжаются, конечно, на большой праздник — йыйын. Туда собираются жители сразу нескольких деревень, приезжают со своими песнями и сказители-сэсэны. Нередко бывают конные скачки — байга. Для когда-то полукочевого народа лошади священны, и редкий эпос обходится без упоминания крылатого коня Акбузата и его потомков.

Тем, кто не попал на веселье, обязательно принесут вкусный гостинец — кустэнэс. Вот бы еще ночью его не утащила домашняя нечисть — бисура. Вокруг караулят и другие злые силы — чего стоят кровопийцы мэскей и убыр! Если хотите узнать о них побольше, рекомендуем книги Шамиля Идиатуллина. Татарские духи состоят в тесном родстве с башкирскими.

А еще, как и в других языках, в башкирском есть диалекты, и иногда одни и те же понятия могут обозначаться разными словами. Не удивляйтесь, если приедете в гости в Башкортостан, а дедушку при вас назовут не зуратай, а картатай или бабыкай. Республика большая, и наречий в ней немало.
Асия Арсланова

В «Ауле» вам встретилось немало слов на башкирском языке. Значение некоторых легко понять из контекста, а вот другие могут остаться загадкой.

Первая большая группа — это обращения к родственникам и односельчанам. Маму и папу башкиры называют эсэй и атай. Взрослую женщину окликнут на улице: «Апай!» или «Енге!» — это тетушки разной степени родства. Бабушек величают иней или олэсэй, а девочек — кызым или хылыу, доченька или сестренка. Пожилому мужчине пожмут руки с почтительным зуратай, к дяде обратятся агай, а к мальчику — улым или кустым, сынок или братишка. Для самых маленьких не пожалеют и других ласковых слов: матурым — моя красивая, алтыным — мое золото.

После свадебного обряда — никаха девушку станут звать килен, невестка, а старших женщин в семье — кайнэ. Это и свекровь, и теща. Может быть, кто-то из них даже удостоится звания остабики — самой знающей и уважаемой женщины в селении.

Жители башкирских аулов с почтением относятся к священнослужителям и людям, получившим образование. Для них есть специальные обращения: хазрат, хальфа. Жену муллы тоже называют по-особенному — абыстай.

Следующая группа незнакомых слов связана с деревенским бытом. Наши герои ложатся спать на перину-ястык, берут в руки блюда-тустаки, в бане парятся на специальной полке — ляука, подкидывают дрова в печки-чувалы. В этой истории много героинь-девушек, так что без названий нарядов тоже не обойтись. Поверх рубашки-кульдэк накидывается камзол-елян, голову покрывает платок-кушъяулык, звенят накосники — сулпы и сэскапы, блестят роскошные нагрудные украшения из монет и кораллов — хакалы, на ногах красуются сапожки или ката.

Особенно старательно девочки наряжаются, конечно, на большой праздник — йыйын. Туда собираются жители сразу нескольких деревень, приезжают со своими песнями и сказители-сэсэны. Нередко бывают конные скачки — байга. Для когда-то полукочевого народа лошади священны, и редкий эпос обходится без упоминания крылатого коня Акбузата и его потомков.

Тем, кто не попал на веселье, обязательно принесут вкусный гостинец — кустэнэс. Вот бы еще ночью его не утащила домашняя нечисть — бисура. Вокруг караулят и другие злые силы — чего стоят кровопийцы мэскей и убыр! Если хотите узнать о них побольше, рекомендуем книги Шамиля Идиатуллина. Татарские духи состоят в тесном родстве с башкирскими.

А еще, как и в других языках, в башкирском есть диалекты, и иногда одни и те же понятия могут обозначаться разными словами. Не удивляйтесь, если приедете в гости в Башкортостан, а дедушку при вас назовут не зуратай, а картатай или бабыкай. Республика большая, и наречий в ней немало.
В тексте множество башкирских исторических реалий, так что пришлось хорошенько покопаться в книгах о культуре этого народа, их укладе жизни, прикладном искусстве. Чтобы нащупать персонажей, я рассматривала фотографии, старые и современные — пыталась понять особенности башкирских лиц. Образы девушек пришли быстро благодаря яркому описанию их характеров. Я попробовала передать через одежду и жесты особенности героинь — то, чем они занимаются,
что им интересно.

В изображении девушек есть важная деталь: у некоторых из них головы не покрыты, хотя, согласно историческому контексту, должны быть. С головными уборами все оказалось непросто, потому что они менялись в зависимости от статуса женщины. Вначале я ошиблась и нарядила всех в кашмау — убор замужних женщин. Позже пришлось их „снять“ и придумать, что делать дальше. Дочку старшины Алтынай, „правильную“ и скромную девушку, я в итоге нарисовала в платке, а дочка муллы Зайнаб, мечтающая о знаниях и свободе, осталась с непокрытой головой. Шаура, дочь охотника, и Хадия, дочь пастуха, тоже ходят с непокрытыми косами — потому что они как бы вне аула, чужие для него.

Сашка, как и девочки, нарисовался сразу. Светловолосый, слегка веснушчатый, немного нелепый и растерянный. Но все-таки самыми интересными персонажами для рисования стали не главные герои, а создания из башкирского фольклора. Я вообще очень люблю рисовать нелюдь. Здесь можно оторваться по полной — делать странные лица и фигуры, страшные глаза и руки… красота! С описаниями нечисти мне помогла автор, прислав выдержки из словаря башкирской мифологии. Единственными, у кого уже сложился общепринятый облик, оказались шурале (лесной люд), поэтому тут референсы я нашла легко. Внешность остальных лесных персонажей — мои выдумки на основе описания из словаря. Любимые из них, конечно, артаки, духи болезней и маленькая четырехглазая бесовка.
Эскизы к иллюстрациям
Эскизы к иллюстрациям
«?В тексте множество башкирских исторических реалий, так что пришлось хорошенько покопаться в книгах о культуре этого народа, их укладе жизни, прикладном искусстве. Чтобы нащупать персонажей, я рассматривала фотографии, старые и современные — пыталась понять особенности башкирских лиц. Образы девушек пришли быстро благодаря яркому описанию их характеров. Я попробовала передать через одежду и жесты особенности героинь — то, чем они занимаются, что им интересно.

В изображении девушек есть важная деталь: у некоторых из них головы не покрыты, хотя, согласно историческому контексту, должны быть. С головными уборами все оказалось непросто, потому что они менялись в зависимости от статуса женщины. Вначале я ошиблась и нарядила всех в кашпау — убор замужних женщин. Позже пришлось их „снять“ и придумать, что делать дальше. Дочку старшины Алтынай, „правильную“ и скромную девушку, я в итоге нарисовала в платке, а дочка муллы Зайнаб, мечтающая о знаниях и свободе, осталась с непокрытой головой. Шаура, дочь охотника, и Хадия, дочь пастуха, тоже ходят с непокрытыми косами — потому что они как бы вне аула, чужие для него.

Сашка, как и девочки, нарисовался сразу. Светловолосый, слегка веснушчатый, немного нелепый и растерянный. Но все-таки самыми интересными персонажами для рисования стали не главные герои, а создания из башкирского фольклора. Я вообще очень люблю рисовать нелюдь. Здесь можно оторваться по полной — делать странные лица и фигуры, страшные глаза и руки… красота!

С описаниями нечисти мне помогла автор, прислав выдержки из словаря башкирской мифологии. Единственными, у кого уже сложился общепринятый облик, оказались шурале (лесной люд), поэтому тут референсы я нашла легко. Внешность остальных лесных персонажей — мои выдумки на основе описания из словаря. Любимые из них, конечно, артаки, духи болезней и маленькая четырехглазая бесовка».
Роман Асии Арслановой «Аул» сперва окунает нас в остросюжетный детектив, и мы ждем, что убийцей окажется злобный сосед, или пришлый разбойник, или коварная отравительница. Но чем дальше развивается сюжет, тем глубже он заводит нас в лес, в причудливый мир, который населяют самые разные мифологические существа: шурале (лешие), албасты (демоны ночного удушья), бисура (бесы), эйе (духи) и многие другие.

Особое место в повествовании занимают шурале — древний лесной народ, живущий по своим законам. Есть башкирский миф, повествующий о том, как в давние времена один мужчина стал замечать, что его лошади к утру покрыты пеной. Он принялся следить и обнаружил, что по ночам на них катается прекрасная женщина с длинными волосами, совершенно нагая, сидя задом наперед. Мужчина поймал ее, влюбился и женился. От его жены пошел род, названный родом шурале в честь прародительницы. Ее потомков отличают высокий рост и руки длиннее обычных — таким людям бывает трудно подобрать костюм, зато в домашнем хозяйстве или драке им нет равных благодаря огромным кулачищам.

Кого же на самом деле башкиры считали шурале? Сказочных леших, приходящих из чащи? Или действительно жившие племена, рассказы о которых обросли небылицами?
Роман Асии Арслановой «Аул» сперва окунает нас в остросюжетный детектив, и мы ждем, что убийцей окажется злобный сосед, или пришлый разбойник, или коварная отравительница. Но чем дальше развивается сюжет, тем глубже он заводит нас в лес, в причудливый мир, который населяют самые разные мифологические существа: шурале (лешие), албасты (демоны ночного удушья), бисура (бесы), эйе (духи) и многие другие.

Особое место в повествовании занимают шурале — древний лесной народ, живущий по своим законам. Есть башкирский миф, повествующий о том, как в давние времена один мужчина стал замечать, что его лошади к утру покрыты пеной. Он принялся следить и обнаружил, что по ночам на них катается прекрасная женщина с длинными волосами, совершенно нагая, сидя задом наперед. Мужчина поймал ее, влюбился и женился. От его жены пошел род, названный родом шурале в честь прародительницы. Ее потомков отличают высокий рост и руки длиннее обычных — таким людям бывает трудно подобрать костюм, зато в домашнем хозяйстве или драке им нет равных благодаря огромным кулачищам.

Кого же на самом деле башкиры считали шурале? Сказочных леших, приходящих из чащи? Или действительно жившие племена, рассказы о которых обросли небылицами?
С.М. Прокудин-Горский.
Башкир у своего дома. Деревня Яхья. Лето 1910 года




С.М. Прокудин-Горский.
Башкирка в национальном костюме. Деревня Яхья.
Лето 1910 года





С.М. Прокудин-Горский.
Башкир у своего дома. Деревня Яхья.
Лето 1910 года




С.М. Прокудин-Горский.
Башкирка в национальном костюме.
Деревня Яхья. Лето 1910 года





С.М. Прокудин-Горский.
Двор башкира. Деревня Яхья. Лето 1910 года



С.М. Прокудин-Горский.
Мечеть в Башкирской деревне Яхья. Лето 1910 года




С.М. Прокудин-Горский.
Двор башкира. Деревня Яхья. Лето 1910 года



С.М. Прокудин-Горский.
Мечеть в Башкирской деревне Яхья.
Лето 1910 года




Чтобы разобраться, окунемся в историю края. Давным-давно, в середине первого тысячелетия, на территории современного Башкортостана обитали народы, о которых мы знаем только по раскопкам ученых. Поэтому названия им давали по местности, в которой впервые была обнаружена та или иная культура. В раннем железном веке степные племена — сарматы жили здесь бок о бок с лесными — караабызскими, пьяноборскими и другими. Если степные разводили скот, то лесные промышляли бортничеством, охотой и собирательством, держали в хозяйстве некоторых животных. Племена торговали между собой и обменивались украшениями и орудиями, но их культуры долгое время оставались самобытными — значит, они осторожно относились к контактам друг с другом.

Возможно, степняки, дивясь обычаям обитателей леса, считали их существами другого вида, и степные бабушки сочиняли о них сказки, укладывая внуков. Возможно, самую обычную девушку, когда-то взятую замуж из чужого племени, стали считать шурале. Кстати, такие истории есть не только о леших — говорят, что и албасты, и другие мифические создания заключали браки с людьми, и было у них многочисленное потомство.

В течение многих столетий башкиры занимались кочевым и полукочевым скотоводством и перегоняли свои стада на большие расстояния. Их летние пастбища в разное время простирались от Волги до Иртыша, от Камы до Арала. Когда начали наступать монголы, башкиры сражались против них много лет, но в конце концов заключили договор и присоединились к Золотой Орде. В башкирских родословных-шежере перечислены имена правителей-биев, которые ездили на присягу к монгольскому хану и получили от него клич, тамгу, родовое дерево и птицу.
Чтобы разобраться, окунемся в историю края. Давным-давно, в середине первого тысячелетия, на территории современного Башкортостана обитали народы, о которых мы знаем только по раскопкам ученых. Поэтому названия им давали по местности, в которой впервые была обнаружена та или иная культура. В раннем железном веке степные племена — сарматы жили здесь бок о бок с лесными — караабызскими, пьяноборскими и другими. Если степные разводили скот, то лесные промышляли бортничеством, охотой и собирательством, держали в хозяйстве некоторых животных. Племена торговали между собой и обменивались украшениями и орудиями, но их культуры долгое время оставались самобытными — значит, они осторожно относились к контактам друг с другом.

Возможно, степняки, дивясь обычаям обитателей леса, считали их существами другого вида, и степные бабушки сочиняли о них сказки, укладывая внуков. Возможно, самую обычную девушку, когда-то взятую замуж из чужого племени, стали считать шурале. Кстати, такие истории есть не только о леших — говорят, что и албасты, и другие мифические создания заключали браки с людьми, и было у них многочисленное потомство.

В течение многих столетий башкиры занимались кочевым и полукочевым скотоводством и перегоняли свои стада на большие расстояния. Их летние пастбища в разное время простирались от Волги до Иртыша, от Камы до Арала. Когда начали наступать монголы, башкиры сражались против них много лет, но в конце концов заключили договор и присоединились к Золотой Орде. В башкирских родословных-шежере перечислены имена правителей-биев, которые ездили на присягу к монгольскому хану и получили от него клич, тамгу, родовое дерево и птицу.
С.М. Прокудин-Горский.
Молодой башкир. Деревня Яхья. Лето 1910 года



С.М. Прокудин-Горский.
Общий вид башкирской деревни Яхья. Лето 1910 года


С.М. Прокудин-Горский.
Молодой башкир. Деревня Яхья. Лето 1910 года



С.М. Прокудин-Горский.
Общий вид башкирской деревни Яхья.
Лето 1910 года


После распада Большой Орды земли башкир оказались под властью Ногайской Орды, Казанского и Сибирского ханств. Когда пала Казань, башкирские племена решили войти в состав Русского государства. Иван Грозный, обрадовавшись добровольному присоединению башкир (Казань далась ему великой кровью), пообещал им наследуемое право на земли, самоуправление, невмешательство во внутреннюю политику и религию. От башкир же требовалось охранять границы государства, нести воинскую повинность и платить подать-ясак.

Все это звучало неплохо, но царская власть сразу же начала нарушать условия договора. Несколько веков Башкортостан сотрясали кровопролитные восстания. Самое крупное из них — Крестьянская война во главе с Емельяном Пугачевым. Особенность ее состояла в том, что это была совместная борьба башкир, русских крестьян и других народов, проживающих на Урале и в Поволжье. Вы знаете о ней по повести «Капитанская дочка» Александра Пушкина.

Чтобы сдержать бунты башкир, в конце XVIII века их объявили военным сословием, подобным казакам. Они были обязаны нести военную службу и участвовать в войнах России. К тому же им приходилось строить дороги, укреплять границы, заготавливать лес и выполнять другие невоенные работы.

Башкиры беднели, и, когда было объявлено о строительстве хлебных магазинов в 1835 году, вспыхнуло последнее восстание. О нем упоминается и в романе «Аул». Хлебные магазины, по сути склады, предполагалось заполнять зерном, взимаемым с населения. Башкиры, к тому времени еще не перешедшие полностью к земледелию, заготавливали мало зерна, а новые обязательства оставили бы их вовсе без хлеба. Восстание было жестоко подавлено, но затем правительство пошло на некоторые уступки.

Башкирское население тяжело воспринимало переход от полукочевого скотоводства к оседлости. Но из-за сокращения пастбищ это стало насущной необходимостью — башкиры уже давно не вели такую привольную жизнь, как в старину. Сравните: если в начале XVIII века богачом считался человек, владевший пятью тысячами лошадей (баранов даже не считали), то в начале ХХ века весьма состоятельным называли того, кто мог позволить себе пятьдесят голов. Но башкиры все еще продолжали выезжать на летние кочевки, в зависимости от региона — вплоть до середины ХХ века. А кто-то просто ставил юрту во дворе — настолько сильной оставалась любовь к вольной жизни на свежем воздухе.
Тансулпан Буракаева,
кинорежиссер

После распада Большой Орды земли башкир оказались под властью Ногайской Орды, Казанского и Сибирского ханств. Когда пала Казань, башкирские племена решили войти в состав Русского государства. Иван Грозный, обрадовавшись добровольному присоединению башкир (Казань далась ему великой кровью), пообещал им наследуемое право на земли, самоуправление, невмешательство во внутреннюю политику и религию. От башкир же требовалось охранять границы государства, нести воинскую повинность и платить подать-ясак.

Все это звучало неплохо, но царская власть сразу же начала нарушать условия договора. Несколько веков Башкортостан сотрясали кровопролитные восстания. Самое крупное из них — Крестьянская война во главе с Емельяном Пугачевым. Особенность ее состояла в том, что это была совместная борьба башкир, русских крестьян и других народов, проживающих на Урале и в Поволжье. Вы знаете о ней по повести «Капитанская дочка» Александра Пушкина.

Чтобы сдержать бунты башкир, в конце XVIII века их объявили военным сословием, подобным казакам. Они были обязаны нести военную службу и участвовать в войнах России. К тому же им приходилось строить дороги, укреплять границы, заготавливать лес и выполнять другие невоенные работы.

Башкиры беднели, и, когда было объявлено о строительстве хлебных магазинов в 1835 году, вспыхнуло последнее восстание. О нем упоминается и в романе «Аул». Хлебные магазины, по сути склады, предполагалось заполнять зерном, взимаемым с населения. Башкиры, к тому времени еще не перешедшие полностью к земледелию, заготавливали мало зерна, а новые обязательства оставили бы их вовсе без хлеба. Восстание было жестоко подавлено, но затем правительство пошло на некоторые уступки.

Башкирское население тяжело воспринимало переход от полукочевого скотоводства к оседлости. Но из-за сокращения пастбищ это стало насущной необходимостью — башкиры уже давно не вели такую привольную жизнь, как в старину. Сравните: если в начале XVIII века богачом считался человек, владевший пятью тысячами лошадей (баранов даже не считали), то в начале ХХ века весьма состоятельным называли того, кто мог позволить себе пятьдесят голов. Но башкиры все еще продолжали выезжать на летние кочевки, в зависимости от региона — вплоть до середины ХХ века. А кто-то просто ставил юрту во дворе — настолько сильной оставалась любовь к вольной жизни на свежем воздухе.
С.М. Прокудин-Горский.
Скала «Смирный камень» на р. Юрезани у моста.
Лето 1910 года

С.М. Прокудин-Горский.
Стог сена у станции Шакши. Лето 1910 года


С.М. Прокудин-Горский.
Скала «Смирный камень» на р. Юрезани у моста.
Лето 1910 года

С.М. Прокудин-Горский.
Стог сена у станции Шакши. Лето 1910 года


Уфимская писательница, окончила филологический факультет Башкирского государственного университета и прошла несколько писательских курсов в Creative Writing School. Рассказы, написанные ей в рамках курсов, входили в списки лучших, публиковались в коллективных сборниках школы и занимали призовые места в таких литературных конкурсах, как международный «Русский Гофман» и татарский «Сказки наших дней». Роман «Аул» стал финалистом литературного конкурса «Книгуру» и получил приз симпатий экспертного совета (2022).
Уфимская писательница, окончила филологический факультет Башкирского государственного университета и прошла несколько писательских курсов в Creative Writing School. Рассказы, написанные ей в рамках курсов, входили в списки лучших, публиковались в коллективных сборниках школы и занимали призовые места в таких литературных конкурсах, как международный «Русский Гофман» и татарский «Сказки наших дней». Роман «Аул» стал финалистом литературного конкурса «Книгуру» и получил приз симпатий экспертного совета (2022).
Где вы родились и провели детство?
Я родилась и выросла в Октябрьском — небольшом городе на границе Башкирии и Татарстана. Конечно, там шла не аульская (деревенская) жизнь, но погружения в национальную культуру было достаточно. К примеру, моя бабушка пекла чак-чак и делала «красный творог» — местные лакомства. На семейных праздниках родственники пели народные песни. Мама и ее сестра в юности читали книги башкирских и татарских авторов. Коробку с этими книгами я нашла лет в одиннадцать. Я обожала скандинавских и британских сказочниц (Туве Янссон, Астрид Линдгрен, Мэри Нортон, Энид Блайтон), а тут увидела, что увлекательные сюжеты могут разворачиваться рядом с тобой. Самым ярким впечатлением стал роман «Униженные» Зайнаб Биишевой, рассказывающий о взрослении девочки в башкирском ауле 1910-х. Именно с него начался мой интерес к национальной культуре.
Как и когда у вас появилась идея написать «Аул»?
На курсе «Проза для продолжающих» в Creative Writing School мне не выпало задание написать про встречу влюбленных в конце XVIII века. Сюжеты про балы показались банальными, и я выбрала обстоятельства Пугачевского бунта. Юноша приезжает с воззванием к башкирским старшинам, а девушка наблюдает за ним с женской половины юрты. Моим рецензентом на этом курсе был Роман Сенчин, писатель родом из Тывы. Он оценил пузырящийся айран, звенящие накосники и другие локальные детали и предложил опубликовать рассказ. Именно тогда я почувствовала, что у меня получается работать с этнической фактурой.
Как вы создавали своих героев? Кто из них вам ближе всего?
Я начинала писать «Аул» как этнохоррор, и элементы этого жанра в истории остались. Как правило, в таких произведениях есть группа детей или подростков и у них должны быть типажи. Изначально я пошла от этих типажей: «красавица», «умница», «спортсменка»… Добавила потом живых деталей, связанных с эпохой и местной культурой. Например, Алтынай — «красавица». Но еще она из предпринимательской семьи: у ее отца и бабушки очень сильный характер, и Алтынай в итоге тоже его проявляет. Зайнаб стремится к книгам и учению. Ей повезло, что она родилась в семье муллы, где все это ценится. Ее мне было писать проще всего, потому что я понимаю, как думают такие девочки. Есть еще охотница Шаура по прозвищу Иргиз («богатырь-девушка»). Ее главное качество — упорство. Самый сложный для меня образ — Хадия, девочка-лесной дух. Наверно, у нас с ней меньше всего общего, но мне было важно ввести в текст персонажа, который одной ногой стоит в ауле, а другой — в урмане.
О чем для вас ваша книга?
В последнее время я говорю, что это история о девочках из башкирского аула XIX века. Все остальное — колдовство, приключения, битвы — добавлено для увлекательности. Прежде всего мне интересно было посмотреть из 2020-x годов на возможности девочек-подростков в ту эпоху. И еще это история о семейном наследии: все получают такие разные наборы и так по-разному ими распоряжаются, какие-то родовые черты становятся силой, а какие-то — слабостью. К примеру, одна из героинь, Хадия, думает, что ее лесная кровь делает ее одинокой, отдаляет от людей, а потом находит в ней защиту.

Ученик медресе рассказывает о семейной трагедии. Его двоюродная сестра влюбилась в юношу из своего аула, но сельским ханжам это не понравилось. Травлю затеяли по высоким стандартам XIX века — чтобы Кабаниха позавидовала.

«Черноликие»
Мажита Гафури

Россыпь историй о взрослении в башкирской деревне в первой половине ХХ века. Семейные драмы перемежаются веселыми мальчишескими приключениями. Главный писатель Башкирии становится собой, путешествуя по аулу вместе со старшей женой своего отца — повитухой.

«Долгое-долгое детство»
Мустая Карима

Еще одна история взросления — на этот раз девочки в 1910-е годы. Если чуток отскрести соцреализм, то вполне себе энциклопедия башкирской жизни. Как рождались, влюблялись, женились, умирали на фоне южных степей Башкирии и катящего волны Большого Ика.

«Униженные»
Зайнаб Биишевой

И бонус для сильных духом: переложение эпоса «Урал-батыр». Это не самое легкое чтение, но оно того стоит. Разъезжающий на льве главный герой — не только воин, но и философ. Его брат — сложный и яркий, как всякий уважающий себя злодей. Девчонки — тоже огонь: оборачиваются в птиц и вершат большие дела. Ну, и если надумаете писать фэнтэзи, мотивов можно утащить гору.

Эпос
«Урал-батыр»
«В „Ауле“ Асия Арсланова работает с историей в разных смыслах этого слова: историей как рассказом, как дисциплиной, как прошлым, без которого нет будущего, и как основой народа, без которой нет народа. Повествование, не меняя строгого, если не сказать сурового, тона и почти не покидая одного башкирского аула и леса вокруг него, становится из этнографического очерка девичьей мелодрамой, психологическим детективом, романом воспитания, мистическим триллером, историческим этюдом и хоррором — и делает это совершенно естественно и довольно беспощадно».
Шамиль Идиатуллин
Писатель
Шамиль Идиатуллин
Писатель
«В „Ауле“ Асия Арсланова работает с историей в разных смыслах этого слова: историей как рассказом, как дисциплиной, как прошлым, без которого нет будущего, и как основой народа, без которой нет народа. Повествование, не меняя строгого, если не сказать сурового, тона и почти не покидая одного башкирского аула и леса вокруг него, становится из этнографического очерка девичьей мелодрамой, психологическим детективом, романом воспитания, мистическим триллером, историческим этюдом и хоррором — и делает это совершенно естественно и довольно беспощадно».
«Почти сказовая интонация и ненавязчивые вкрапления архаичной лексики создают выразительный стиль, позволяющий изнутри прочувствовать быт
и нравы башкирского аула. При этом „Аул“ не очерк и даже не попытка погрузить читателей в прошлое с помощью детективного сюжета. В книге оживает фольклор: артаки, банники, шурале и другие лесные существа оказываются действующими лицами наряду с русским сиротой Сашкой
и с дочерью муллы Зайнаб. Сюжет стартует именно с Сашки, который, потеряв в дороге отца, по счастливой случайности устроился работать к одному из жителей аула — доброму дядьке Миргали. Однако в доме загадочным образом умерли сразу несколько девушек, и Сашка стал главным подозреваемым. В расследовании убийств даже красавице Алтынай предстоит вспомнить свои давние секреты. Не обойдётся и без вмешательства духов, с которыми кое-кто из персонажей познакомится ближе. „Аул“ — многоголосое повествование, где фантастическое сливается с историческим, а национальный колорит соседствует с общечеловеческими вопросами о любви и справедливости. Сложная и насыщенная оригинальными подробностями, но оттого лишь ещё сильнее затягивающая повесть».
Артем Роганов
Интернет-журнал
«Библиогид»
Артем Роганов
Интернет-журнал
«Библиогид»
«Почти сказовая интонация и ненавязчивые вкрапления архаичной лексики создают выразительный стиль, позволяющий изнутри прочувствовать быт и нравы башкирского аула. При этом «Аул» не очерк и даже не попытка погрузить читателей в прошлое с помощью детективного сюжета. В книге оживает фольклор: артаки, банники, шурале и другие лесные существа оказываются действующими лицами наряду с русским сиротой Сашкой и с дочерью муллы Зайнаб. Сюжет стартует именно с Сашки, который, потеряв в дороге отца, по счастливой случайности устроился работать к одному из жителей аула — доброму дядьке Миргали. Однако в доме загадочным образом умерли сразу несколько девушек, и Сашка стал главным подозреваемым. В расследовании убийств даже красавице Алтынай предстоит вспомнить свои давние секреты. Не обойдётся и без вмешательства духов, с которыми кое-кто из персонажей познакомится ближе. „Аул“ — многоголосое повествование, где фантастическое сливается с историческим, а национальный колорит соседствует с общечеловеческими вопросами о любви и справедливости. Сложная и насыщенная оригинальными подробностями, но оттого лишь ещё сильнее затягивающая повесть».
Николай Джумакулиев
Руководитель издательства «Волчок»
«Эту книгу можно прочитать
по-разному: и как захватывающее
фэнтези или страшную сказку,
как завораживающее национальное полотно башкирской жизни,
как историю чужака, обретшего новый дом, и как собрание разных женских судеб —в них-то скрывается ключ ко всему произошедшему».
«Эту книгу можно прочитать по-разному: и как захватывающее фэнтези или страшную сказку, как завораживающее национальное полотно башкирской жизни, как историю чужака, обретшего новый дом, и как собрание разных женских судеб — в них-то скрывается ключ ко всему произошедшему».
Николай Джумакулиев
Руководитель издательства «Волчок»

Проверьте свои познания в башкирской истории и культуре

Проверить!
В каком веке Башкирия вошла в состав России?
В середине XVI века территория Башкирии находилась в составе нескольких государств — Ногайской Орды, Астраханского, Казанского и Сибирского ханств. После завоевания Казанского ханства в 1552 году царь Иван Грозный обратился к башкирам с предложением добровольно войти в состав Русского царства. Во время народных собраний (йыйынов) были избраны представители башкирских родов и организовано посольство в Казань, а затем в Москву для ведения переговоров. В 1557 году переговоры завершились, и башкиры получили жалованные грамоты от царя, в которых были изложены основные условия присоединения. (См. подробнее в разделе «Там, где шурале глядят из леса»).
В середине XVI века территория Башкирии находилась в составе нескольких государств — Ногайской Орды, Астраханского, Казанского и Сибирского ханств. После завоевания Казанского ханства в 1552 году царь Иван Грозный обратился к башкирам с предложением добровольно войти в состав Русского царства. Во время народных собраний (йыйынов) были избраны представители башкирских родов и организовано посольство в Казань, а затем в Москву для ведения переговоров. В 1557 году переговоры завершились, и башкиры получили жалованные грамоты от царя, в которых были изложены основные условия присоединения. (См. подробнее в разделе «Там, где шурале глядят из леса»).
В середине XVI века территория Башкирии находилась в составе нескольких государств — Ногайской Орды, Астраханского, Казанского и Сибирского ханств. После завоевания Казанского ханства в 1552 году царь Иван Грозный обратился к башкирам с предложением добровольно войти в состав Русского царства. Во время народных собраний (йыйынов) были избраны представители башкирских родов и организовано посольство в Казань, а затем в Москву для ведения переговоров. В 1557 году переговоры завершились, и башкиры получили жалованные грамоты от царя, в которых были изложены основные условия присоединения. (См. подробнее в разделе «Там, где шурале глядят из леса»).
В середине XVI века территория Башкирии находилась в составе нескольких государств — Ногайской Орды, Астраханского, Казанского и Сибирского ханств. После завоевания Казанского ханства в 1552 году царь Иван Грозный обратился к башкирам с предложением добровольно войти в состав Русского царства. Во время народных собраний (йыйынов) были избраны представители башкирских родов и организовано посольство в Казань, а затем в Москву для ведения переговоров. В 1557 году переговоры завершились, и башкиры получили жалованные грамоты от царя, в которых были изложены основные условия присоединения. (См. подробнее в разделе «Там, где шурале глядят из леса»).
Дальше
Результаты
Какой город является столицей Башкирии?
В 1574 году отряд стрельцов во главе с воеводой Иваном Нагим построил Уфимский кремль, а уже в 1586 году Уфа получила статус города и стала административным центром Уфимского уезда. В описываемое в романе время — в последней четверти XIX века — Уфа была главным губернским городом, а сейчас она столица Республики Башкортостан. (См. подробнее в разделе «Там, где шурале глядят из леса»)
В 1574 году отряд стрельцов во главе с воеводой Иваном Нагим построил Уфимский кремль, а уже в 1586 году Уфа получила статус города и стала административным центром Уфимского уезда. В описываемое в романе время — в последней четверти XIX века — Уфа была главным губернским городом, а сейчас она столица Республики Башкортостан. (См. подробнее в разделе «Там, где шурале глядят из леса»)
В 1574 году отряд стрельцов во главе с воеводой Иваном Нагим построил Уфимский кремль, а уже в 1586 году Уфа получила статус города и стала административным центром Уфимского уезда. В описываемое в романе время — в последней четверти XIX века — Уфа была главным губернским городом, а сейчас она столица Республики Башкортостан. (См. подробнее в разделе «Там, где шурале глядят из леса»)
В 1574 году отряд стрельцов во главе с воеводой Иваном Нагим построил Уфимский кремль, а уже в 1586 году Уфа получила статус города и стала административным центром Уфимского уезда. В описываемое в романе время — в последней четверти XIX века — Уфа была главным губернским городом, а сейчас она столица Республики Башкортостан. (См. подробнее в разделе «Там, где шурале глядят из леса»)
Дальше
Результаты
Кто из перечисленных персонажей относится к башкирской мифологии?
Шурале — древний лесной народ в башкирской мифологии. Существа с длинными руками, прыгучими ногами и кожей, напоминающей кору деревьев. У них болотные глаза, отливающие зеленью волосы и рог во лбу. Согласно мифам, шурале любят охотиться и ездить на лошадях. Чтобы спастись от них, надо перескочить через ручей, поскольку вода жжет их кожу. Ряд преданий говорит о происхождении некоторых башкирских родов от браков людей с шурале. (См. подробнее в разделе «Родовое древо. Шежере»)
Шурале — древний лесной народ в башкирской мифологии. Существа с длинными руками, прыгучими ногами и кожей, напоминающей кору деревьев. У них болотные глаза, отливающие зеленью волосы и рог во лбу. Согласно мифам, шурале любят охотиться и ездить на лошадях. Чтобы спастись от них, надо перескочить через ручей, поскольку вода жжет их кожу. Ряд преданий говорит о происхождении некоторых башкирских родов от браков людей с шурале. (См. подробнее в разделе «Родовое древо. Шежере»)
Шурале — древний лесной народ в башкирской мифологии. Существа с длинными руками, прыгучими ногами и кожей, напоминающей кору деревьев. У них болотные глаза, отливающие зеленью волосы и рог во лбу. Согласно мифам, шурале любят охотиться и ездить на лошадях. Чтобы спастись от них, надо перескочить через ручей, поскольку вода жжет их кожу. Ряд преданий говорит о происхождении некоторых башкирских родов от браков людей с шурале. (См. подробнее в разделе «Родовое древо. Шежере»)
Шурале — древний лесной народ в башкирской мифологии. Существа с длинными руками, прыгучими ногами и кожей, напоминающей кору деревьев. У них болотные глаза, отливающие зеленью волосы и рог во лбу. Согласно мифам, шурале любят охотиться и ездить на лошадях. Чтобы спастись от них, надо перескочить через ручей, поскольку вода жжет их кожу. Ряд преданий говорит о происхождении некоторых башкирских родов от браков людей с шурале. (См. подробнее в разделе «Родовое древо. Шежере»)
Дальше
Результаты
Кто такой уряк?
Уряк — в башкирской мифологии призрак человека, умершего неестественной смертью. По поверьям, обитает в месте своей гибели или погребения. Является к своим убийцам, наводит страх стуком в дверь и плачем, лишает их покоя, доводит до сумасшествия или самоубийства. (См. подробнее в разделе «Родовое древо. Шежере»)
Уряк — в башкирской мифологии призрак человека, умершего неестественной смертью. По поверьям, обитает в месте своей гибели или погребения. Является к своим убийцам, наводит страх стуком в дверь и плачем, лишает их покоя, доводит до сумасшествия или самоубийства. (См. подробнее в разделе «Родовое древо. Шежере»)
Уряк — в башкирской мифологии призрак человека, умершего неестественной смертью. По поверьям, обитает в месте своей гибели или погребения. Является к своим убийцам, наводит страх стуком в дверь и плачем, лишает их покоя, доводит до сумасшествия или самоубийства. (См. подробнее в разделе «Родовое древо. Шежере»)
Уряк — в башкирской мифологии призрак человека, умершего неестественной смертью. По поверьям, обитает в месте своей гибели или погребения. Является к своим убийцам, наводит страх стуком в дверь и плачем, лишает их покоя, доводит до сумасшествия или самоубийства. (См. подробнее в разделе «Родовое древо. Шежере»)
Дальше
Результаты
Что такое байге?
Байге — конная скачка по пересеченной местности на длинную дистанцию, в которой важнейшую роль играет тактическое мастерство всадника. В «Ауле» в байге участвует жених Зайнаб Касим. (См. «Вместо словаря»)
Байге — конная скачка по пересеченной местности на длинную дистанцию, в которой важнейшую роль играет тактическое мастерство всадника. В «Ауле» в байге участвует жених Зайнаб Касим. (См. «Вместо словаря»)
Байге — конная скачка по пересеченной местности на длинную дистанцию, в которой важнейшую роль играет тактическое мастерство всадника. В «Ауле» в байге участвует жених Зайнаб Касим. (См. «Вместо словаря»)
Байге — конная скачка по пересеченной местности на длинную дистанцию, в которой важнейшую роль играет тактическое мастерство всадника. В «Ауле» в байге участвует жених Зайнаб Касим. (См. «Вместо словаря»)
Дальше
Результаты
Кто такой шакирд?
Шакирд — ученик медресе или другого мусульманского учебного заведения. Шакирды обычно изучают основы ислама, арабский язык, религиозно-схоластические дисциплины и каллиграфию. В «Ауле» шакирдом является Закир, который учится в медресе в Уфе. (См. «Родовое древо. Шежере»)
Шакирд — ученик медресе или другого мусульманского учебного заведения. Шакирды обычно изучают основы ислама, арабский язык, религиозно-схоластические дисциплины и каллиграфию. В «Ауле» шакирдом является Закир, который учится в медресе в Уфе. (См. «Родовое древо. Шежере»)
Шакирд — ученик медресе или другого мусульманского учебного заведения. Шакирды обычно изучают основы ислама, арабский язык, религиозно-схоластические дисциплины и каллиграфию. В «Ауле» шакирдом является Закир, который учится в медресе в Уфе. (См. «Родовое древо. Шежере»)
Шакирд — ученик медресе или другого мусульманского учебного заведения. Шакирды обычно изучают основы ислама, арабский язык, религиозно-схоластические дисциплины и каллиграфию. В «Ауле» шакирдом является Закир, который учится в медресе в Уфе. (См. «Родовое древо. Шежере»)
Дальше
Результаты
Назовите традиционное башкирское блюдо:
Чак-чак — башкирское традиционное мучное изделие. Небольшие полоски теста, замешанного на большом количестве яиц, обжариваются, остужаются, смешиваются с медовым сиропом и выкладываются в форме пирамидки. Праздничный чак-чак украшается конфетами или кусочками ягодной пастилы. (См. интервью с Асией Арслановой)
Чак-чак — башкирское традиционное мучное изделие. Небольшие полоски теста, замешанного на большом количестве яиц, обжариваются, остужаются, смешиваются с медовым сиропом и выкладываются в форме пирамидки. Праздничный чак-чак украшается конфетами или кусочками ягодной пастилы. (См. интервью с Асией Арслановой)
Чак-чак — башкирское традиционное мучное изделие. Небольшие полоски теста, замешанного на большом количестве яиц, обжариваются, остужаются, смешиваются с медовым сиропом и выкладываются в форме пирамидки. Праздничный чак-чак украшается конфетами или кусочками ягодной пастилы. (См. интервью с Асией Арслановой)
Чак-чак — башкирское традиционное мучное изделие. Небольшие полоски теста, замешанного на большом количестве яиц, обжариваются, остужаются, смешиваются с медовым сиропом и выкладываются в форме пирамидки. Праздничный чак-чак украшается конфетами или кусочками ягодной пастилы. (См. интервью с Асией Арслановой)
Дальше
Результаты
На какую часть тела надевается кульдэк?
Кульдэк — просторная рубаха туникообразного кроя, составлявшая основу башкирского традиционного костюма, как мужского, так и женского. Мужские рубахи доходили до колен и ниже, а женские шили до пят. И женщины, и мужчины носили рубахи, не подпоясывая. (См. подробнее в разделе «Башкирский женский национальный костюм»)
Кульдэк — просторная рубаха туникообразного кроя, составлявшая основу башкирского традиционного костюма, как мужского, так и женского. Мужские рубахи доходили до колен и ниже, а женские шили до пят. И женщины, и мужчины носили рубахи, не подпоясывая. (См. подробнее в разделе «Башкирский женский национальный костюм»)
Кульдэк — просторная рубаха туникообразного кроя, составлявшая основу башкирского традиционного костюма, как мужского, так и женского. Мужские рубахи доходили до колен и ниже, а женские шили до пят. И женщины, и мужчины носили рубахи, не подпоясывая. (См. подробнее в разделе «Башкирский женский национальный костюм»)
Кульдэкn — просторная рубаха туникообразного кроя, составлявшая основу башкирского традиционного костюма, как мужского, так и женского. Мужские рубахи доходили до колен и ниже, а женские шили до пят. И женщины, и мужчины носили рубахи, не подпоясывая. (См. подробнее в разделе «Башкирский женский национальный костюм»)
Дальше
Результаты
Как будет «мама» по-башкирски?
Эсэй — мама, агай — дядя, хылыу — сестренка, остабика — самая знающая и уважаемая женщина в селении. (См. подробнее в разделе «Вместо словаря»)
Эсэй — мама, агай — дядя, хылыу — сестренка, остабика — самая знающая и уважаемая женщина в селении. (См. подробнее в разделе «Вместо словаря»)
Эсэй — мама, агай — дядя, хылыу — сестренка, остабика — самая знающая и уважаемая женщина в селении. (См. подробнее в разделе «Вместо словаря»)
Эсэй — мама, агай — дядя, хылыу — сестренка, остабика — самая знающая и уважаемая женщина в селении. (См. подробнее в разделе «Вместо словаря»)
Дальше
Результаты
В каком произведении русской классики описано восстание, в котором приняли участие башкиры?
В «Капитанской дочке» Пушкина описан Пугачевский бунт, вспыхнувший 28 сентября 1773 года и продлившийся вплоть до середины 1775 года. Возглавлял восстание беглый донской казак Емельян Пугачев, объявивший себя императором Петром III. Изначально взбунтовались лишь яицкие казаки, но вскоре к ним присоединились башкиры, татары, калмыки, казахи, чуваши и уральские заводские крестьяне. Пушкин, описывающий осаду Белогородской крепости и Оренбурга, впервые в русской литературе выводит на сцену персонажа башкирца, одного из бунтовщиков, наказанных в 1741 году. (См. подробнее в разделе «Там, где шурале глядят из леса»)
В «Капитанской дочке» Пушкина описан Пугачевский бунт, вспыхнувший 28 сентября 1773 года и продлившийся вплоть до середины 1775 года. Возглавлял восстание беглый донской казак Емельян Пугачев, объявивший себя императором Петром III. Изначально взбунтовались лишь яицкие казаки, но вскоре к ним присоединились башкиры, татары, калмыки, казахи, чуваши и уральские заводские крестьяне. Пушкин, описывающий осаду Белогородской крепости и Оренбурга, впервые в русской литературе выводит на сцену персонажа башкирца, одного из бунтовщиков, наказанных в 1741 году. (См. подробнее в разделе «Там, где шурале глядят из леса»)
В «Капитанской дочке» Пушкина описан Пугачевский бунт, вспыхнувший 28 сентября 1773 года и продлившийся вплоть до середины 1775 года. Возглавлял восстание беглый донской казак Емельян Пугачев, объявивший себя императором Петром III. Изначально взбунтовались лишь яицкие казаки, но вскоре к ним присоединились башкиры, татары, калмыки, казахи, чуваши и уральские заводские крестьяне. Пушкин, описывающий осаду Белогородской крепости и Оренбурга, впервые в русской литературе выводит на сцену персонажа башкирца, одного из бунтовщиков, наказанных в 1741 году. (См. подробнее в разделе «Там, где шурале глядят из леса»)
В «Капитанской дочке» Пушкина описан Пугачевский бунт, вспыхнувший 28 сентября 1773 года и продлившийся вплоть до середины 1775 года. Возглавлял восстание беглый донской казак Емельян Пугачев, объявивший себя императором Петром III. Изначально взбунтовались лишь яицкие казаки, но вскоре к ним присоединились башкиры, татары, калмыки, казахи, чуваши и уральские заводские крестьяне. Пушкин, описывающий осаду Белогородской крепости и Оренбурга, впервые в русской литературе выводит на сцену персонажа башкирца, одного из бунтовщиков, наказанных в 1741 году. (См. подробнее в разделе «Там, где шурале глядят из леса»)
Дальше
Результаты
Вы — начинающий специалист по башкирской культуре!
Вы получили промокод ШУРАЛЕ со скидкой 55% на книгу «Аул».
Подробные условия акции
Начать заново
Вы умеете поддержать разговор о башкирской культуре!
Вы получили промокод ШУРАЛЕ со скидкой 55% на книгу «Аул».
Подробные условия акции
Начать заново
Вы — настоящий знаток башкирской культуры!
Вы получили промокод ШУРАЛЕ со скидкой 55% на книгу «Аул».
Подробные условия акции
Начать заново
Полный доступ к Лабиринту
Найдем вас в Лабиринте или зарегистрируем
Мы отправили SMS с кодом на
Не получили код?
Можно повторить сек. Отправить еще раз
Ответьте на звонок
В течение минуты на позвонит робот и сообщит код подтверждения
Не поступил звонок?
Можно повторить через сек. Позвонить еще раз
Новый пользователь
Мы отправили SMS с кодом на
Не получили код?
Можно повторить через сек. Отправить еще раз
Ответьте на звонок
В течение минуты на позвонит робот и сообщит код подтверждения
Не поступил звонок?
Можно повторить через сек. Позвонить еще раз
Подтвердите почту
Не получили письмо? Можно повторить через сек. Отправить еще раз
Мы отправили код на вашу эл.почту
Не получили письмо? Можно повторить через сек. Отправить еще раз
Ожидание

Подождите, пожалуйста, идет обработка данных...

Добавьте контактные данные
В вашем профиле нет контактных данных
Вы зарегистрированы!

Теперь вы можете использовать для входа кнопку или свой код скидки .

Подключение

В Лабиринте уже зарегистрирован пользователь с телефоном .
Он сможет входить в Лабиринт через , и заполнить свой профиль данными, предоставленными этим сервисом.

Вернуться и выбрать другой способ входа
Подключение

В Лабиринте уже зарегистрирован пользователь с адресом .
Он сможет входить в Лабиринт через , и заполнить свой профиль данными, предоставленными этим сервисом.

Вернуться и выбрать другой способ входа
Спасибо!

Ваш сохранён.

клуб ЖЖ
Введите Ваш логин в ЖЖ, и цена товаров пересчитается согласно величине Вашей скидки
Введите Логин в ЖЖ:
  
пример: username